Урок Кубановедение. Иван Варавва — выдающийся поэт России. Информационно-компьютерные технологии на уроках кубановедения

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями Ивана Вараввы из раздела «Кобзарь»,

с творчеством украинского поэта Т.Г.Шевченко.

Задачи урока:

- расширить представление учащихся о творчестве Ивана Фёдоровича Вараввы;
- продолжить формирование навыка выразительного чтения, умения работать в группе;
- развивать умение анализировать художественные произведения;
- способствовать формированию у детей представления о двух соседних государствах, их истории и народе;
- воспитывать чувство любви к Родине.

Оборудование:

компьютер, видеопроектор (если возможно), Презентация к уроку, выполненная в Power Point (Приложение 1), «Толковый словарь русского языка»

С И. Ожегова, «Тайна географических названий. География Краснодарского края»

Г.Т. Чучмай, тексты стихотворений «Нагорный лес», «Земляника», «Мы тропками спускались быстрыми...», «Русско-украинский словарь»,

«Украинско-русский словарь», тексты заданий для групп.

План.

№ п/п

Этапы урока

Предполагаемая затрата времени
на основные этапы урока на подпункты этапов урока
I. Организационный момент. 1 мин.  
II. Проверка домашнего задания. 12 мин.  
III. Сообщение темы и целей урока. 1 мин.  
IV. Работа по теме урока. 22 мин.  
1. Введение в тему. Словарная работа.   1 мин.
2. Проведение параллелей в творчестве

Т.Г. Шевченко и И.Ф. Вараввы.

  1 мин.
3. Знакомство со стихотворением «Сон»:   (5 мин.)
а) чтение стихотворения хорошо читающим учеником;   (1 мин.)
б) коллективный анализ стихотворения;   (2 мин.)
в) чтение стихотворения «Сон» Т.Г. Шевченко учителем;   (1 мин.)
г) анализ восприятия стихотворения.   (1 мин.)
V. Физкультминутка    
4. Работа в группах:   12 мин.
а) распределение заданий;   (1 мин.)
б) самостоятельная работа в группах;   (3 мин.)
в) ответы групп учащихся.   (8 мин.)
5. Коллективный анализ стихотворений   3 мин.
  Тестирование. (На случай оставшегося времени.) (2 мин.)  
VI. Проверка знаний учащихся. (На случай оставшегося времени.) (1 мин.)  
VII. Итог. 2 мин.  
VIII. Домашнее задание. 1 мин.  
IX. Выставление оценок. 1 мин.  
Итого

40 мин.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством известного кубанского поэта Ивана Фёдоровича Вараввы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Вхождение в урок.

- Кубань по праву называют «житницей России».

До самого горизонта тянется плотная стена колосьев. Подует ветер, и золотистая стена колышется как живая, по пшеничному полю бежит волна. Красиво, как у моря.

- Дома вы готовили стихотворения Ивана Вараввы из раздела «Хлеб Кубани» и иллюстрации к ним.
- Выберите лучших чтецов.

2. Выразительное чтение учащихся стихотворений Ивана Вараввы из раздела «Хлеб Кубани».

III. Сообщение темы и целей урока.

- Прочитайте тему урока. Иван Варавва – казачий кобзарь России. (На доске фотография поэта).
- Есть ли непонятные слова в теме?
- Кто объяснит лексическое значение слова, используя «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой?
- Какие задачи мы сегодня ставим на уроке (ребята читают из со слайда презентации).
- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы выполнить эти задачи? (Читать стихотворение, анализировать, быть внимательными, собранными.)

IV. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

Кобзарь – украинский народный певец, играющий на кобзе.

- Какое ещё слово требует разъяснения? (Кобза).
- Найдите толкование этого слова.

Кобзастаринный украинский струнный щипковый инструмент [ 7].

Ударение может падать как на первый, так и на второй слог, а вот слово кобзарь произносится только с ударением на второй слог.

