Уроки развития речи как предлог к разговору о важнейших событиях и явлениях отечественной истории

Разделы: Русский язык


Современный ученик, часами просиживающий у экрана компьютера, зачастую мало интересуется как историей, так и культурой своей страны. Выполненные домашние задания ( и в форме брошюр с готовыми ответами, и в виде рефератов и докладов, размещенных в Интернете) формируют не думающую, развитую личность, способную мыслить, сопоставлять, делать выводы, а простого потребителя информации, готового “скачать” ее без напряжения извилин, без всяких эмоций. А ведь учебный процесс, кроме всего прочего, обязан воспитывать политически грамотного человека, осмысливающего ход истории, умеющего сопоставлять события прошлого с сегодняшним днем.

На мой взгляд, неоценимую услугу в этом направлении могут оказать уроки развития речи по русскому языку (в частности, анализ картин гениальных русских художников, связанных с историческими коллизиями Российской державы). Наиболее интересна будет такая работа, если приводить ее в системе, из года в год.

Например:

  1. 5 класс – описание внешности человека – полотно П.Д. Корина “Александр Невский”;
  2. 6 класс – описание одежды, костюма – картина В.М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”;
  3. 7 класс – описание общего вида местности – полотно М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”;
  4. 7 класс – описание состояния человека – картина В.И. Сурикова “Меньшиков в Березове”;
  5. 8 класс – описание действий – полотно В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”.

Кроме серьезных воспитательных моментов, которые трудно переоценить, большим плюсом является и самостоятельность в подборе материалов. Учитель за 2-3 недели объявляет о предстоящей работе, назначает экспертов (или ученики сами проявляют инициативу), объясняет, как готовиться, всему классу:

  1. посещение библиотеки и сбор материалов о художнике и времени, в которое он творил;
  2. составление плана сочинения;
  3. формулирование главных аргументов (тезисов);
  4. выяснение собственной точки зрения на картину.

Преподаватель может помочь учащимся, например, дать список используемой литературы и организовать экскурсию в библиотеку или картинную галерею для прослушивания лекции. Большим подспорьем может оказаться периодическая печать: “Юный художник”, приложение к “1 Сентября”, “Искусство” и другие (например, журнал “Крестьянка” ряд лет печатал материалы о Третьяковской галерее и картинах, выставленных в ней).

Таким образом, на урок развития речи ученик приходит уже в той или иной мере подготовленный ( я не требую, чтобы сочинение полностью было написанным, это оставляю на усмотрение самого ребёнка. Но развёрнутый план, основные мысли, вступление и заключение — обязательно готовится дома). Первый урок мы посвящаем систематизации собранных учащимися материалов: частично в виде выступлений экспертов; частично в ходе опроса, играют свою роль и пояснения и уточнения учителя. Выслушиваем несколько вариантов планов, выбираем лучший или формулируем вместе (в крайнем случае используем записанный на доске заранее, но закрытый до поры до времени вариант). Также обговариваем вступление и заключение сочинения: читаем то, что дети написали дома, находим “плюсы” и “минусы”. Всё это время обсуждения ученики активно работают в своих черновиках, добавляют, уточняют, исправляют. Возможен и такой вариант подготовительной работы: учитель зачитывает заранее приготовленные предложения, являющиеся переходами от вступления к основной части сочинения и т. д. Можно эту работу перенести на факультативное занятие.

Особой изюминкой на уроках развития речи являются моменты сравнения разных полотен, близких по тематике: например, картина В. М. Васнецова “Иван Васильевич Грозный” и работа Ильи Глазунова “Иван Грозный” или задушевное творение М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею" и тревожно-трагическое полотно Николая Рериха “Святой Сергий”.

Такие моменты позволяют подрастающему поколению глубже проникнуть в мысль автора, точнее уловить актуальность звучания этих шедевров в наше непростое время.

А самым большим подарком лично для меня был вопрос семиклассницы на первом уроке после летних каникул: “А сочинения по картинам писать будем?” И вдохновенно просветлённый взгляд...

I. Начинаем урок со вступительного слова учителя

— Ребята! Сегодня перед вами знаменитая картина Виктора Михайловича Васнецова "Царь Иван Васильевич Грозный". Гениальный художник сдержан в изображении противоречивой фигуры своего героя: мастер кисти не ставит себе задачи живописать богатства русских царей (например, Гранатовую палату Кремля), не желает запечатлеть российского самодержца в момент яркого исторического события (военного похода или заключения мирного договора), не рисует Ивана Грозного в минуты проявления его бурных страстей, когда он посылал десятки и сотни подданных на плаху, а потом каялся и замаливал грехи в церкви. Нет. Автор картины лаконичен. Тем сложнее будет нам описать этот портрет, определить характер и судьбу правителя по его лицу, фигуре, одежде. А самое главное — выявить отношение самого В. М. Васнецова к своему герою.

