Образовательная программа кружка "Кто Я?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная устойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Такие нарушения возникают и проявляются в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы. Программа состоит из трех разделов:

  1. “Я - это кто?”.
  2. “Моя семья”.
  3. “Что я знаю о себе?”.

Цели:

  • создание условия для развития ценностно-эмоциональной сферы ребенка;
  • формирования здорового, адекватного поведения в обществе;
  • социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста;
  • формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.

Задачи:

  • формировать навыки подготовки своего эмоционального состояния для более эффективной деятельности с воспитанниками и педагогами;
  • развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие, умение выражать свои чувства;
  • снизить нервозность, агрессивность;
  • изучить уровень самооценки и оценки личностных качеств детей.

1. Я - это кто?

Цели:

  • помочь раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязан-ностях;
  • развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.

Темы:

  1. Кто я такой?
  2. Я такой какой есть.
  3. Я не такой как все.

2. Моя семья.

Цели:

  • формировать социальные навыки и социальное поведение;
  • развивать теплые отношения к членам семьи;
  • проявлять симпатии, подвести к пониманию, что каждый в ком-нибудь нуждается, в каждом человеке можно найти хорошее;
  • учить заботиться о других людях.

Темы:

  1. С кем ты живешь?
  2. Моя семья.
  3. Как ласково называют тебя дома?

3. Что я знаю о себе?

Цели:

  • вызвать интерес и желание рассмотреть себя, сравнивать индивидуальные способности;
  • развивать умение находить различия между сверстниками, подвести к пониманию, что каждый человек имеет индивидуальные черты характера;
  • выяснить уровень самооценки;
  • формировать уверенность в себе.

Темы:

  1. Мое тело.
  2. Я - человек.
  3. Какой я человек?

Использованная литература:

  1. Анненен Г., Эгельмайер Л., Кесслер Е. Тренинг уверенности и контакта в группе.
  2. Гофман Р,В. Знай и люби свое тело. Ростов-на-Дону, 1998г.
  3. Дошкольное воспитание. №1 2003г.
  4. Дошкольное воспитание. №3 2004г.
  5. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах.
  6. Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс” 2003г.
  7. Обруч. №3 2002г.
  8. Павлова М.С. Мин киьибин. (Я человек) Борогонцы 2002г.
  9. Ребенок в детском саду. №1 2002г.

Занятие №1: Волшебное зеркальце.

Цели:

  • учить детей любить себя, свое тело и свой организм;
  • помочь ближе познакомиться друг с другом;
  • учить эмоциональному и мышечному расслаблению.

Материалы для занятия:

  • магнитофон;
  • спокойная музыка;
  • лист бумаги, краски
  1. Дети вместе с психологом сидят в кругу. Проводится упражнение “Доброе утро”. Дети приветствуют друг друга по очереди говоря “Доброе утро Лена….Лия…..Маша…”
  2. Упражнение “Что я люблю?”. Дети сидят в кругу, каждый говорит, что он любит из еды, что любит одевать, какие игрушки любит…
  3. Проводится игра “Угадай по голосу”. Один из игроков поворачивается, остальные по очереди зовут его по имени до тех пор пока тот, кто повернулся не угадает его.
  4. Проводится психогимнастика “Ласковушка”. Дети с психологом бросают мяч друг другу, называя ласковым именем того, кому кидают мяч.

В конце занятия психолог предлагает детям нарисовать себя и все то, что он любит (звучит спокойная музыка).

От автора: занятия строятся по темам, психолог может менять поочередность тем занятий по своему усмотрению.

Рекомендуется проводить занятия по подгруппам продолжительностью 15-20 минут один раз в неделю.