Посмотрите, как выглядит этот инструмент.

Произнесите название украинского народного инструмента с ударением на второй слог.

- Это существительное женского рода.
- Произнесите название инструмента в родительном падеже. (Нет кобзы, ударение на второй слог).
- Как называют украинского певца, играющего на кобзе? (Кобзарь).

Кобза – струнный инструмент с корпусом, похожим на корпус лютни, и с небольшим, слегка отогнутым назад грифелем. Играли на ней при помощи плектра.

Этот инструмент особенно распространился в 16-18 веках.

2. Проведение параллелей в творчестве Т.Г.Шевченко и И.Ф.Вараввы.

Много веков назад появились на Украине кобзари. Это были странствующие певцы, часто слепые. Но слепота не мешала им видеть зло, которое творилось вокруг, беды, которые обрушивались на простых людей. Обо всём этом, о судьбе народной, о борьбе украинцев с угнетателями пели кобзари, аккомпанируя на кобзе.

Кобзарём называл себя великий украинский поэт Т.Г.Шевченко. Ведь он тоже воспевал простых людей, призывал бороться с угнетением и произволом.

Свой сборник стихотворений он так и назвал «Кобзарь».

- Какая связь с темой, как вы думаете?
- Дело в том, что в 1999 году в «Кубанских новостях» вышла статья «Два кобзаря», в которой было написано, что Иваном Вараввой продолжена и значительно расширена поэтическая галерея исторических личностей - казачьих атаманов, безвестных героев, воспетых Т.Г.Шевченко.
- Как понять поэтическая галерея? (Выставка, ряд.)

Т.Г.Шевченко писал на украинском языке, который близок И.Варавве.

- Почему? (И.Варавва учился в Киевском Государственном университете имени Тараса Григорьевича Шевченко).

Русский язык – один из славянских языков. К восточнославянской ветви относятся русский, украинский, белорусский языки. То есть в этих языках много общего, много общего и в истории этих народов.

- Какое важное историческое событие произошло в 1861 году? (Было отменено крепостное право).
- Что вы знаете об этом?
- Кто отменил крепостное право?

Тарас Григорьевич Шевченко был крепостным крестьянином, который был выкуплен из помещичьей неволи, поэтому ему очень близка эта тема.

Иван Варавва не только продолжил традиции этого поэта, но и перевёл несколько его стихотворений на русский язык.

3.Знакомство со стихотворением «Сон».

а) чтение стихотворения хорошо читающим учеником;

Сон.

На панском поле жито жала И снится ей, тот сын Иван,
И чтоб усталость потушить, Собой пригожий и богатый,
Расправив плечи поспешала Не одинокий, а женатый –
Ивана сына ублажить. На «вольной» видится он сам.
Дитя в пелёнках голосило, Не крепостной казак в неволе,
В тенёчке лёжа, под снопом. А на своём весёлом поле,
Распеленала, накормила С женой-красой пшеницу жнут,
И, задремав коротким сном, А детки полдничать несут

 

В полёте лёгком воспарила…
И улыбнулась от того…
Проснулась – нету ничего.
Слеза на пажити упала,
Дитя обратно спеленала.
Спокойно стала грудь дышать:
Ещё копну пошла дожать.

1858 г.

С.-Петербург

б) самостоятельное чтение стихотворения;

в) анализ стихотворения;

- О чём это стихотворение? (О крестьянке, которая работала на барщине, о том, как ей приснился сон. Всё говорит о желании быть вольным человеком).
- Найдите строки, в которых описывается тяжёлый труд женщины?
- Какие строки окунают нас в жизнь крепостных крестьян?
- Зачитайте строки, в которых идёт о речь о мечтах крестьянки.
- Как вы понимаете слово «ублажить»? (Успокоить).
- Зачитайте строки, в которых показано безвыходность положения крестьян?
- Какова идея стихотворения? (Желание быть свободными).

