Разработка интеллектуальной игры для второклассников: "Новые сказки от кота Потряскина"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Цель: Развитие творческого мышления детей через создание благоприятной психологической атмосферы для общения детей и взрослых.

Задачи:

  • Развивать внимание, воображение, умение выделять главное и видеть скрытую информацию;
  • Способствовать формированию волевых качеств личности: целеустремленности, настойчивости, упорства, умения доводить начатое дело до конца;
  • Повышать уверенность детей в своих силах, стимулировать попытки учащихся добиться положительного результата;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения среди детей и взрослых;
  • Развивать умение слушать других людей, развивать навыки рефлексии.

Материалы (оборудование):

  • иллюстрации к сказкам;
  • стимульный материал: конверты с заданиями для болельщиков, клубок ниток, морковь, удочка, миска, кувшин и т.д.;
  • комплект “орденов” для награждения ребят;
  • костюм кота Потряскина.

Ход игры

Мур – р! Здравствуйте, девчонки и мальчишки, а также их учителя и родители! Я - ученый кот Потряскин, и мне очень хочется со всеми вами познакомиться! А давайте вы все вместе, громко, дружно, хором, назовете свои имена – вот так мы и узнаем друг друга.

(По сигналу Потряскина все выкрикивают имена).

Молодцы! Ну, а чтобы стать друг другу еще ближе, предлагаю познакомиться так, как это делают животные в моей любимой сказочной стране: те, у кого имена начинаются на букву “М” - будут мычать, как коровки, или мяукать, как котята. Давайте попробуем, три – четыре! Те ребята, у кого имена начинаются на букву “Б” - будут блеять, как овечки,

…на “С” - свистеть,

…на “О” - орлами летать,

…на “К” - кудахтать, как курочки, кукарекать, как петушки,

…на “А” - покажут антилоп с рогами,

…на “Г” - будут гоготать, как гуси,

…на “Р” - порычат, как тигры,

…ну, а если я не назвал чью-то букву – похлопайте в ладоши! Вот мы и познакомились!

А сейчас, мур, мне бы хотелось немножко рассказать о себе. Я – ближайший родственник Пушкинского кота, который родом из тех мест, где чудеса, где леший бродит, русалка на ветвях сидит. Да, верно, это мой прапрадед, с него и начинается наш род котов-сказочников: и он, и мой дедушка рассказывали мудреные сказки. Ну а я, кот Потряскин, даже стал профессором – сказочником, и сегодня пришел к вам в гости не с пустыми лапами, а с задачником - не простым, сказочным. И сказки эти тоже мудреные, кусачие, с подвохом, требующие нестандартных решений.

Да, я совсем забыл спросить: ребята, вы любите сказки? Мур, прекрасно! А решать необычные, интересные задачки и соревноваться? Тогда я приглашаю вас в этот прекрасный, удивительный мир, где мы найдем и то и другое.

Итак, наше путешествие-соревнование начинается!

Команды 2А и 2Б классов занимают свои места под бурные аплодисменты зрительного зала (состав команд формируется заранее). Остальные ребята будут болельщиками, или группой поддержки! Но какое соревнование проходит без жюри? Жюри – это самые справедливые и ответственные люди, за решенную задачу они будут присуждать по 1 баллу. Стоит отметить, что у болельщиков тоже будет возможность помочь своим командам заработать баллы. Ну а в конце соревнования наше уважаемое жюри огласит результаты работы каждой команды и определит победителей.

Кот представляет жюри.

Ну что ж, вы готовы? Тогда я предлагаю вам первое задание:

Каждой команде нужно придумать “сказочное” название, девиз и представить их всем. На это вам дается 1 минута, время пошло….

По истечению 1 минуты дети представляют команды, жюри объявляет результаты.

Молодцы, ребята! Сейчас я убедился, что вы действительно любите сказки.

А теперь, уважаемые болельщики, у вас есть возможность заработать по одному баллу для своих команд: сейчас я вам раздам карточки с названием задачки-сказки. Но вот беда, мой волшебный дружище Буквоед обгрыз все буквы, поэтому я прошу вас восстановить их.

(Ребята восстанавливают недостающие элементы букв, прочитывают название сказки).

