Управление профессиональным развитием педагогических кадров путем создания системы непрерывного образования

Разделы: Администрирование школы


В последнее время педагогическая общественность России и красноярские педагоги, в том числе, активно обсуждают свое место в процессе обучения и воспитания детей. В связи с этим, серьезное внимание уделяется проблеме совершенствования системы методической работы в образовательном учреждении. И действительно, педагог в образовании – ключевая фигура, что предопределяет главную цель в управлении профессиональным развитием педагогических кадров. Это, в первую очередь, - создание условий для развития у педагога способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы профессиональной деятельности, уровень которой зависит, с одной стороны, от самообразования, с другой – в значительной мере от системы методической работы в образовательном учреждении.

По нашему мнению, ранее существовавшая парадигма «государственный заказ – подготовка кадров» утратила свое назначение, т.к. в реальной практике до 70% педагогов, прошедших курсы повышения квалификации, ничего не меняют в своей практике и полученные знания становятся невостребованным багажом, своеобразной «камерой хранения». Чтобы знания стали достоянием личности, необходимо «включить» деятельность индивидуального сознания. Сегодня методическое обеспечение повышения квалификации должно работать по схеме «образовательные потребности – образовательные услуги». В связи с этим меняется и предназначение методической службы образовательного учреждения: не транслировать информацию, не давать рекомендаций к деятельности, а стать ориентиром в развитии профессионализма педагога, что означает не учить, а актуализировать, стимулировать педагога к общему профессиональному развитию, диагностируя его потребности и запросы.

Методическая работа не принесет желаемого результата, если не будет построена на диагностической основе. Именно с этой целью методической службой нашего Центра была разработана диагностическая карта профессионального мастерства, исследующая дефициты и возможности каждого педагога.

Диагностическая карта профессионального мастерства педагога

_________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О.)

Теоретический блок

Образовательный компонент

Я могу поделиться опытом

Я хочу поучиться у других (заказ)

Методологический

изучение литературы по какой-либо проблеме, технологии, методике (укажите название)

   
Методический

*работа по теме самообразования

   
*работа в профессиональном объединении педагогов на уровне:    

-0 ЦДТ

   

-1 района

   

-2 города

   

-3 края

   
Коммуникативный

умение построить конструктивные отношения с :

   

-4 детьми

   

-5 родителями

   

-6 коллегами

   

-7 властью, бизнесом

   

-8 общественностью, СМИ

   
Технологический компонент    
*создание развивающей среды для каждого ребенка (составление индивидуальной образовательной программы)    
* проектирование    
* исследование    
* здоровьесберегающие технологии    
* аспекты учебного занятия:

- умение ставить цели и прогнозировать результат;

   
- умение контролировать и корректировать результат в соответствии с поставленной целью;    
- умение анализировать и планировать процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей    
* менеджмент, маркетинг образовательных услуг    
что-то иное    
Рефлексивно-аналитический компонент    
* умение видеть основания, причины возникающих проблем;    
* умение проводить самоанализ профессиональной деятельности    

Практический блок

Механизм предъявления результатов деятельности    
Самореализация как профессионала:    
участие в конкурсах    
проведение мастер-классов    
выступление на педсоветах    
организация работы университета непрерывного образования    

Анализ полученной информации позволил разработать Программу адресного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов Центра, которая помогла существенно модернизировать систему подходов к повышению квалификации педагога, обеспечить не эпизодическое, а непрерывное образование и личностное развитие каждого в соответствии с личным запросом.

Программа адресного методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов

Форма

ФИО педагога

Деятельность методистов

Ответственный

Дата

Результат

Продукт

Методический компонент и самореализация педагога как профессионала

Торческая мастерская   Индивидуальная работа по подготовке ТМ     Распространиение Размещение