г) чтение стихотворения Т.Г.Шевченко «Сон» учителем на украинском языке;

А сейчас вы услышите это стихотворение на украинском языке, на родном языке Т..Шевченко. Словно реченька журчит украинська мова. Не зная украинского языка, вы догадаетесь о смысле стихотворения.

Постарайтесь ответить на вопросы:

- Какие слова на украинском языке вам особенно понравятся?
- Какие слова схожи по звучанию с русским языком?
- Какие слова вам будут непонятны?

г) анализ восприятия стихотворения:

Ответы на вопросы.

- Если кому-то интересно, может прочитать это стихотворение в сборнике «Кобзарь» на украинском языке и в сборнике «Гомон дикого поля» на русском языке. Обе книги на нашей классной выставке.

Физкультминутка.

Работа в группах (знакомство с произведениями поэта):

а) распределение заданий;

- А сейчас вы самостоятельно познакомитесь со стихотворениями И.Вараввы. Работать будете в группах.

Учитель раздаёт трём группа учащихся тексты стихотворений. Группы должны познакомиться с содержанием произведений, выполнить задания и подготовиться к ответу, используя алгоритм.

Задание командам.

  1. Прочитать стихотворения.
  2. Разобрать сложные слова.
  3. Найти толкование по словарю.
  4. Научиться читать стихотворение выразительно.

Учитель предлагает учащимся алгоритм ответа.

Помощник при ответе.

  1. Как называется стихотворение?
  2. Кто его автор?
  3. Какие сложные слова встретились в тексте?
  4. Дайте толкование непонятных слов.
  5. Прочитайте текст выразительно.
  6. В чём идея стихотворения?

Стихотворение для 1 группы.

Стихотворение «Мы в гору тропками взбирались …» не должно быть сложным для восприятия четвероклассников, если, к тому же, они сами ходили в походы и знают вкус победы над покорённой вершиной. Поэтому учитель сам может выбрать группу, которая справится с данным заданием.

Мы в гору тропками взбирались, И вот внизу валы глухие
Где бродит редкий человек. И берег с тонкою косой.
Забыв про отдых и усталость, Морская вольная стихия
Мы пили синь подземных рек. Швыряет в небо бирюзой.
Искали грецкие орехи И всё смешалось: краски, звуки,
И рвали тёрен и кизил, Гул моря, неба бирюза. –
А под горой смеялось это, В горах обветренные руки,
Пока не выбилось из сил. В пути усталые глаза.

Стихотворение для 2 группы.

В стихотворении «Земляника» нет сложных для восприятия четвероклассников слов, поэтому работу с ним можно предложить более слабым ребятишкам.

ЗЕМЛЯНИКА.

Земляничное поле –
Необычное поле!
Грозди ягод повисли
Среди солнечных листьев.
Собирают их в мае
Под кавказской грядою
По рядам орошают
Ключевою водою.
Целый день –
Под горою
Полыхает зарёю,
Розовеет игриво
Ароматное диво.

Стихотворение для 3 группы.

Стихотворение «Нагорный лес» сложное для восприятия четвероклассников, поэтому после чтения учащихся необходимо уделить внимание анализу. Это произведение необходимо дать сильной группе учащихся.

«НАГОРНЫЙ ЛЕС»

Нагорный лес не ропщет, не вздыхает: И южные, и северные склоны
Ещё деревьям нечем шелестеть, Сияньем золотым озарены,
И на реке бесследно утопает Пригнув рогов ветвистую корону,
Былой листвы тускнеющая медь. Олень вдыхает шорохи весны.
Колышет солнце пенистая Мзымта Всё явственней её весёлый почерк,
И дятел шлёт обрывки телеграмм. И скоро пробуждающийся лес –
Ветвей зелёно-розовая дымка Из тишины и тьмы озябших почек –
Клубится, колыхаясь, по горам. Листвой ударит в марево небес.

б) самостоятельная работа учащихся в группах;

в) ответы групп учащихся;

5. Коллективный анализ стихотворений.

