Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Возрождение прикладного творчества народов Севера, приобщение учащихся к истокам традиционного народного искусства и культуре родного края

Разделы: Преподавание технологии


Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного веками.

Большую роль в этом деле играют школа и учреждения дополнительного образования, которые воспитывают у детей любовь и уважение к народному искусству, обучают их мастерству.

Как же осуществлять на практике приобщение учащихся к художественным ремеслам своего края? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни. Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. В обучении народному искусству не должно быть никакого шаблона и формализма. Здесь очень важна личная инициатива и самодеятельность педагога. Чем больше выдумки и фантазии, тем лучше.

Приобщение учащихся к народному декоративно-прикладному искусству целесообразно начинать с посещения местного краеведческого музея, где сотрудники музея расскажут ребятам много интересного.

Также очень важно посещать выставки декоративно-прикладного искусства, организуемые Центрами народного творчества. Представленные на этих выставках экспонаты, демонстрируют верность традициям народного искусства, выработанное многими поколениями мастеров, чувство материала, умение выявить его красоту, знание старинных технических приемов и навыки мастерства. Во время посещений краеведческих музеев и выставок, учащимся, прежде всего, следует показать те художественные изделия, которые присуще вашему региону.. Наиболее интересные узоры, работы следует сфотографировать. Это ценный методический фонд для творческой работы с детьми можно потом использовать на занятиях.

Начинать занятия следует с простейших упражнений, далее переходить к отдельным орнаментальным мотивам, осваивать традиционные приемы и их исполнения и, наконец, делать целую вещь.

Рекомендую работу начинать с бисерного рукоделия. С самых азов -это плетение на проволочной основе. Это работа доступно для всех детей. С первых же занятий следует приучать учащихся к зарисовке эскиза или рисунка будущего изделия. Главное достоинство - развивает мелкую моторику рук, точность движения пальцев, глазомер, способствует концентрации внимания, а с ними развивается и речь, логическое и конструктивное мышление, творческое воображение. Не устаю напоминать учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Всегда предлагаю полюбоваться материалом. Когда дети освоили плетение на проволочной основе, можно перейти к более сложным приемам плетения. Это может быть браслеты, кулоны, орнаменты. И после этого можно переходит к сетчатому ( полотно “в крестик” ) плетению. В этой технике не все ребята работают с удовольствием, тут важно найти подход к ребенку Параллельно ребята изучают орнаменты народов Севера. Используя, различные орнаменты и техники плетения учащиеся изготавливают пояса, ленты, налобные украшения и различные сувениры. На основе традиционного образца, разрабатывают собственные украшения. (Рисунок №1)

Особое место у народов Севера занимает вышивка бисером. Манера вышивки бисером у разных народов имеет технологические особенности, но каждая умелая мастерица нашивает его на ткань без предварительных рисунков. И в основном встречается один технический прием: “шитье “в прикреп”. В чем он заключается?

Рабочее место должно хорошо освещено и освобождено от всего лишнего. Бисер удобно набирать на иглу, если он насыпан по цветам в низкие баночки или коробочки или рассыпан небольшими кучками на салфетке. Прежде чем приступить к работе, надо убедиться, что материала хватит на все изделия, чтоб не получилось так, что добавлять придется материала другого цвета, когда большая часть работы уже выполнена.

Так же надо подготовить специальную подставку для вышивки. Ее можно сделать самим. Берем деревянную доску размером примерно 30х40 см и обтягиваем сукном или драпом. Вышиваемое изделие закрепляем при помощи булавок на эту подставку. Выбрав тонкую иглу, в настоящее время имеются специальные бисерные иглы, вдеваем прочные нитки и в определенном порядке нанизываем бисер. Одновременно подготавливаем вторую иглу с вдетой в нее ниткой. Шитье бисером производят от центра узора. Нитку с нанизанным на нее бисером, укладывают на заготовку-основу. Строго, направляя ее по контуру орнаментального узора и прикрепляя иглой стежками – перехватами в промежутках между бисеринками. После этого основу с нашитыми, на нее, бисерным узором вшивают в одежду, обувь.

Благодаря такой технике основа с бисерной нашивкой долговечна, что после обветшания одежды ее спаривали и переносили на другой костюм или предмет. Спорки от вышедшей из употребления одежды хранились в особых сумочках и по наследству передавались от матери к дочери. Это способствовало сохранению старых форм и мотивов, орнаментов, приемов композиции и т.д.

