Чудо нетрадиционной техники рисования (из опыта работы с дошкольниками)

Разделы: Работа с дошкольниками


На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Я работаю в детском саду более 20 лет и наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, мы сами того не понимая, ограничивали проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараемся не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и даем им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.

Последние 6 лет своей работы с детьми я посвятила наиболее углубленным занятиям по изобразительной деятельности, работая преподавателем изостудии. На первом году работы я столкнулась с такой, казалось бы, небольшой проблемой, как отказ детей идти на занятие. Некоторые из них не хотели даже покидать свою группу, чтобы пойти со мной в изостудию и приходилось их уговаривать. А другие, придя туда, и узнав, для чего они пришли, просто-напросто прятали руки за спину, отказываясь брать карандаш или кисточку. Особенно дети-левши. Я старалась уговорить их, выяснить причину отказа. И, в конце концов, мне это удалось. Оказывается, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Отсюда и паника.

Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно.

А ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы. Я задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. Это оказалось то самое необходимое на том этапе работы с детьми. Моей палочкой-выручалочкой стал журнал “Дошкольное воспитание”, в котором воспитатели из далекого от нас сибиряков региона России, делились своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Я ознакомилась с этими материалами и попробовала сама порисовать теми способами, которые описывались в журнале. Осталась очень довольна! Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эту методику на своих детях в нашем детском саду. И что вы думаете? Наши “трусишки”, которых пугал вид карандаша и кисточки, придя однажды в изостудию и, обнаружив, что они отсутствуют, были удивлены. Первый их вопрос был: “А что мы будем сегодня делать?” Мой ответ: “Рисовать” – поверг их в удивление. Долго думали чем, ведь фломастеры и восковые мелки тоже отсутствовали. А когда узнали, что пальчиками, удивились еще больше. Темой того занятия был “Разноцветный дождь”. И единственный страх, который остался у детей и исчез после первого же занятия пальчиковым рисованием, был страх – испачкать руки. Дети с удовольствием макали один палец в желтую краску, другой в синюю, третий в зеленую. И не было никакой разницы правая это рука или левая, ведь нужны были все пальчики. В результате у всех детей все получилось. Рисунки были красочные и веселые. От страха неумения и комплекса “левши” не осталось и следа! Именно у “леворуких” детей раньше других проявился интерес к рисованию и нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами и кисточкой.

Боязнь “не умею”, “не могу”, “левша” была побеждена.

С тех самых пор, как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования, при моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

Рисунки

В своей работе я попробовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Например: “Пальчиковое рисование” – “Цыплята” <Рисунок 1>

“Печать от руки” – “Птица – Зима” <Рисунок 2>

“Тампонирование” – “Зайки белые сидят” <Рисунок 3>

“Рисование свечой” – “Картинки-загадки”: маленькой тонкой свечкой, можно церковной, рисуем на белом листе, а затем тонируем лист краской любого цвета – на цветном фоне картинка проявляется. <Рисунок 4>

“Мыльные фантазии” – “Космос – инопланетянчики” <Рисунок 5>

“Кляксография” – “Цветущее дерево”. <Рисунок 6>

Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. Ведь это никем не запрещается и не возбраняется. А позже переработала его, внесла свои коррективы, кое-что изобрела сама (например “Мыльные фантазии”). Исходя из возможностей нашего дошкольного учреждения и особенностей развития наших детей, сделала свои наработки и хочу предложить вашему вниманию развернутые конспекты двух занятий по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования.

На занятиях с детьми я использую еще один способ нетрадиционной техники рисования – “Монотипию”. Особенно удачным и целесообразным я считаю использование оттого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т. к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получение нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок. Эти занятия я провожу обычно в два этапа. На первом занятии дети рисуют фон будущей картины, а на следующем завершают начатую работу по теме.

Конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для подготовительной логопедической группы на тему: “Какого цвета весна”.

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования “монотипия” – обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Систематизировать и закреплять знания детей о весне. Развивать творческие способности детей в рассматривании репродукции картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”. Активизировать в речи детей четкое произношение звука “Р”.

Оборудование: по 2 альбомных листа бумаги на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две ёмкости с водой на каждый стол, толстые кисточки, мокрые тканевые салфетки для рук на каждого ребёнка, репродукция картины А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, увеличенный фрагмент картины с изображением одного грача для проведения физминутки.

Словарная работа: прозрачный воздух, пробуждение природы, грачи суетятся, перекликаются, небо лёгкое, с голубыми окнами-просветами, нежные, размытые цвета, бледно-голубой, беловато-серый, светло-коричневый.

Ход занятия: читаю детям стихотворение Я. Година “Берёзка”:

После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи,
И берёзка ожила
От весеннего тепла.

- Кто узнал эту картину? (Как она называется, и какой художник её написал?)

- А посмотрите, как оживил художник свои берёзки на картине? (Он поселил на них грачей)

- Какие признаки весны запечатлел Саврасов на своей картине? (Ответы детей). Обратить особое внимание детей на цветовое решение картины.

- Какие основные цвета использовал художник? (Синий, белый, коричневый, зелёный)

- Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые…)

Рассказ воспитателя: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно-голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают ранней весной дни, когда всё кругом словно затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но Саврасов хотел ещё показать, что сон этот уже не глубокий, природа постепенно начинает оживать, и молодые берёзки тянутся к свету.

- Если бы мы сейчас вдруг оказались там возле этих берёз, что бы мы услышали? (Закройте глаза и представьте себе, что мы там)

- Что вы слышите? (Гомон птиц, грачи суетятся, перекликаются, как бы переговариваются между собой, советуются, как строить гнёзд) Представьте, что вы грачи.

