Обновление содержания образования в контексте предпрофильной подготовки учащихся старших классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Знания практической психологии в настоящее время востребованы у людей разного возраста. Вопросы психологии вызывают интерес и у детей старшего подросткового возраста в связи с предстоящим выбором, который возникает на их жизненном пути. Современные нестабильные социально-экономические условия, характеризующиеся быстрой сменой ценностей и целей, предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал “Успешного человека”, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в своего рода “рабочий капитал” [5]. Среди качеств, которыми должен владеть подросток и которые позволили бы ему успешно адаптироваться к определённой системе социальных норм и ценностей важное значение имеет его осмысленность жизни (наличие целей и перспективы). Важная психологическая характеристика подросткового возраста – обращённость в будущее. К сожалению, многие подростки недостаточно информированы о видах профессиональной деятельности, поэтому не всегда учитывают свои интересы и склонности, выбирая профессию [1]. В связи с этим на данном этапе развития молодого человека становится актуальным рассмотрение проблемы его профессионального определения.

В модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, задача которого – создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающегося с учётом реальных потребностей рынка труда. В концепции профильного обучения особое место отведено предпрофильной подготовке [3]. Школа № 80 г. Северска активно включилась в данный эксперимент. Одним из его направлений является осуществление психологического сопровождения и оказание помощи в определении учащимися выбора профессионального пути. Это осуществляется на занятиях по элективному курсу “Мой путь к карьере”.

На занятиях учащиеся в доброжелательной и непринуждённой обстановке получат психологические знания о себе, о своих способностях, что поможет им выстроить ближнюю и дальнюю перспективы на пути профессионального самоопределения. Программа раскрывается в следующих направлениях: моделирование будущего, профессиональное самоопределение, проектирование профессионального пути. В содержании программы входит изучение правил и стратегии выбора профессии; осуществляется диагностика личностных способностей и возможностей, выстраивается траектория профессиональной направленности. Чтобы смоделировать образ своего будущего, необходимо подвести подростков к пониманию важности выбора цели, продумыванию жизненного плана и помочь сформировать навыки самопрограммирования на успех. Освоение техники самопрограммирования поможет создать яркий образ жизненно важной цели, тот образ, который имеет тенденцию “притягивать” к себе настоящее.

Содержание темы “Профессиональное самоопределение” направлено на активизацию проблемы выбора профессии, получение информации об интересах и склонностях учащегося с помощью различных диагностических методик: тестов, опросников. Это поможет подростку сформировать общую готовность к самоопределению. На основе знаний, полученных детьми по самопознанию, результатах диагностических обследований педагога, выстраиваются занятия в теме “Проектирование профессионального пути”, где ребята знакомятся с требованиями, предъявляемыми к различным профессиям, с причинами, которые вызывают затруднения при выборе профессиональной деятельности, с теми шагами, которые можно сделать уже сейчас для того, чтобы приблизиться к желаемой цели. Здесь важное место приобретает знакомство с ошибками при выборе профессии, формулой успеха, алгоритмом принятия жизненных решений [4].

В программе спецкурса используются групповые и индивидуальные формы работы. Они основаны на проблемно-диалогическом обучении, проектной деятельности. Особый интерес на занятиях вызывает инсценирование жизненных ситуаций в игре. Игра помогает увидеть возможный образ своего будущего, заранее спрогнозировать его, посмотреть на полученные результаты и изменить эти результаты в случае необходимости в той же игровой ситуации, сформировать навыки ведения делового общения, умения строить деловой разговор при устройстве на работу [2].

Выводы из профориентационных игр и упражнений, полученные результаты диагностики дют возможность каждому учащемуся в течение всего курса составить “Карту профессионального самоопределения”. Анализируя её, можно выбрать ту область деятельности, где они будут наиболее успешными и смогут реализовать свои возможности. Также каждым участником спецкурса создается мини-проект на тему “Мои первые шаги к профессии”. Проводимые педагогом анкетирования показали у подростков высокий уровень мотивации, интерес и потребность в таких занятиях.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов Вузов. – Екатеринбург, 1999. 624 с.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2004.

3. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2005. – 124 с.

4. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004, 224 с.