Тема урока: "Мониторинг образовательного процесса"

Разделы: Администрирование школы


Образовательный мониторинг – это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития [1].

Под мониторингом качества обучения мы понимаем совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию [2].

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял cобой определенную систему деятельности, его необходимо организовать согласно представленной модели (стр.2).

На I этапе следует определить объект мониторинга и направление, по которому будет вестись сбор информации. Например, объектом может быть определенный класс или параллель классов, а направление качество преподавания, организация учебного процесса, состояние успеваемости, качество обучения учащихся.

Следующий шаг отбор критериев, по которым вы станете определять состояние объекта на начальном этапе, на промежуточном и итоговом. Правильный отбор критериев обеспечит полноту и адекватность информации. Определив критерии, необходимо выбрать инструментарий.

На II этапе происходит сбор информации – основной элемент в организации мониторинга. Сбор информации осуществляется следующими методами: экспертный опрос, наблюдение, анализ документов, посещение уроков, контроль знаний, умений, навыков учащихся, анкетирование, интервью, самооценка, тестирование.

К примеру, по плану внутришкольного контроля в МОУ «Гимназия № 48 (многопрофильная)» г. Талнаха мониторинг качества преподавания осуществляется не только администрацией, но и руководителями кафедр, опытными учителями. Совместная аналитическая деятельность администрации и опытных преподавателей дает хороший результат. Мониторинг качества преподавания ведется на основе организационной модели оперативного управления (ОМОУ). Эта модель легко читается всеми членами педагогического коллектива, хорошо воспринимается зрительно, она исключает дублирование в работе руководителей, дает возможность корректировать и регулировать работу по контролю, модель обеспечивает целенаправленную деятельность всего коллектива (подробно эта модель описана мною в журнале «Завуч» № 7 2005г.).

В гимназии с целью построения эффективной системы управления качеством образования применяется мониторинг качества обучения учащихся. Необходимость использования технологии тестирования наряду с традиционными формами и методами контроля не вызывает сомнения. Практика учителей, внедривших технологию мониторинга, свидетельствует о том, что тесты являются наиболее эффективным, экономичным и информативным инструментом, позволяющим одновременно решать ряд задач:

  • позволяет учащимся проверить свои знания по широкому спектру вопросов,
  • подготовить учащихся к технологии массового централизованного тестирования, ЕГЭ,
  • обеспечивает всем равные условия при контроле учебных достижений,
  • исключает субъективизм в оценивании результатов,
  • помогает учителю совершенствовать свои квалиметрические действия, облегчает труд учителя,
  • дает независимую статистически и графически оформленную информацию об усвоении обучаемыми учебного материала.

Модель мониторингового исследования

5 лет на базе гимназии работала педплощадка по проблеме «Формирование системы стандартизованной контрольно-оценочной деятельности (СтаКОД) в условиях многопрофильной гимназии». В результате этой работы создан тестовый банк. По итогам тестирования регулярно ведется учет выполненных заданий по каждому ученику; создается ясная картина учебных достижений и пробелов как по отдельным ученикам, так и по классу в целом. Диаграмма учебных достижений на основе данных мониторинга позволяет учителям «увидеть со стороны» результаты не только учащихся, но и своей собственной деятельности и спланировать направления совершенствования учебного процесса.

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.

Обработка и накопление данных может проводиться в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал, в текстовой форме.

Очень хорошо, если педагогический мониторинг не будет делом одной администрации школы. К нему стоит привлекать опытных преподавателей, делегировать учителям проведение диагностики.

Не менее важен 3 этап аналитический. Обработка и систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными оказываются наши управленческие решения, помогает скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия или же утвердиться в их правильности.

Психологический мониторинг в гимназии представляет собой систему сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве образовательного процесса, а также систему накопления психолого-педагогического опыта. Он разработан как типовое средство психологической диагностики в 1-11 классах. Исследуя личность ребенка, социо-психологическая служба гимназии производит сбор информации о тех личностных особенностях учащихся, которые в наибольшей степени влияют на учебные результаты. Исследования показали, что успешность обучения существенно зависит от особенностей мотивации ученика, общего мироощущения. На учебные результаты также влияют такие социально-психологические факторы, как взаимодействие со сверстниками, родителями и учителями. Нарушения в какой-либо из указанных сфер негативно отражаются на успеваемости ребенка, несмотря на возможное наличие хорошего интеллектуального потенциала. Большую роль в предупреждении нежелательных отклонений в УВП, в реализации личностно-ориентированного обучения играют психолого-педагогические консилиумы.

