Тема урока: "Искусство ХХ века. Авангардизм"

Разделы: МХК и ИЗО


Материал статьи может быть использован на уроке по теме “Искусство ХХ века”. Представлена презентация (см Приложение) по данной теме, которая поможет создать первоначальное представление о живописи начала ХХ века, сделать попытку проанализировать, сравнить и ответить на вопрос об отличительных особенностях этого искусства от искусства прошлых эпох.

На данном уроке учащиеся должны получить представление об авангардной живописи. В широком смысле, к “авангардизму” причисляют все новаторские, нетрадиционные устремления в искусстве начала ХХ века. В узком смысле, понятие “авангардизм” относится к конкретному кругу идейно-художественных явлений в искусстве и имеет собирательное обозначение всех новейших течений, таких как, фовизм, футуризм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, примитивизм, сюрреализм.

Далее на уроке последовательно даются определения всех направлений, перечисляются имена наиболее ярких представителей. Коротко представляются творческие портреты одного-двух художников каждого направления.

ФОВИЗМ и творческий портрет Анри Матисса – французского живописца, скульптора, графика, декоратора. В его картинах почти нет объема, а вся композиция строится на контрасте цветов. Цвет – основное выразительное средство в его полотнах, утверждающих красоту и радость бытия (“Вид из окна. Танжер”, “Красные рыбки”, “Розовая комната”).
Фовисты стремились создать новую реальность, которую они приравнивали к творениям природы. Их произведения открывают фантастический, полный радости мир красок и ощущений. Особенность художественного метода – цвет. Цвет достигает своей полной выразительности тогда, когда он организован и его интенсивность соответствует интенсивности чувств художника.
Единство группы фовистов было недолговечным. Скоро каждый из них пошел своим путем.

КУБИЗМ сначала сформировался как течение в живописи, а уже потом был осмыслен теоретически. Для кубизма характерны: геометризация форм; создание объема не светотенью, а цветом; главенство композиции, в которой выражается воля художника.
Творцом кубизма стал Пабло Пикассо – французский (испанец по происхождению) живописец, график, скульптор, декоратор. В начале ХХ века он пришел к мысли, что живопись не способна разрешить проблемы эпохи. Искусство может лишь интерпретировать, анализировать, создавать пластические формы – и не более того. Прошел в творчестве периоды: голубой (1901–1904 гг.), розовый (1905–1906 гг.), кубический (с 1907 г.) , когда через деформацию внешнего облика предмета пытается выявить его структуру (“Старик-нищий с мальчиком”, “Авиньонские девицы”).

ФУТУРИЗМ. Некоторые приемы футуристами заимствованы у кубистов – они также “ломали” предметы на части. И если кубисты пробовали показать предметы с разных сторон одновременно, то футуристы представляли изображаемые предметы еще и в разные времена.
Умберто Боччони – итальянский художник и скульптор, преследуя идею движения сквозь время и пространство, создавал произведения, полные динамизма и вихревых космических сил (“Материя”, “Развитие бутылки в пространстве”, “Конь + Всадник + Дом”).
Футуризм – явление в искусстве кратковременное.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ зародился в Германии (в 1905 г. в Дрездене создано объединение “Мост”, сопровождавшееся рядом выставок его участников) и развивался параллельно с фовизмом во Франции. В отличие от фовистов экспрессионисты не стремились к красоте; им присуще внимание к содержанию. С помощью картины экспрессионисты надеялись разрешить общественные противоречия эпохи. И, как результат, состояние удрученности, разочарования и досады; неспособность увидеть в мире что-либо, кроме уродства и зла. Для выражения порывов чувств они использовали либо кричащие, яркие краски, либо мрачные, грязноватые тона; небрежные движения кисти; резкие и упрощенные формы, сознательное их искажение.
С экспрессионизмом как художественным течением покончили пришедшие к власти в Германии в 1933 г. нацисты. Гитлер объявил их искусство “дегенеративным”, подлежащим уничтожению.

