Использование элементов интегрирования контекстного и проектного обучения на уроках психологии

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное управление образованием в качестве одной из основных задач рассматривает повышение эффективности учебного труда за каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. Её основными показателями является: повышение целенаправленности обучения, усиление мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, развитие рефлексивных навыков, использование инновационных технологий, новейших средств обучения.

В настоящее время среди множества различных образовательных технологий особо выделяется контекстное и проектное обучение. Преподаватели кафедры школьной педагогики и психологии БПК наряду с хорошо проверенными традиционными методами и формами организации учебной деятельности внедряют и новые, достаточно эффективные подходы в обучении. В частности, метод проектной деятельности, наиболее широко используемый среди всех других современных методов, основанный на обучении в сотрудничестве и способствующий развитию познавательной активности обучающихся, самостоятельности в процессе решения учебных задач, исследовательских способностей, мыслительной деятельности, а также формированию навыков рефлексии и коммуникативности.

Использование данного метода в сочетании с элементами контекстного обучения позволяет обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала и, следовательно, подготовку квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда в условиях современных тенденций.

Исходя из этого, предлагается урок с использованием элементов интегрирования контекстного и проектного обучения, разработанный по учебной дисциплине “Психология” для II курса педагогического колледжа.

ТЕМА УРОКА “Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания окружающей действительности”

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию познавательной активности и субъективности студентов в процессе изучения нового материала через использование элементов контекстного и проектного обучения, основанного на само и взаимодеятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать понятие “мышление” в ходе познавательной деятельности студентов.
  • Способствовать развитию мыслительных процессов, навыков самоконтроля и рефлексии.
  • Способствовать формированию личностных качеств, проявляющихся в процессе совместной деятельности и необходимых для достижения положительного результата.

ТИП УРОКА: комбинированный

ВИД ЗАНЯТИЯ: урок-исследование

ХОД УРОКА

Организационный момент

Создание благоприятной обстановки в аудитории. (Проведение психологического тренинга “Настроение”).

Основная часть

I. Повторение ранее изученного материала (фронтальная беседа)

Назовите раздел психологии, который изучаем. (Психические познавательные процессы.)

Перечислите уже известные вам психические познавательные процессе. (Ощущение, восприятие, память.)

На основе предложенной характеристики определите, о каком процессе идет речь.

а) Этот процесс является первоначальным источником знаний об окружающем мире, представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на мозг человека.

б) Этот процесс позволяет отражать предметы и явления, воздействующие непосредственно на человека; физиологической основой процесса является результат совместной деятельности нескольких анализаторов.

в) Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию об окружающем мире, отражать прошлый опыт человека.

г) Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, устанавливать закономерные связи между предметами, явлениями окружающей действительности.

На доске выстраивается схема. (Приложение 1)

II. Изучение нового материала

(Использование элементов контекстного и проектного обучения)

1. Подготовка

(Определение темы, цели, исходного положения).

Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. (“Мышление как процесс опосредованного и обобщенного познания окружающей действительности”) .

Попытайтесь выделить основные категории, связанные с процессом мышления и составьте “кластер”.

Исходя из представленных понятий, составьте план изучения данной темы и сформулируйте цель урока. На доске “кластер”.

2. Планирование (анализ проблем и постановка задач)

Итак, что такое мышление, какова его сущность и основные характеристики, вам необходимо изучить на уроке и представить проект своей деятельности в результате исследования данной темы.

Инструктаж.

  • Распределить роли в команде (выбрать спикера, координатора, эксперта, хранителя времени и др.)
  • Работать в микрогруппе по заданному алгоритму. (Приложение 2)
  • Заполнить индивидуальную карту рефлексивного анализа в ходе выполнения деятельности. (Приложение 3)

3. Принятие решения (сбор и уточнение информации, плана деятельности, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта)

Деятельность студентов: работа с информацией, синтез и анализ идеи, выполнение исследования.

Деятельность учителя: наблюдение и консультирование.

4. Выполнение проекта (работа над проектом)

Деятельность студентов: оформление проекта с учетом выполненной исследовательской работы и полученных результатов.

Деятельность учителя: наблюдение и советы по просьбе.

5. Оценка результатов (анализ выполнения проектов, достигнутых результатов в ходе совместной деятельности микрогруппы)

Деятельность студентов: самоанализ проекта и самооценка, заполнение индивидуальной карты рефлексивного анализа.

Деятельность учителя: наблюдение и направление, по необходимости, процесса деятельности микрогруппы.

6. Защита проекта (подготовка доклада, объяснение полученных результатов, оценка)

Деятельность студентов: защита проектов, оценка полученных результатов.

Деятельность учителя: участие в анализе и оценке результатов проекта.

III. Итог

Рефлексивный анализ деятельности. Подведение итогов работы, выставление оценок.

Выводы по уроку:

1. Представленный урок осуществлялся в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования, т. к. используемый в нем метод проекта позволяет акцентировать уникальность каждого студента, выразить его личностное “Я”, что отвечает идее гуманизации образования.

2. Элементы интегрирования контекстного и проектного обучения способствуют:

  • формированию готовности к исследовательской деятельности, умения самостоятельно принимать различные решения;
  • развитию коммуникативных умений, умений генерировать идеи, гипотезы, анализировать, сравнивать, сопоставлять факты и явления;
  • воспитанию толерантности по отношению к другим мыслям, идеям, иным способам учебной деятельности.