Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок по русскому языку на тему: "Склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Обучающая: наблюдать за изменениями форм слов, выделять существенные признаки.
  • Развивающая: умение доказывать с опорой на аналог, наблюдать и концентрировать внимание.
  • Воспитывающая: формировать культуру общения – слушать и слышать друг друга.

Основание урока: Общее развитие ребенка – его ума, воли, чувств.

Логика проведения урока:

  • Постановка проблемы.
  • Определение сущности понимания темы урока.
  • Поиск решения проблемы.
  • Итог решения проблемы.

Оборудование:

  • учебник русского языка,
  • цветные кружки для распределения ролей (красный – координатор, желтый – контролер, синий и зеленый – спикеры),
  • карта эксперта,
  • карта-памятка контролера,
  • итоговая карта для проведения рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.

Распределение ролей в группе:

Координатор руководит работой в группе; спикеры защищают работу группы; контролер следит за работой группы и умением общаться.

II. Введение в проблему урока.

На доске предложение:

Ведро было полно чист воды.

У. Прочитайте предложение. Какое окончание нужно написать в прилагательном?

Д. – Ай, потому что так слышится.

Д. Считаю, что нужно написать окончание – ой.

III. Определение сущности понимания темы урока.

У. А доказать, какое именно окончание нужно писать, поможет тема нашего урока: склонение прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.

У. Чтобы понять и доказать какое окончание нужно писать в данном прилагательном, сейчас вы в группах обсудите следующие понятия:

  • что такое склонение? (примеры)
  • что такое прилагательное женского рода? (примеры)
  • что такое основа? (примеры)
  • что такое твердый согласный на конце основы? (примеры)

От каждой группы подходит спикер и берет задание.

Обсуждение понимания данных понятий в группах.

Памятка экспертам:

Внимательно выслушивать выступления каждой группы, на основе выступлений сделать соответствующие записи (верно, неверно).

Группы последовательно высказывают свое мнение о понятиях.

IV. Поиск решения проблемы.

Склонение словосочетаний, предложенных группам: золотая нить, большая перемена, лесная поляна, стальная рама.

От каждой группы подходит спикер и берет карточку со словосочетанием.

После выполнения задания дети выделяют окончания в именах прилагательных. Учитель выписывает выделенные детьми каждой группы окончания на доске по падежам.

Сравнение с культурным аналогом (с. 42, упражнение 274).

У. Совпадает ли ваш вывод с выводом в учебнике?

Д. Окончания прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы у нас в тетради и в учебнике одинаковы.

У. Почему в таблице дано склонение двух словосочетаний?

Д. В первом словосочетании окончания прилагательных под ударением, а во втором – безударные.

У. Какой же вывод можно сделать на основании ваших наблюдений?

Д. Ударные и безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы пишутся одинаково.

Применение знаний на практике.

Вставить пропущенные окончания в именах прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.

Дети записывают предложения с доски, вставляя пропущенные окончания в именах прилагательных.

Первая группа. Брат позвал старш сестру.

Вторая группа. Самолет вырулил на взлетн полосу.

Третья группа. Грузовик ехал по