АБСТРАКЦИОНИЗМ. Основоположником и теоретиком направления был Василий Кандинский. Им созданы первые “беспредметные” произведения, в которых бесформенные пятна в ярких сочетаниях пересекаются кривыми или извилистыми линиями. В.Кандинский создает “психофизиологическую” теорию живописи: “Появляется на свет психическая сила краски, рождающая вибрацию души”.
Художник отмечает основные закономерности воздействия линий, цвета, пятен на человека:

  • белое – начало, рождение, глубочайшее молчание;
  • черное – конец, печаль, смерть;
  • желтое – беспокойство, наглое и навязчивое воздействие;
  • синее – углубленность, зов к бесконечности, пробуждение желания к чистоте и сверхчувственности;
  • зеленое – самодовольное спокойствие;
  • красное – беспокойство, кипение, негодование.

Говорят, что картины Кандинского рождают эмоциональную музыку. Всматриваемся в его “Импровизации”, “Композиции”, и, может быть, для нас прозвучит их сокровенный смысл.

СУПРЕМАТИЗМ Малевича (Казимира Малевича называют отцом супрематизма).
Само слово “супрематизм” – неологизм, основанный на польском лексиконе – родном языке К.Малевича. Оно означало превосходство новой живописи над всем, что ей предшествовало.
В декабре 1915 года художник выставил в Петрограде 39 “беспредметных” композиций, среди которых был простой “четырехугольник” – “Черный квадрат на белом фоне”. В этом же году был опубликован манифест “От кубизма и футуризма к супрематизму”.
“Белый манифест” 1918 года показал, что супрематизм переместился в сферу идеального. Малевич воспевает революцию чистого духа, “сверхчеловека”; провозглашает власть новой пространственной идеи – бесконечности. Эта идея, по мысли автора, определяет и новое сознание, т.е. сознание человека, который принимает на себя ответственность за все философские выводы из этой новой картины мира.
В конце 20-х годов отказ искусству в праве на автономный язык привел к вытеснению “беспредметничества” из мастерских художников. В 1932 г. все независимые группировки были упразднены.

ПРИМИТИВИЗМ. В начале ХХ века в Европе получили широкое распространение идеи о том, что действительность настолько антигуманна и уродлива, что недостойна быть отображенной в искусстве. При этом человек представляется либо совершенным животным, лишенным духовной жизни, либо утонченным эстетом, далеким от жизни.
Анри Руссо – один из ярчайших представителей примитивизма. Его называли “наивистом” и “художником детства”. Он создавал мир детской мечты, навеянный книжными иллюстрациями.
Одним из самых интересных проявлений примитивизма было творчество Марка Шагала. Конечно, есть черты и других направлений в его полотнах, но в основе – удивленный, растерянный и восторженный взгляд талантливого человека на мир. Творчество М.Шагала отличается религиозной направленностью. Параллельно в нем звучит тема любви (“Венчание”, “Над городом”).

СЮРРЕАЛИЗМ предлагает рассматривать искусство как средство перехода от рассудочной реальности к “сверхреальности”, воплощающей, по их мнению, подлинную природу человека, свободную от рассудка и морали. В сюрреализме нет порядка и разумного смысла – все подчиняется случайности сновидения. Художники-сюрреалисты стремятся воздействовать на психику зрителя причудливостью своих ассоциаций, воспроизводящих образы из мира кошмарных сновидений или бреда душевнобольных.
Сальвадор Дали – испанский живописец, скульптор, график. Его картины – это фантасмагории, в которых противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов придана видимая достоверность и убедительность (“Постоянство памяти”, “Три юные сюрреалистические женщины держат оболочку оркестра в руках”).
Рене Магритт – бельгийский живописец, использует фантастические и тревожные, навеянные сновидениями образы (“Невидимый мир”. “Смысл ночи”).

Таким образом, приведя к мощному обновлению всего художественного языка, “авангардизм” придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более что расцвет его совпал с волной войн и потрясений начала ХХ века.