«ЗЕМЛЯНИКА»

- Можно сказать, что стихотворение написано о нашем крае? (Да, в нашем посёлке большие земельные угодья используют для выращивания земляники.).
- Кто бывал на земляничном поле?
- Кто собирал землянику?
- Согласны ли вы с суждениями автора?
- Как называет автор земляничное поле? («необычное поле»).
- Какие эпитеты он использует? («ароматное диво», «солнечные листья»,).

В помощь учащимся можно поместить на доске зрительные опоры.

Эпитет - определение придающее выражению образность и эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмет.

Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Метафора – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, по предмету – овеществлением).

- Кто ухаживает за полями? Прочитайте.
- Куда собирают землянику?
- Найдите сравнение в тексте?

«НАГОРНЫЙ ЛЕС»

- Найдите в тексте эпитеты. («Былой листвы тускнеющая медь», «и южные, и северные склоны сияньем золотым озарены», «всё явственней её весёлый почерк»).
- Найдите в тексте метафору? («не ропщет, не вздыхает», «дятел шлёт обрывки телеграмм», «листвой ударит в марево небес», «и скоро пробуждающийся лес»).

Дети показывают на карте местонахождение реки Мзымта.

- О каком времени идёт речь? Докажите.

(Пригнув рогов ветвистую корону, олень вдыхает шорохи весны»,

«ещё деревьям нечем шелестеть», «всё явственней её весёлый почерк, и скоро пробуждающийся лес – из тишины и тьмы озябших почек листвой ударит в марево небес».

- Прочитайте первое четверостишье. Как вы понимаете эти строки? (Начало весны. Листвы ещё нет, деревья обнажены.).

Объясните следующие слова: «не ропщет», «всё явственней».

- Объясните происхождение слова Мзымта.

«Мзымта – от адыгейского «мжуте» - бурная, то есть бурная река. Это самая южная река России. Из десятка рек, речек, речушек, впадающих в Чёрное море в раойоне Большого Сочи, Мзымта самая полноводная, самая красивая и быстротечная».

«МЫ В ГОРУ ТРОПКАМИ ВЗБИРАЛИСЬ…»

А теперь прослушаем стихотворение.

Дети читают текст.

Отвечают по плану.

Анализ стихотворения.

- Какие чувства вызвали в вас эти строки? О чём они напомнили? (О летних походах).
- Найдите эпитеты в тексте.
- Найдите метафору. («Смеялось эхо», «морская вольная стихия швыряет в небо бирюзой»).

V. Итог.

- Какова была тема урока?
- Выполнили ли мы задачи урока?
- Что узнали нового на уроке?
- Что вам хотелось бы повторить?

VII. Домашнее задание.

  1. По желанию выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений, прозвучавших на уроке.
  2. Попробовать свои силы в сочинении стихов или рассказов о красоте природы родного края.
  3. Проиллюстрировать выбранное стихотворение или найти иллюстрации к нему.

VIII. Выставление оценок.

  1. Оценивание домашнего задания (учитель должен был выставить и прокомментировать при его проверке).
  2. Оценивание групповой работы учащихся.

Использованная литература

  1. Варавва И.Гомон дикого поля: стихотворения и поэмы. – Краснодар: «Советская Кубань», 2000. – 608 с.: илл.
  2. Ганич Д.И., Олейник И.С. Русско-украинский словарь. Изд.5.-К. Радянська школа, 1979.
  3. Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся/ С.В.Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
  4. Писатели Кубани: Библиогр.сборник/ под ред. В.Н.Неподобы. – Краснодар: «Северный Кавказ», 2000. – 208 с.
  5. Тайна географических названий. География Краснодарского края. – 2-3 изд., испр. И доп. – Краснодар: Кубанский учебник, 2000. – 144 с.: илл.
  6. Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
  7. Украинско-русский словарь. Издание пятое. Киев, 1984 г.
  8. Шевченко Т.Г. Кобзар. – К. 1983.