II. К сегодняшнему уроку подготовилась группа эксперте расширят ваши знания, помогут собрать материал к сочинению.

Выступления экспертной группы:

а) эксперт — искусствовед о жизни и творчестве В. М. Васнецова.
б) эксперт — искусствовед с кратким анализом одной из картин художника
(например, "Алёнушки" или "Богатырей");
в) эксперт — историк с сообщением о деяниях Ивана Грозного, ослабивших
Российское государство;
г) эксперт — историк с рассказом о заслугах российского самодержца;
д) эксперт по костюмам "Одежда русских людей в XV—XVI вв."

Справка учителя: Историк Р. Ю. Виппер так писал об историческом образе первого русского самодержца: "Если бы Иван IV умер в 1566 году, в момент своих величайших успехов на западном фронте, своего приготовлению к окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы ему имя великого завоевателя, создателя крупнейшей в мире державы, подобного Александру Македонскому. Вина утраты покорённого им прибалтийского края пала бы тогда на его преемников: ведь и Александра только преждевременная смерть избавила от прямой встречи с распадом созданной им империи. В случае такого раннего конца, на 36-ом году жизни, Иван IV остался бы в исторической традиции окруженный славой замечательного реформатора военно-служилого класса, основателя административной централизации Московской державы. Его пороки его казни были бы ему прощены так же, как потомство простило Александру Македонскому его злодеяния [ 1] .

Если же класс уже изучил эпоху Грозного по истории, тогда сообщения экспертов -историков необязательны, можно ограничиться беседой с классом:

  1. В какую эпоху жил Иван Васильевич Грозный?
  2. Какие его деяния, способствующие укреплению государства, заслуживают
    уважения, характеризуют его как яркую историческую фигуру?
  3. Почему этого государя назвали Грозным? Какие его ошибки и просчёт в
    политике вы можете вспомнить?
  4. Каково мнение историков о деятельности Ивана IV?
  5. Как вы думаете, как народ относился к этому государю.

Справка учителя: “При всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях царь Иван Васильевич Грозный пользовался большой популярностью в народе. В московских исторических песнях он занимает почётное место и не характеризуется отрицательными чертами. Напротив, он хотя и строг, но справедлив и даже великодушен. Несомненно, такая высокая оценка зависела от религиозного отношения подданных Ивана к его власти. Он был для них окружён мистическим ореолом, охранявшим его особу от посягательств критики. Предаётся ли он кровавым оргиям над трупами убитых татар или по простому подозрению отдаёт в руки палача своих бояр — народ на его стороне. Он воспевает его забавы и казни” [ 2] .

6) Каковы характерные черты Ивана IV?

Справка учителя: мнительность, недоверчивость, вспыльчивость, необузданность, властность,

надменность, высокомерие.

Эти черты сумел передать Васнецов В. М. в картине. Но не только через выражение лица показан характер Ивана IV. Ребята, обратите внимание, что на полотне мастер большое внимание уделяет одежде и обуви своего героя. Во все времена и у всех народов именно костюм (т.е. платье) указывал на национальную и сословную принадлежность человека, его положение и возраст.

Одной из задач сегодняшнего урока мы с вами определили умение детально и точно, ярко и красочно описать царскую одежду. Для этого давайте послушаем сообщение эксперта по костюмам. Делайте необходимые записи в ваших черновиках. (Приложение 5).

III. Работа с планом, записи в черновик

К сегодняшнему уроку у вас было задание составить план будущего сочинения. Давайте прочитаем, что у вас получилось. (зачитываем 5-6 планом, обсуждаем, комментируем, критикуем). Затем открываем заранее записанный на доске план, обсуждаем его, потом к каждому пункту плана собираем материал: слова и словосочетания, которые стоит употребить в данном абзаце.

I. В.М. Васнецов – мастер исторического полотна.
II. Внешность царя:
1) лицо (глаза, рот, нос, брови, борода); следы необузданных бурных страстей, озлобленное, грозное лицо, морщины от тяжелых переживаний, сверлящий взгляд, скошенные в сторону глаза; хмурится, что-то подозревая; тонкие губы, презрительная, надменная усмешка, орлиный нос, кустистые брови, окладистая с проседью борода.
2) фигура,осанка. высокий, широкоплечий, сухощавый, хорошо сложен, гордо поднятая голова, величавая осанка, надменность, властность в облике.
III. Одежда, головной убор, обувь:
1) шапка; соболья шапка, украшенная иконами святых;
2) кафтан; кафтан, застегнутый на инкрустированные золотом пуговицы, горностаевый воротник;
3) сапоги; красные сафьяновые сапоги (чоботы), шитые золотом на каблуке;
4) четки и посох. Драгоценные, тонкой работы изумрудные четки, металлический посох с тонкой резьбой по слоновой кости.
IV. Окружающая обстановка Царские палаты, переход с расписными стенами, ковровая дорожка на лестнице с вытканными двуглавыми орлами, в окошко видны заснеженные крыши близлежащих теремов.
V. Общий фон картины Темные краски, мрачный колорит, контрастные цвета.
VI. Впечатление от художественного полотна Натура неистовая и противоречивая; жестокий и коварный, раздражительный и вспыльчивый; сильная воля, ум, целеустремленность.

