Национально-региональный компонент в преподавании биологии

Разделы: Биология, Экология


В настоящее время происходит интеграция знаний по естественным наукам, сближение гуманитарных и естественных наук, науки и искусства. В таких условиях школа должна воспитывать и обучать детей реальной жизнью, прививая им необходимые умения и навыки. Воспитание реальной жизнью великие мыслители прошлого стремились показать как “естественное”, “природосообразное” воспитание.

Национально-региональный компонент биологического образования включает в себя то, что непосредственно связано с региональными, национальными особенностями, что должно помочь освоению школьниками национальной культуры в диалектическом единстве с общечеловеческой.

На первый взгляд, региональное относится к социальному “плоскостному” бытию человека, так как означает лишь учёт местных условий. В действительности же в круг регионального попадает всё, что связано с конкретным географическим и социально организованным пространством.

Как национально-региональный компонент формируется понятие об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ. Это позволяет обосновать необходимость научного подхода к использованию растительных богатств, организации их охраны и восстановления. Значительная часть этих видов имеет запас сырья только в нашем регионе.

К сожалению, в связи с современным техническим прогрессом, экономическим ростом сел и городов, увеличилось антропогенное воздействие на природу: обсуждается проблема охраны местной флоры и фауны и, в первую очередь, редких видов эндемических растений и животных, бездумно уничтожаемых заготовителями. Весьма слабым остаётся до настоящего времени уровень пропаганды экологических знаний среди широкого круга населения.

К примеру, бытует мнение, что хищные птицы приносят вред, нападая на промысловых птиц и животных. По этой причине многие охотники-любители без разбора отстреливают хищных птиц. Однако последние могут приносить реальную пользу, питаясь грызунами-вредителями сельского хозяйства, и многие птицы к тому же занесены в Красную книгу, нуждаются в региональной охране. Краеведческий материал призывает учащихся внимательнее относиться к природе своего края.

Составление учебных программ и их корректировка с введением национально-регионального компонента базируется на региональном экологическом, краеведческом и фенологическом материалах. Изучение представителей местной флоры и фауны, а также мероприятия по охране природы составляют до 30% от общего количества учебного материала. Включение местного материала значительно обогащает содержание образования, делает его живым, доступным, интересным. При этом у учащихся повышается активность, самостоятельность на уроках, приобретается особая эмоциональная окраска занятий, что способствует творческому усвоению основных понятий, законов, положений биологической науки. Практические навыки по разделам биологии связаны с умением различать живые организмы, работать с определителями, наблюдать и документировать особенности образа жизни отдельных представителей растений и животных своего региона, что требует пересмотра не только содержания образования, но также форм, методов и методических приемов обучения, которые будут:

  • стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
  • способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
  • обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений;
  • вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.

Процесс обучения строится в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам, и жизнь проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растительным и животным миром люди связывали свои судьбы, что является твёрдой основой для осуществления экологического воспитания. Проблема охраны природы заставляет школьников задуматься, к каким последствиям приведёт активное вмешательство человека в природу. Например, в Забайкалье ягельники после пожаров восстанавливаются только через 30-50 лет.

Человек постоянно вступает в определённые отношения с окружающей средой. Преклонения перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений, и ряд других мер природоохранной направленности используются на урочных и внеурочных занятиях. Школьники учатся бережно, с пониманием относиться к каждому дереву, зверьку или насекомому, живой природе своего края. Правильное общение с природой породило ряд обычаев, правил поведения и традиций в народной педагогике. Ценным является то, что каждый ребёнок с младенчества усваивает мудрый совет: будь всегда добр с природой. Одним из главных принципов этнопедагогики бурят является воспитание человека, как части огромной экологической системы, а не как властелина её закономерностей, могущего безнаказанно пользоваться её ресурсами. Например, не разрешается губить одинокое дерево, разорять муравейники, птичьи гнёзда, осквернять огонь, загрязнять воду и т.д. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что поможет совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Оно связано с тем, что все эти верования, обычаи, установленные порядки сегодня прямо выходят на экологическое воспитание.