В результате параллельного использования психологического диагностирования и педагогического мониторинга мы получаем два ряда данных, отражающих одни и те же явления. Это значительно расширяет возможности интерпретации результатов. Так, если по оценкам учителя ребенок недостаточно успешен в обучении, но при этом хорошо справляется с заданиями интеллектуальных тестов, это свидетельствует о том, что потенциальные возможности ребенка используются не полностью. Диагностика же личностной сферы позволяет уточнить причины создавшейся ситуации и верно определить направление коррекции.

Обычно в октябре в школах проводятся педконсилиумы по 5 классам. Они очень важны, так как процесс адаптации некоторых учащихся в среднем звене крайне сложен. Кроме того, мы ставим целью отследить соблюдение единых требований, наличие преемственности в УВП, изучение психолого-педагогических особенностей учащихся, их реальных учебных возможностей. Мониторинговые мероприятия к педконсилиуму запланированы в плане работы гимназии, а именно: в плане внутришкольного контроля, в плане работы социо-психологической службы. Создание рекомендаций и коррекционных мероприятий становятся основой для работы администрации и кафедр.

По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем данные, характеризующие ученика. Именно здесь наиболее полно реализуются преимущества компьютерного варианта. Использование возможностей компьютерных технологий позволяет быстро и с высокой степенью надежности обрабатывать большие массивы данных, представлять их в форме, удобной для пользователей.

Статистическая обработка данных дает возможность:

  • определять относительное место учащегося в классе и параллели,
  • проводить ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру,
  • выделять группы учащихся с высокими и низкими показателями,
  • отследить динамику изменений результатов от года к году,
  • проводить сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам,
  • получить сравнительную оценку качества работы учителей.

Мониторинг по учителям позволяет не ждать отрицательного результата в работе педагога, а заранее предсказать негативное явление с целью его избежания.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, диверсификация учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. В этих условиях мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, принятия эффективных управленческих решений.

Основные направления развития образования преследуют общую цель – повышение качества образования. И одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса является образовательный мониторинг.

Создание базы данных – необходимое условие для глубокого анализа, основание для прогнозирования дальнейшего развития школы.

Прогнозирование результатов образовательного процесса

Основные подходы

Педагогическое прогнозирование – специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии соответствующих педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм учебно-воспитательной деятельности [4]. Выделяют следующие функции научного предвидения в педагогике: управленческая, преобразующая, мировоззренческая, теоретическая, методологическая, системообразующая, интегративная, коммуникативная.

На сегодняшний день разработан ряд формализованных методов прогнозирования, хорошо зарекомендовавших себя на практике. При планировании программы обучения предлагается использовать экстраполяционные и ассоциативные методы.

Исходя из рассматриваемой темы, следует, что необходимо получить по ученику прогноз (он может быть долгосрочный – на весь период обучения, среднесрочный – на год, краткосрочный – на тему) в двух разрезах:

1) изменение его психологических характеристик – психологическая траектория;

2) изменение его знаний, умений и навыков по каждому предмету – предметная траектория.

Психологическая траектория – это набор факторов, характеризующих личность; он постоянен в течение всего периода обучения.

Педагогическая траектория ученика – это набор значений его индивидуального учебного времени по каждому параграфу, теме, учебнику для всех изучаемых предметов. Данное определение хорошо согласуется с различной ролью текущей и итоговой оценок.

Б. Блумом выделяются следующие категории учащихся:

1. Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения.
2. Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе.
3. Обычные учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения и, особенно, при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усвоить все содержание обучения. Оно было полностью подтверждено многочисленными экспериментами. Таким образом, каждый ученик характеризуется своим индивидуальным учебным временем, которое ему необходимо для усвоения знаний, умений и навыков.

Следовательно, и методы прогнозирования должны использоваться такие, которые бы позволили работать в этих различных условиях. По степени повышения объема необходимой информации об ученике для получения достоверного прогноза методы прогнозирования можно расположить в следующем порядке: 1) ассоциативные; 2) экстраполяционные [3].

Ассоциативный метод прогнозирования основан на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии. В нашем случае это означает найти ученика, подобного тому, развитие которого прогнозируется, но который был в этом состоянии раньше, и посмотреть, как он развивался (какие были у него психологические и педагогические траектории).

Экстраполяционный метод прогнозирования базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза. В нашем случае очень важно получить оценку параметров, характеризирующих не средний уровень развития ученика, а тенденцию, сложившуюся к моменту последнего наблюдения, то есть более поздние данные играют более важную роль, чем ранние.

Технология прогнозирования

По результатам педагогического и психологического мониторингов мы получаем некоторые массивы данных, содержащие информацию, характеризующую ученика. Часть этих данных является тем потенциалом, который лежит в основе учебных возможностей ученика, т.е. при определенном интеллектуальном развитии ребенка мы можем предсказывать то, с каким уровнем сложности задач ему удастся справиться. Исходя из этого, мы имеем возможность перейти к педагогическому прогнозированию – оценке перспектив получения заданного учебного результата. За точку отсчета для прогнозирования мы выберем данные по интеллектуальному блоку психологического тестирования. Одновременно с этим мы имеем второй ряд данных педагогической успешности учеников (оценки школьной успеваемости, оценки педагогических тестов), которые выражены в показателях низкой, средней и высокой результативности. Соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемых результатов позволяет оценить эффективность работы педагогов с этим ребенком.

