Повышение эффективности общего образования, проблемы и их решение применительно к условиям образовательной системы г. Мелеуза Республики Башкортостан

Разделы: Администрирование школы


Тема повышения эффективности образования, на наш взгляд, представляет обширное поле для изучения. Данный вопрос всегда будет актуален и интересен. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать эффективность образования. Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и дальнейшего обучения.

Эффективность образования играет немаловажную роль. Ведь учиться можно по разному. Например, если взять двух людей и обучать их одному и тому же, но разными способами - первого - по старым методикам, а второго с помощью новых способов и средств, то в результате мы получим, что второй научился быстрее и более качественно, чем первый. Конечно, достаточно трудно утверждать истинность данного примера, но скорее всего именно так и получится.

Безусловно, в последние годы уровень образования намного шагнул вперед, нежели чем в 80-е. Доказать это можно на элементарном примере. Скажем если взять программу средней школы в 80-м году и 90-м, 2005 году и сравнить их, то различия будут очень существенны, в пользу последней. Конечно, все это должно сопровождаться повышением уровня материальной, методической и технической базы.

Исходя из контекста вышеизложенного, хотелось бы обозначить как проблемы повышения эффективности общего образования, так и пути их решения применительно к условиям Мелеузовского района и города Мелеуз.

Само понятие “эффективность” представляет собой как правило соотношение затрат и полученного результата. В педагогике повышение эффективности образования можно представить как улучшение результата при неизменных затратах, или сохранение существующего результата при снижении затрат. Переводя на педагогический язык, если одна и та же программа усваивается учащимися в одной школе за 3 часа, а в другой за 4, то понятно, что первая работает более эффективно.

Какие существуют проблемы повышения эффективности общего образования? На наш взгляд их можно разделить на 3 группы.

Первая это повышение квалификации педагогов, причем не прохождение курсов для получения удостоверения, а повышение квалификации с целью повышения эффективности работы. В этом плане Информационным учебно-методическим центром отдела образования организовано приближение курсовой переподготовки к месту жительства педагогов, то есть проведение выездных курсов Башкирского Института Развития Образования, Башгоспедуниверситета, непосредственно в Мелеузе. Тем не менее, необходимо предусмотреть расходы на курсовую переподготовку творчески работающих учителей в научных центрах Москвы, С-Петербурга, Томска. Сегодня почти все школы имеют учебники по системе развивающего обучения “Эльконина-Давыдова” в начальном звене, и даже пытаются работать по ним. На наш взгляд это практически невозможно без специальной подготовки в центре развивающего обучения “Пеленг” в г. Томске и мы это поняли только после того, как двое наших учителей прошли такую подготовку, эффективность их работы оправдывает все затраты.

Вторая проблема созвучна с первой – это техническое оснащение, компьютеризация и умение учителя всем этим пользоваться.

Современное техническое оснащение школы дело очень затратное, и необходимо чтобы эти затраты давали ощутимый эффект. Компьютеризация школ должна сопровождаться опережающим темпом распространения компьютерной грамотности. И сегодня приятно отметить, что у нас в городе с использованием компьютерных классов дают уроки математики, географии, башкирского языка и других предметов.

Третье мы бы выделили не как проблему, а как направление повышения эффективности общего образования – это профилизация школ. Последние два года многие школы в порядке эксперимента организуют предпрофильную подготовку и профильное обучение учащихся. В журнале “Директор школы”, учительской газете и других педагогических изданиях достаточно много информации о тех проблемах, которые возникают при переходе на профилизацию старшей школы и путях решения этих проблем. С какими из них сталкиваемся мы. Прежде всего настораживает стремление школ во что бы то ни стало открыть профильный класс того или иного направления, дабы не отстать от веления времени, что в условиях немногочисленных 10 классов резко ограничивает свободу выбора для учащихся и их родителей. Практически исключено, что бы из 50 учащихся 25 выбрали гуманитарный профиль, а другие 25, допустим, физико-математический. Наши наблюдения показывают, что желания детей достаточно разнообразны и не всегда вписываются в планы школы. Решение этой проблемы мы нашли в создании не профильных классов, хотя они у нас есть, а профильных групп в каждом классе, что позволяет при наличии двух 10-х классов отрабатывать программы 3-4 профильных предметов в зависимости от желания учащихся. Другая настороженность касается учебного плана и соответствия ему учебных программ. Увеличить количество часов по профильному предмету и осваивать общеобразовательную программу на наш взгляд непозволительная роскошь. Поэтому содержание учебных профильных программ должно быть на особом контроле, соотносится и согласовываться как минимум на городском уровне, причем наряду с индивидуальностью корректировки программ учителем, должна сохраняться определённая унифицированность, позволяющая учащимся школ города безболезненно переходить из профильного класса одной школы в профильный класс другой.

Следующий момент касается учебной нагрузки на ученика. При введении профильных предметов, как правило, увеличивается количество часов в учебном плане на их изучение и происходит сокращение часов на другие предметы. Но у нас в школах работают учителя, которым мы должны обеспечить учебную нагрузку, в связи с чем возникает ситуация когда не сокращая часы на непрофильные предметы, увеличение часов на профильные происходит за счет нагрузки выходящей за пределы учебного плана, что несомненно вызывает перегрузку учащихся. Кроме того, многие учащиеся, особенно в 11 классе занимаются на дополнительных курсах, или берут индивидуальные уроки. Поэтому формирование учебных планов профильных классов должно быть настолько рационально, что бы ни один час не был для ученика пустым времяпровождением. В связи с этим есть предложения в педагогической прессе часть программы непрофильных предметов изучать, используя элективные курсы. [2] Тогда и у учителя будет стимул работать с заинтересованными детьми и у ученика не будет чувства, что он зря потерял время.

И несколько слов о качестве получаемого образования. Как его контролировать? С чем сравнивать. На этот счет в нашей гимназии отработана практика прогнозирования результатов обучения и соотнесение их с реально достигнутыми результатами. Прогноз составляется на каждый класс, на каждого ученика в начале учебного года и сравнивается с результатами триместра, полугодия и итогами года. В этой кропотливой работе неоценимую помощь нам оказывает приобретенная компьютерная программа АРМ “Администратор школы” (разработчики А.Г.Платонов и А.В.Злобинский г. Новосибирск, которая позволяет отслеживать уровень обученности по каждому ученику, учителю, классу, а так же делать анализ состояния качества обучения по отдельным предметам (в классе, параллели, в целом по гимназии)[1].

В конце учебного года, соотнося прогнозируемые и полученные результаты, мы проводим проблемно-ориентированный анализ по схеме:

1.Какие проблемы результатов выявлены при сравнении полученных и прогнозируемых результатов?

2.Какие проблемы учебного процесса породили проблемы результатов?

3.Какие проблемы условий обучения породили проблемы учебного процесса?

4.Какие управленческие решения необходимо принять для решения проблем условий обучения?

5.Как изменение условий может отразиться на решении проблем учебного процесса и соответственно на результатах обучения?

Ответив на поставленные вопросы, мы снова возвращаемся к постановке задач нового уровня и прогнозируем будущие результаты.

Использованная литература:

1 Платонов А.Г. Злобинский А.В. Программа АРМ “Администратор школы”. Новосибирск 2002г.

2.Самсонов П.И. “Острые углы” профильного обучения.: Директор школы №6 2004г.