IV. Беседа с учащимися

1. Как вы думаете, чем привлек образ Ивана Грозного художника Васнецова?

(Яркая, неординарная личность, противоречивый характер, сложная судьба)

2. В какой момент изображён царь? Показан торжественный, праздничный выход -или обыкновенный, каждодневный?

(Т к. на Иване IV нет ни царского венца, ни богатой диадемы (бармы), ни креста Животворящего Древа, то можно предположить, что это обыкновенный выход, например, к обедне или другой церковной службе).

3. Почему художник показал государя не в Грановитой палате, а просто на лестнице перехода царского терема? Не в окружении думных дьяков, бояр, воевод? Не при приеме иноземных послов и т. д.? Почему именно в полный рост? Какую цель ставил перед собой Васнецов? Какую точку зрения выбрал автор (как бы немного снизу)?

(Художник сознательно изображает самодержца одного, чтобы сконцентрировать всё наше внимание на этой яркой, самобытной личности и чтобы показать его одиночество. Васнецов специально делает картину вертикально вытянутей (т.е. композиционно выделяет фигуру), чтобы подчеркнуть и высокий рост царя, и его силу и мощь самодержца. Автор картины выбрал низкую точку зрения, т. е. изображает героя так, будто мы смотрим на него снизу вверх. Он так высок, очертания его шапки даже ускользают от нашего взора. Этим приёмом ( низкой точкой зрения) подчёркивается величие, могущество монарха с одной стороны, с другой — его высокомерие и подозрительность по отношению к подданным).

4. Каков смысл чёток и посоха на картине?

(Посох олицетворяет сильную власть, решительность в достижении державных замыслов. Известен исторический факт: когда предатель князь Андрей Курбский, переметнувшийся на сторону Польши, прислал Грозному обвинительное письмо, объясняя причину своей измены, царь пронзил посохом ногу слуги Курбского, читавшего это послание. Чётки — бусы на шнурке, предназначенные отсчитывания поклонов во время молитвы и прочитанных молитв. На данной картине чётки нужны, чтобы подчеркнуть религиозность царя, а также его веру в то, что молитвами и пожертвованиями церкви можно замолить любой грех).

5. Каков фон работы? Что он подчёркивает?

(При всём богатстве узоров фон скорее всё-таки мрачный. (На картине два светлых пятна: внизу — заснеженные крыши домов, видных в окошко, вверху лицо царя в обрамлении бороды с проседью на белоснежном горностаевом воротнике. В одежде и обуви преобладают тёплые тона: золотой, коричневый, бордовый. Росписи на стенах и потолках разноцветны, но всё же больше тёмных тонов. Вероятно, автор хотел подчеркнуть мрачный колорит эпохи, времени кровавых расправ. И обувь царя, и ковровая дорожка, и росписи стен ниже по лестнице даны в тёмно-бордовых тонах — будто кровавое море плещется у ног царя.)

6. Сравним работу В. М. Васнецова с картиной “Иван Грозный” нашего современника Ильи Глазунова. Что объединяет и различает этих полотна? Как вы считаете, можно ли чётко сформулировать отношение авторов этих полотен к данному историческому персонажу?

(Илья Глазунов обратился к эпизоду казни: на Лобном месте палач рубит голову невинной жертве, русоволосому юноше, покорно склонившему голову на плаху. Кругом море людских голов. На заднем плане храм Василия Блаженного, построенный по приказу Ивана Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства. Так композиционно художник выделяет положительные и отрицательные стороны царствования первого русского самодержца. В чертах лица — жестокость и подозрительность, властность и самоуверенность. Посох, богато украшенный драгоценными камнями, сжимает сухая, но очень цепкая и сильная рука царя.

С одной стороны, бросается в глаза то, как близки два портрета: одни и те же черты лица, нос, как у хищной птицы, скошенный взгляд, тонкие губы (хотя на картине Васнецова Иван Васильевич явно моложе — нет проседи, бородка ровно подстрижена). Богат, роскошен костюм.

