Педагогический совет "Нравственное и духовное воспитание современного человека"

Разделы: Администрирование школы


“Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей,
подростков и юношества от одной из самых больших бед –
пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там,
где есть святыни души…”
(В.А.Сухомлинский)

Повестка дня:

  1. Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.
  2. Основы нравственности у младших школьников.
  3. Нравственные и духовные ориентиры на уроках гуманитарного цикла.
  4. Воспитание нравственности и духовности во внеурочной деятельности.
  5. Нравственные основы семейного воспитания.

1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это затрагивает как судьбы самих молодых людей, так и судьбу России. На каком фоне сегодня идёт формирование молодёжи? Роль семьи в воспитании сегодня чрезвычайно низка, общеобразовательная школа как социальный институт воспитания в настоящее время также испытывает определённые трудности. Кроме того, происходит коммерциализация сфер молодёжного досуга, туризма и спорта, которые всё менее доступны для средне- и малообеспеченных молодых людей. Серьёзное влияние на формирование ценностных ориентаций молодёжи оказывают СМИ, особенно телевидения—наиболее влиятельного из них. Чему учить и как воспитывать? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный вечный образец—общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского.

Нравственный идеал в понимании В.А.Сухомлинского

  • Умение дорожить святынями Отечества как личными ценностями и святынями своего сознания и сердца;
  • Гармоническое единство общественного и личного, большого и малого в духовной жизни личности;
  • Богатство духовного мира, интересов и потребностей;
  • Потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей;
  • Чувство человеческого достоинства – уважение самого себя, умение дорожить своей честью, стремление к нравственному совершенствованию;
  • Любовь к труду;
  • Открытость сердца радостям и горестям других людей;

При определении направлений нравственного воспитания старшеклассников очень важно понять как сегодня молодое поколение определяет характер и содержание завтрашнего дня России, насколько несёт в себе дух нового времени. Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведён мониторинг учащихся.

Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)

  • Взаимоотношения в семье - 49
  • Здоровье - 44
  • Учёба - 28
  • Будущая карьера - 13
  • Любовь - 12
  • Взаимоотношения с одноклассниками - 4
  • Взаимоотношения с учителями - 3
  • Возможность заработка - 2
  • Проведение свободного времени - 2
  • Нормальное питание - 0
  • Покупка одежды и других вещей - 0

Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана являются взаимоотношения в семье, здоровье, образование и карьера. В процессе изучения особенностей освоения нравственных ценностей старшеклассниками важно знать уровень ориентации на традиционные гуманистические ценности. Ученикам был предложен перечень гуманистических ценностей, с тем, чтобы выразить своё отношение к ним методом ранжирования.

  • Справедливость - 23
  • Счастье - 16
  • Свобода - 15
  • Добро - 12
  • Честь, достоинство и совесть - 11
  • Дружба -6
  • Миролюбие -5
  • Патриотизм -8
  • Милосердие -3
  • Вера и идеалы - 2
  • Истина -2
  • Коллективизм -1

Обращает на себя внимание факт, что такие ценности как милосердие, патриотизм и коллективизм имеют сравнительно низкий рейтинг.

Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.

Чему жизненно важному учит Вас школа?

  • Самостоятельности и уверенности в себе - 65
  • Умению общаться-58
  • Уважению к людям, человеколюбию - 46
  • Дружбе - 44
  • Самопознанию - 39
  • Доброте - 35
  • Творческому отношению к жизни - 32
  • Организаторским умениям - 30
  • Жизнелюбию - 11
  • Преданности – 10
  • Ничему не учит - 11
  • Затрудняюсь ответить – 12

Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.

2. Выступление преподавателя начальной школы Ибрагимовой С.М.

Для формирования у младших школьников нравственного идеала решет следующие задачи в процессе духовно-нравственного воспитания:

  • Развитие эмоциональной восприимчивости, т.е. умения видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное и т.д.
  • Формирование нравственных чувств, понимания таких категорий, как сострадание, долг, ответственность, совесть и т.д.
  • Воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Младшие школьники знакомятся с тем, что нравственная культура имеет два аспекта: ценности и правила поведения. Нравственные ценности - это то, что древние греки именовали “этическими добродетелями”. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Процесс формирования нравственных ценностей длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителем младших школьников, поможет заронить драгоценное зерно в душу ребёнка. Дети любят, когда для обсуждения предлагаются проблемные вопросы: обсуждая и аргументируя, они формируют и для себя какие-то нравственные понятия и правила, особенно, если обсуждается близкое, тревожащее душу. Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка.

3. Выступление учителя русского языка и литературы Солдатовой И.С.

Над вопросом “Как нам спасти новое поколение, чтобы оно не пополнило ряды лишённых сострадания и Бога?” задумывается каждый учитель литературы, открывая страницы литературного произведения и преподнося его ценности сегодняшним детям. Современный подросток, живущий в пространстве агрессивной разрушительной культуры и неустоявшихся социальных отношений, хочет тем не менее войти в подлинный, достоверный мир. Именно поэтому так важно максимально использовать воспитательные функции литературы, подхватывая библейское: “Не хлебом единым жив человек, но всяким словом Божьим”. Исходя из собственной педагогической практики, задачу свою видит в том, чтобы подвести детей к восприятию произведения, научить детей отличать ценное от наносного, вечное от временного, преходящего.

В выступлении остановилась на краткой характеристике учебников литературы, на примерах из собственного опыта: изучении творчества русских писателей, совместных исследовательских проектах учеников общеобразовательной и воскресной школ.

4. Выступление педагога дополнительного образования Старовойтовой Т.И.

Планируя работу кружка “Рукодельница”, уроков по рукоделию, старается видеть не только практическую пользу этих занятий, но и пользу для души. Свою задачу видит в том, чтобы привить интерес к народному творчеству, к традициям разных народов. Праздник светлого Рождества, праздник Пасхи, исполненные глубокого смысла, как никакие другие дают детям ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. В течение нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества. Каждая работа есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений, особый духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира.

5. Выступление классного руководителя 8-а класса Осиповой А.Ю.

Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Её значимость определяется тем, что семья—один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, и этот институт в настоящее время переживает кризис.

Кризисные явления в жизни семьи:

  • Разрушены нравственные представления о браке к семье: супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление пристрастия человека к своему “я”;
  • Повреждены устои семьи: утрачен традиционный уклад семейной жизни; традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов.
  • Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства; продолжает снижаться рождаемость.
  • Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует к нему.
  • Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала; у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
  • Современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии: массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм.

Культ наслаждений и порока, искусственная беззаботность, “психология Диснейленда” с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — все это ожесточенно атакует неокрепшие души.

В силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью “тусовкой” в компании сверстников. Всё это приводит к вступлению в жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей. Для России с её многовековой культурой это противоестественно и гибельно. Выход из этой кризисной ситуации один: содействовать укреплению семьи посредством восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи, возрождения культурно-исторической и религиозной традиций, воссоздания традиционного уклада жизни общества и семьи.

Решение педагогического совета:

  1. С целью совершенствования духовно-нравственного воспитания методическому объединению классных руководителей разработать программу освоения нравственных и духовных ценностей учащимися младшего, среднего и старшего звена с учётом преемственности.
  2. В рамках родительского лектория организовать цикл лекций по проблемам нравственного и духовного воспитания с привлечением широкого круга специалистов.
  3. Классным руководителям запланировать и провести родительские собрания “Духовное и нравственное воспитание в семье”, изучить опыт семей в этом вопросе.
  4. Учителям-предметникам при отборе материалов к уроку руководствоваться воспитательными целями, ориентированными на духовность и нравственность.