Представим результаты образовательного мониторинга в виде условных стандартных оценок: низкая, средняя, высокая. В работах Д.Ш. Матроса [3] рассмотрены возможные сочетания между оценками психологического и педагогического мониторингов.

I. Высокий тестовый балл (высокий уровень интеллекта):

а). Высокая успеваемость. Такое положение вещей является нормой и требует от учителя концентрации усилий в направлении поддержания учебной мотивации ребенка. В ходе обучения следует сделать акцент на творческие задания, на задачи повышенной сложности. С точки зрения формирования когнитивных стратегий работы с материалом здесь следует представлять учащимся лучшие образцы, из которых они самостоятельно формируют индивидуальный стиль. Сильные учащиеся сами находят наилучшие для себя варианты и вряд ли возможна алгоритмизация этого процесса.

б). Средняя успеваемость. Причины недореализации интеллектуального потенциала ребенка следует искать в нарушениях сферы личности и межличностных отношений. Возможно построение индивидуальных программ, где личностные проблемы преодолеваются через задействование интеллектуального потенциала ребенка.

в). Низкая успеваемость. Такое сочетание можно объяснить либо влиянием случайных отклоняющих факторов (плохое самочувствие во время тестирования), либо серьезными нарушениями в развитии личности. Подобные случаи требуют экстренного вмешательства педагогов и исключительного внимания, так как негативный путь развития личности в сочетании с высоким интеллектуальным потенциалом несет в себе наибольшую социальную опасность.

II. Средний тестовый балл (средний уровень интеллекта):

а). Высокая успеваемость. Высокая успеваемость при среднем интеллектуальном потенциале может рассматриваться как зона риска, так как достигнутый результат не в полной мере обеспечен интеллектуальными ресурсами. Можно предполагать, что высокие академические достижения связаны с дополнительной подготовкой, усидчивостью, повышенной мотивацией и т.д. Но важно поставить вопрос о психологической "цене" этого результата, ведь при усложнении учебного материала наличных интеллектуальных ресурсов может не хватить. В этом случае можно прогнозировать снижение успеваемости, которое с неизбежностью вызовет проблемы в личностной сфере (снижение самооценки, снижение мотивации). Принципиальная стратегия, которую следует применить в работе с этой группой учащихся, связана с представлением об интеллекте как совокупности способов (когнитивных схем) работы с информацией. Задача учителя - целенаправленно формировать у этой группы учащихся эффективные способы, алгоритмы работы с информацией.

б). Средняя успеваемость. При среднем уровне интеллекта средний уровень успеваемости является нормой. Работа учителя с детьми этой группы основывается на поддержании мотивации (через успешность ребенка в заданиях средней сложности) и в формировании способов работы с информацией (когнитивных схем). В отличие от пункта 1 а) формирование таких схем и способов работы должно быть алгоритмизировано.

в). Низкая успеваемость. Причины низкой успеваемости следует искать в сфере личности и межличностных отношений.

III. Низкий тестовый балл (низкий уровень интеллекта):

а). Высокая успеваемость. Вариант, который в практике встречаться не должен. Такое сочетание можно объяснить только влиянием случайных отклоняющих факторов.

б). Средняя успеваемость. Проблемы этой группы учащихся аналогичны проблемам группы 2а – возможность срыва из-за недостаточности интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих учебный результат. Дополнительным моментом является работа учителя по формированию устойчивой положительной самооценки ребенка. Для этого следует поощрять минимальные учебные достижения ребенка, формируя уверенность в своих силах.

в). Низкая успеваемость. Такое сочетание является закономерным и подход к данной группе аналогичен работе с учащимися группы 2 в – акцент на качественном выполнении заданий низкой степени сложности и формирование четких алгоритмов в учебной деятельности. Отметим, что практически всегда в случае низкого уровня интеллекта наблюдаются серьезные нарушения личностного плана. Поэтому учитель при планировании работы с учащимся этой группы должен решать проблемы успеваемости через работу с личностью ребенка.

Описанные сочетания – не более чем примерные схемы работы, которые наполняются разнообразными конкретными приемами, технологиями при организации непосредственной работы в школе.

Учитывая все это, при проектировании учебного процесса необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. Мониторинг качества образования является одной из таких технологий.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., Педагогическое общество России, 2001г.
  2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества. С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М., Педагогическое общество России, 2000г.
  3. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий образовательного мониторинга. М., Педагогическое общество России, 1999г.
  4. Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986г.