Физминутка: “Грачи”

Как-то ранней весной
На опушке лесной
Появилась стая птиц
Не скворцов и не синиц,
А большие грачи
Цвета черного, как ночь.
Все расселись по берёзкам:
Прррыг – скок, крррак-крррак,
Гнёзда вьют и все поют:
Крррак – крррак, кррррак-крррак!

(Долго и четко проговариваем звук “Р”, выполняют движения, соответствующие словам)

- А сейчас мы с вами тоже станем художниками и попробуем нарисовать, какого цвета ранняя весна. Посмотрите, что я приготовила для рисования и вспомните, как называется техника рисования, в которой мы сейчас будем рисовать? (Монотипия)

- А для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? (Чтобы цвета получались прозрачные, размытые и смешивались друг с другом)

- Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части листа – там, где у нас будет небо? (Синий, белый)

- А какие в нижней части листа – там, где земля? (Черный, коричневый, белый, зелёный)

Дети выполняют задание, соединяют листы разукрашенными сторонами вместе, разглаживают их и смотрят, что получилось.

- Какие новые оттенки у вас получились при смешивании красок? (Ответы детей)

Теперь мы положим наши рисунки сушиться, а на следующем занятии дорисуем наши картинки на тему весны.

На следующем занятии дети выполняют рисунки в обычной технике рисования – кисточками и гуашевыми красками на тему: “Грачи прилетели”.

<Рисунок 7>

Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для старшей группы на тему: “Разноцветные бабочки”.

Занятие проводится в один этап.

Цель занятия: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному летнему настроению. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.

Оборудование: бабочки, вырезанные из альбомного листа, акварельные краски, кисточки, по одному неотточенному шестигранному карандашу на каждого ребенка, емкости с водой на каждый стол, цветочки из картона со стебельком на каждого ребенка, мокрые тканевые салфетки для рук.

Словарная работа: разноцветное лето, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий, перелетают (бабочки), шуршит (карандаш), припечатать, монотипия.

Ход занятия: через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А каких вы знаете насекомых, которые летают только летом и очень похожи на цветы? (Бабочки)

Давайте и мы сегодня с вами вспомним теплое лето, хотя вы уже с нетерпением ждете зиму, и нарисуем тех самых красочных бабочек, которых мы видели на прогулках.

- Вы хотите их нарисовать? Тогда занимайте места за столами и отгадайте, пожалуйста, загадку:

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь;
Солнце, горы, сосны, пляж,
Что же это? (карандаш).

- Правильно, ребята! А чем еще можно рисовать? (Фломастерами, мелом, кисточками и красками)

- А что помогает нам рисовать всеми этими и другими предметами? (С помощью наводящих вопросов, если дети не ответят сразу, добиться правильного ответа – рука и пальцы).

- Скажите, а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,
Вместе весело играть,

Повернулись,
Улыбнулись,

В кулачек вот так свернулись.
Вот такие молодцы!

Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.

(Упражнение повторить 2 раза)

- Молодцы! А теперь возьмите карандаш в обе руки между ладонями, зажмите его и покатайте. Поднесите к правому уху (к левому уху).

- Что вы слышите?

- Какой звук издает карандаш? (Он шуршит)

- Правильно он шуршит. Потрите еще карандаш между ладонями и послушайте.

А теперь положите карандаш и потрогайте свои ладошки. Какими они стали? Приложите их к щекам, ко лбу. Что вы чувствуете? (Ладошки стали теплыми)

- Правильно! Вот теперь ваши руки и пальцы готовы к рисованию. Сегодня я предлагаю вам необычный способ рисования. Вы никогда так раньше не рисовали. Хотите попробовать и научиться? Он называется “монотипия”. Это, когда рисовать нужно только на одной половинке листа, а другую просто к нему припечатать и получится целая картинка. Посмотрите на бабочку. У нее две пары крыльев. На одной из них (не важно – на правой или на левой) мы быстро нарисуем обычные цветные пятна или кляксы любой формы. А другую пару крыльев мы припечатаем сверху и разгладим ладошками.

(Показываю прием рисования)

- А теперь раскроем бабочку и посмотрим, что получилось? (Вся бабочка стала разноцветной). Произошло волшебство!

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите ваши красочки, но не все, а лишь те из них, которые подходят для лета и веселых бабочек.

- Пробуйте, рисуйте и посмотрим, получиться ли у вас волшебство? Я уверена, что получится! (Дети выполняют работу)

В ходе выполнения детьми задания восхищаюсь выбранными ими яркими красками и удачным проявлением их волшебного умения. По окончании работы предлагаю разукрасить бабочке головку и тело, а пока они подсыхают, самим превратиться в веселых бабочек и немножко поиграть.

Физминутка “Бабочки”

Ветер бабочек качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз наклонились,
Два наклонились
И на цветочки они приземлились.

(Упражнение повторить 2–3 раза)

- Ребята, пока мы отдыхали и порхали, как бабочки, наши разрисованные необычным способом бабочки подсохли, и мы можем их доделать, чтобы с ними поиграть. Давайте приклеим их брюшками к картонным цветочкам-ромашкам и тогда они в наших руках замашут крылышками и смогут полететь туда, куда мы захотим. (Дети доводят работу до конца, а пока подсыхает клей, с помощью влажных салфеток протираем руки и столы, наводим порядок на рабочем месте)

- Ну вот, ваши бабочки совсем готовы и можно с ними поиграть!

<Рисунок 8>

Буду рада, если кому-то пригодится и мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать. Не пожалеете!