Какие вы молодцы, ребята! Мне помогли, баллы для своих команд заработали, и мы смогли узнать название сказки – “Дремучий лабиринт”.

Где мой задачник? Вот, слушайте внимательно, уважаемые команды, потому что в этом задании есть вопрос, на который вам необходимо ответить. И еще: давайте договоримся, что вы сначала выслушаете меня, потом вам будет дано 2 минуты на размышление. Для решения задач можете использовать вот эти предметы, лежащие на столе (показывает на стимульный материал).

Детям зачитывается сказка, а на доске вывешивается иллюстрация к ней:

Давным-давно греческий город Афины платил дань ужасному чудовищу по имени Минотавр, великану с головой быка. Каждый год отдавали горожане самых красивых юношей и девушек Минотавру на съедение. Домом Минотавру служила хитрая ловушка – Лабиринт. Кто входит в Лабиринт – уже не мог найти выход наружу. Когда пришла пора Афинам платить дань, жребий пал на смелого богатыря Тезея. Решил Тезей сразиться с минотавром и убить его. Но что делать герою, даже если он победит чудовище? Ведь все равно из запутанного Лабиринта никто еще не смог найти выход…

Подсказка от кота Потряскина:

Вот бы отметить путь героя к Минотавру, тогда и назад дорожка была бы проложена.

А этот Минотавр мышей не боится? А то б я его так напугал, что он бы сам из Лабиринта выскочил!

Дети решают задачу, используя предметы.

Ответ:

Помогла Тезею мудрая принцесса Ариадна – дала клубок шерсти и надоумила Тезея привязать конец нити ко входу. Потом, когда Минотавр будет сражен, нужно смотать клубок обратно, и нить сама приведет к выходу. Поблагодарил Тезей принцессу и спрятал под одеждой меч и клубок. Как Ариадна задумала – так и случилось. Герой убил Минотавра и вышел из Лабиринта.

Это с тех пор люди называют верный способ выхода из затруднений “нитью Ариадны”?

После предъявленных ответов: Молодцы, ребята, какие вы умные и находчивые!

И вновь задание для болельщиков: выполнив его, вы сможете помочь своим командам – заработать для них по одному баллу.

Представителям группы поддержки от каждой команды необходимо собрать мозаику с изображением героев сказки-задачки. Кто быстрее соберет мозаику – тот принесет своим любимцам заветный балл:

(Болельщики собирают мозаику, жюри фиксирует и объявляет результаты, а кот зачитывает название).

Итак, это моя любимая сказка-задачка называется: “Кто кого переупрямит?”.

Кот Потряскин рассказывает сказку, на доске вывешивается иллюстрация:

Жил на Востоке бродячий мудрец Ходжа Насреддин. Не было под луной такого места, где не побывали бы он и его верный серый ишак.

Нрав у ишака был ишачий – капризный и упрямый. Например, везет он хозяина по дороге и чует, что сбоку, с огорода, морковкой пахнет. Сворачивает на огород, а потом ни с места – ждет, чтобы его морковкой угостили.

Долго терпел Ходжа Насреддин эти капризы и упрямство, а потом придумал, как ишака переупрямить. Подумайте и вы!

Подсказка от кота Потряскина:

Ну и пусть ишак гоняется за вкусным морковным запахом. Только надо эту вредную привычку на пользу обратить.

Наверное, ишак за морковкой – как кот за мышкой.

(Дети отвечают на поставленные вопросы).

Ответ:

Купил Ходжа Насреддин на базаре самую сладкую морковку, подцепил на длинный шест и подвесил прямо перед носом ишака. Теперь ишак всегда идет за этой морковкой – вперед!

А вот если бы Ходжа Насреддин жил на севере, он бы ездил на собаках и перед носом у вожака косточку вешал…

Жюри подводит и оглашает результаты.

И вновь настала очередь поработать болельщикам: расшифруете анаграмму – узнаете название следующей сказки и поможете своим командам.

(Ребята расшифровывают анаграмму, записанную на доске: ИАСЛ и АРУЖВЛЬ).

Молодцы, ребята! Вы правильно угадали название последней сказки, которую я вам хотел рассказать. Это – “Лиса и журавль”.