С другой стороны, много и различий. Васнецов возвеличивает образ, показывает царя как бы глазами народа, отсюда мощь духа, сила характера, величавость облика. А Глазунов судит героя своей картины, ставя в вину его кровавые злодеяния, расправы над невинными жертвами. Если Иван Грозный в работе Васнецова обладает гордой осанкой, высоко держит свою голову, то у Глазунова он немного сгорблен (что, кстати, не соответствует историческим фактам), как будто его прегрешения легли на плечи тяжелым грузом.

Картина Глазунова решена в тёплой гамме: много красного различных оттенков, платье царя цвета охры. И хотя в работе много декоративных моментов (вышивка, жемчуг на кафтане и шапке), подчёркнуто празднично выглядит храм Василия Блаженного — всё же картина оставляет тревожное настроение. Разноцветье орнаментов и торжественная декоративность храма не заглушают главной мысли исторического полотна: трагичен путь страны, в которой преобразования проводятся путём расправ и казней, трагичен путь государя, не верящего в свой народ, в своих подданных. Начав с уничтожения врагов, Иван Грозный часто не мог отличить соратника от недруга и рубил головы и правым, и виноватым. Он был так вспыльчив и необуздан, что убил и собственного сына , а это в конечном итоге привело к прекращению рода Мономахов, к Смутному времени, к появлению самозванцев, претендующих на московский престол, к захвату столицы польской шляхтой.

7. Как вы считаете, с какой целью В. М. Васнецов создал этот шедевр? Что хотел сказать этой работой?

Виктор Михайлович Васнецов создал картину “Царь Иван Васильевич Грозный” в 1897 году, через год после вступления на престол Николая II последнего царя России. Создавая величественный портрет, художник как бы иносказательно формулирует свои пожелания самодержцу, учит анализировать поступки предшественника, советует отказаться от гонений и репрессий, а действовать путём реформ и постепенных преобразований. Царь Иван Васильевич ставил себя выше страны (не случайно на картине он, по сути дела, топчет вытканное на дорожке изображение двуглавого орла). Не страна для правителя, а царь на службе у государства—такова главная идея автора исторического полотна.

V. А теперь послушаем образец сочинения по данной теме и обсудим его. (Записывайте плюсы и минусы данной работы в свой черновик) (Приложение 5)

Вопросы к сочинению — образцу

1) Понравилось ли вам вступление? Как вы считаете, каким оно должно быть?

2) Логичен ли план сочинения? Можно ли брать его за образец?

3) Достаточно ли чётко и выразительно описано лицо, фигура, одежда?

4) Есть ли в тексте речевые или грамматические ошибки?

5) Хорош ли вывод? О чём он должен быть? Как вы считаете?

VI. Поработаем над синонимическим рядом.

а). Как иначе можно назвать Виктора Михайловича Васнецова? (Художник, живописец, автор, мастер исторического полотна, новатор -живописец). Можно назвать и патриотом своей Родины.

б). Как назовёте Ивана Васильевича Грозного? (Царём, самодержцем, правителем всея Руси, монархом, деспотом, реформатором, героем картины). Формулировки записываем на доске. Объясняем Значения выделенных слов.

VII. Если осталось на уроке время, то можно предложить зачитать вступления и заключения, приготовленные дома.

Второй урок полностью посвящён самостоятельной работе учащихся в тетради.

Комментарии к работе

Несколько слов о "истории" создания этого урока... Кто что оставляет своим детям? Кто ковры, кто машины, кто миллионы... Моя мама, уходя на пенсию, оставила мне свои разработки уроков, методические журналы и всю литературу, собранную за 40 лет работы словесником. Перебирая старые журналы, я обнаружила в номере 4 за 1962 год "Литературы в школе" заинтересовавшую меня статью И. Г. Овчинниковой "О системе творческих работ описательного характера в V — VII классах", где в числе других рассматривались и подходы к сочинению по картине "Царь Иван Васильевич Грозный". А между страниц журнала лежала мамина разработка урока по картине В. М. Васнецова, созданная на основе этой статьи. Так как по второму своему образованию я историк, да ещё и преподаю МХК, то для меня это было настоящим подарком. Расширила и углубила (как говаривал небезызвестный политик) историческую часть, добавила материалы по истории костюма. Конечно, 6-классникам трудно было написать сообщение, оценивающее деятельность Ивана Грозного, пришлось помогать. Эксперт — искусствовед был учеником художественной школы, и его рассказ о Васнецове требовал лишь небольшой правки. В целом класс хорошо справился с работой.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Список использованной литературы:

  1. Серов Б.Н., Гаркуша Л.М., Лескинен М.В. “Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века”, М.: “Вако”, 2003г., с.181
  2. Валишевский К. “Иван Грозный”, М.: “Сварог”, 1993г., с. 418