Когда учащиеся освоили приемы плетения бисером, легче освоить вышивку бисером. Здесь тоже работа построена от простого к сложному. Начинаем с несложных изделий – это кулоны. Далее переходим к изучению техники вышивки бисером, которую использовали мастерицы Таймыра – долганки. Используя различные приемы декорирования в местных национальных традициях, ребята копируют образцы, а также разрабатывают собственные сувениры. (Рисунок № 2)

В декоративно-прикладном творчестве народов Севера особое место занимает олений мех, оленья шкурка, ровдуга – замша из оленьей шкурки. Так как этого материала у нас практически нет или мало, мы заменили его обычной кожей. Кожа, удивительный материал, прочный пластичный, разнообразный по внешнему виду и интересный в обработке. Мы в своей работе используем кожу, которая уже вышла из употребления: это старые сапоги, плащи, куртки и т.д. Т.е. даем им вторую жизнь. Кожа очень интересный материал для поделок. По коже можно вышивать, расписывать, выжигать, ее можно “жарить”, т.е. подвергать термообработке, влагообработке. Также можно использовать все возможную оплетку, драпировка, интарсия, печать, гравировка, теснение, аппликация и еще многое другое, что можно сделать из кожи. Кожа как мы знаем, бывает разной по структуре, по внешнему виду. Различная кожа ведет себя по-разному, когда ее подвергаем той или иной обработке. Для этого надо знать свойства кожи. А, зная свойства кожи можно изготовить различные изделия, которые могут украсить любой интерьер

Используя прием термообработки изделию можно придать сферическую форму, будь то выпуклая крышечка круглой шкатулки, дутый браслет или имитация поделочного камня. Если вам нужны детали выпуклой формы, например: ягоды, вырезаем заготовку, в данном случае можно обвести любую монету, и кладем на электроплиту с закрытой спиралью. А если вам нужны листики, нагревать листики можно над свечкой, держа деталь пинцетом, но надо быть осторожным, важно не пережечь кожу. В этой технике вы можете изготовить любые цветы, ягоды и подкрасить нитрокраской, гуашью, акриловой краской, покрыть лаком бесцветным, если это необходимо. (Рисунок №3)

Батик – это техника ручной росписи по ткани, но ее применяют и в декорировании кожаных изделий. Отделывают в этой технике значительные по площади поверхности: вазы, шкатулки, обложки, настенные панно, выполненные из некрашеных кож растительного дубления, реже из других кож светлых тонов. Мы для этой цели используем гладкую кожу любой расцветки, можно расписывать как масляной краской, так и гуашью. Если вы работали гуашью, когда краска высохнет, покрываем бесцветным лаком.

Довольно много времени мы уделяем изготовлению сувениров. Одним из приемов может быть оплетение объемных фигур. Объемом может послужить обычная бутылка. На бутылке можно выполнить различные картины. Это панно виноград, земляника, используя различные приемы декоративной обработки кожи. Очень интересно смотрится абстракция. А если бутылка имеет несколько грани, на каждой гране можно выполнить разные рисунки, поворачивая бутылку у вас, каждый раз будет новая работа.

Влагообработка. В силу своих химических и физических особенностей кожа легко принимает любую форму и непринужденно деформируется под воздействием влаги. Для того чтобы придать коже желаемую округлость или угловатость нужны лишь лоскут кожи деревянная болванка требуемой формы вода и клей пва. Замачиваем кожу в растворе две ложки клея на стакан воды и оставляем на 2 часа. Затем натянете кожаную деталь на деревянную болванку до полного высыхания . Во время сушки кожа запомнить форму, которую затем будет сохранять долгие годы. Мы данный прием используем при создании лиц для кукол. Когда кожа высыхает, заготовку грунтуем водоэмульсионной краской и расписываем гуашью.

В большом объеме мы используем такой прием как драпировка. На изнаночную сторону кожи наносим клей и искусственно создаем складки. Складки драпируются пинцетом или просто рукой. Их направление могут быть хаотичными или складки драпируются в определенном порядке. Например: драпировку можно использовать при изготовление цветов, листочков, также драпировку мы используем для создания объема. Для драпировки хорошо подходит тонкая кожа.

Вышивка по коже имеет солидный возраст. Выполнять вышивку можно по коже, замше, спилке, украшают ею одежду, пояса, кошельки. Вышивают различные декоративные дорожки, геометрические' орнаменты. В национальной одежде народов Севера, вышивка сохраняются и передаются из поколения в поколение оригинальные приемы вышивки по коже.

Способ соединения кожаных деталей с помощью оплетки, самый древний из всех, им пользовались, когда и в помине не было клеев, а тем более швейных машинок. Если у вас проблемы с машиной – ее либо нет совсем, либо она отказывается работать с кожей, тогда вас выручит именно оплетка. Кроме своих полезных свойств оплетка очень декоративна, красива. оплетенные края радуют глаз придавая изделию, законченный вид. Отверстия для оплетки делают пробойником и стамеской. Диаметр пробиваемого отверстия должен быть таким, чтобы оно при оплетки полностью закрывалось ремешком. Выполняют оплетку кожаным ремешком. Кожа для ремешка должна быть тонкой и прочной и бахтарма не должна лохматится . Кроят ремешки из длинных полосок кожи, их вырезают ножом по металлической линейке.

Если у вас только небольшие куски кожи, можно и из них получить довольно длинные ремешки: по спирали вырезаем полоску нужной ширины. Затем намочить данную полоску и туго намотать на бутылку. При необходимости, когда полоска высохнет, можно повторит данную операцию. Только учтите, полоска каждый раз будет становиться немного уже. Существуют различные виды оплетки. Таким способом плетения вы можете украсить как сувениры, так и швейные изделия из кожи.

Выжигание по коже производится обычным электровыжигательным аппарат