Ребята знакомятся со сказкой, на доске вывешивается иллюстрация к ней:

Жили – были в лесу Журавль да Лиса. Позвала раз Лиса Журавля к себе в гости. Пришел Журавль на следующий день. Налила Лиса похлебку в миску и поставила на стол. Тыкал Журавль в миску клювом, тыкал – ничего не смог съесть. А Лиса тем временем всю похлебку и вылакала. Решил Журавль проучить Лису – и тоже пригласил к себе в гости. Что придумать Журавлю, чтобы и стол был накрыт, и Лиса ничего не съела?

Подсказка от кота Потряскина:

Из какой посуды Журавлю будет удобно есть, а Лиса есть не сможет?

А может, просто взять да подмешать ей горчицы в кашу?

(Дети объясняют решение).

Ответ:

Пришла Лиса в гости. Поставил Журавль перед Лисой кашу в кувшине с узким горлышком. Как она ни крутилась – не смогла каши поесть. А Журавль понемногу всю кашу клювом и склевал.

Да, это решение лучше, чем “горчичное”. А кстати, почему?

(Дети объясняют).

Пока жюри подводит итоги, мы ребята, поиграем в мою любимую игру “ И я тоже”.

Я буду говорить, что я делаю, а вы по моему сигналу (взмах рук) громко говорите: “ И я тоже!” Поняли? Тогда начнем!

Утром я встаю… (и я тоже!)

Умываюсь…

Чищу зубы…

Надеваю чистую одежду…

Завтракаю…

Выхожу на улицу…

Сажусь в грязную лужу… (и я тоже) Ага, кто у нас поросенок, любит поваляться в лужах? Можно пожалеть его мамочку. Ну, давайте поиграем еще раз!

Я самый аккуратный…

Я на улице гуляю…

Всех ребят я обижаю… Ай – ай – ай! Как нехорошо обижать ребят! Давайте еще попробуем поиграть!

Нынче был я на охоте…

Там лягушек ел в болоте!.. И как, вкусно было? Надо быть внимательнее. Ну, ничего, думаю, что сейчас никто не ошибется!

Я любознательный…

И мне интересно отгадывать самые необычные загадки…

А еще для всех вас я приготовил загадки, хором отвечайте дружно…

В чаще, голову задрав, воет серый, злой…(волк)

Кто в малине знает толк! Косолапый, бурый… (медведь)

Кто любит по ветвям носится? Конечно, рыжая… (белка)

Дубовый желудь любит он, конечно, это дикий… (кабан)

С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает… (обезьяна)

В теплой лужице своей, громко квакает… (лягушка)

Молодцы, ребята! Прежде чем жюри огласит результат нашего соревнования, мне бы хотелось узнать: понравилась ли вам сегодняшняя игра? Каково ваше настроение на данный момент?

Детям раздаются чистые листы для рефлексии в виде кошачьих мордочек. Потряскин объясняет: если вам понравилась сегодняшняя игра и у вас хорошее настроение – нарисуйте своему котенку радостную, довольную мордочку. Если нет – то грустную, и на обратной стороне напишите причины. Участники обмениваются впечатлениями, показывают рисунки.

Настало время подвести результаты игры. Для этого я даю слово нашему уважаемому жюри.

(Жюри оглашает результаты, вручает подарки).

Ребята, а я хочу вручить вам ордена Кота Потряскина за прекрасное, нестандартное решение задач. Награждение будет проходить в следующих номинациях (шуточные номинации):

  • Орден шелкового умника
  • За пытливый глаз и открытый ум
  • За большое рвение когтей к победе
  • Самому юному участнику
  • Самому активному болельщику
  • Самому веселому болельщику
  • Самому активному игроку
  • Лучшему оратору (рассказчику) (за блестящее объяснение ответа)
  • Самый артистичный (обаятельный) игрок
  • Самый догадливый

Вот и подошла к концу наша игра и мне пора возвращаться в сказку. Но я не прощаюсь с вами навсегда – если вы захотите, то мы сможем встретиться на страницах книги Анатолия Гина “Задачки сказки от кота Потряскина”. До свидания, до новых встреч, друзья!

 

Литература:

1. Гин А.А. Задачки сказки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. М.: Вита-Пресс, 2002.