Организация методической работы лицея по теме: "Проектная деятельность учащихся"

Разделы: Администрирование школы


Наш физико-математический лицей является школой повышенного уровня с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла. Город у нас небольшой, около ста тысяч жителей, поэтому и лицей мы создали тоже небольшой – в нем обучается сейчас 367 детей и работают на постоянной основе 45 педагогов. Учительский коллектив у нас достаточно высококвалифицированный, 32 учителя имеют высшую категорию. Результаты работы тоже неплохие – средний балл по математике в ЕГЭ составляет 86 баллов, 72 балла – русский язык. Наши ребята – активные участники олимпиад разных уровней, все выпускники становятся студентами. Все это заставляет нас относится бережно к тому, что есть, не бросаться безоглядно в большие новации. Но вместе с тем и стоять на месте тоже непозволительно. Поэтому одним из направлений методической работы в нашем лицее – это изучение и применение в практической деятельности элементов современных педагогических технологий. Это вызывает интерес у педагогов, позволяет расширить свой методический потенциал, внести дополнения в индивидуальный стиль работы, а главное – сделать процесс обучения интереснее и для ребят, и для взрослых. Мы изучили и освоили технологию модульного обучения, в перспективе – методы развитие критического мышления, а два последних года коллектив работает с методикой организации проектной деятельности учащихся. В своей работе мне хочется поделиться нашим опытом организации этой деятельности, представить ее план и прокомментировать отдельные мероприятия этого плана.

Работа по изучению и овладению методом проектов рассчитана на два года. Она строится по следующему плану:

Этап Содержание деятельности
1. Предварительная подготовка. 1. Планирование Методическим советом лицея хода работы по изучению и применению технологии.

2. Подготовка теоретической базы для работы по теме.

2. Возможности использования метода проектов в процессе обучения. 1. Изучение теоретических основ организации проектной деятельности:
  • теоретический семинар по теме
  • курсы повышения квалификации по теме
  • участие в работе городской лаборатории проектной деятельности
  • изучение возможностей методики на заседаниях ШМО

2. Освоение элементов методики в практической деятельности.

  • использование метода проектов на уроке
  • использование метода проектов во внеурочной деятельности

3. Научно-практическая конференция учеников с использованием презентаций проектов.

4. Проведение педагогического совета по предварительному анализу и перспективам использования методики.

2. Межпредметные проекты. 1. Изучение особенностей организации работы над межпредметными проектами:
  • теоретический семинар по теме
  • организация курсов для педагогов “ Подготовка компьютерных презентаций”

2. Организация работы по практическому освоению межпредметных проектов:

  • создание и организация работы творческих групп по подготовке межпредметных проектов.
  • проведение проектной декады, конкурс на лучший межпредметный проект

3. Организация работы по обобщению и распространению опыта:

  • проведение педсовета по подведению итогов работы над темой
  • создание нормативных документов и методических рекомендаций по теме
  • подготовка публикаций по теме
  • проведение зонального семинара для учителей сельских школ северных районов Удмуртской Республики в рамках деятельности РОЗШ

К данному плану работы хотелось бы дать несколько комментариев. Не останавливаясь на вещах вполне очевидных (например, что планирование предусматривает анализ возможностей апробирования различных технологий, целеполагание, мониторинг эффективности применения метода), обращаю внимание на следующее: при предварительном планировании работы над темой мы не выделяли изучение и применение межпредметных проектов в отдельный этап, эта особенность родилась в практике, потому что в ходе исследовательской работы ребят над предметными темами они часто обращались с вопросами к учителям смежных дисциплин, к учителям информатики. Интерес к совместной работе почувствовали и педагоги, когда на итоговом педсовете им были представлены презентации самых интересных проектов. Это позволило нам расширить тему нашей деятельности, внести изменения в цели работы над методической темой.

Подготовка теоретической базы в работе над темой включает в себя прежде всего подборку методической литературы по теме, разработку заместителем директора по методической работе краткого описания метода, который будет использоваться на начальном семинаре по ознакомлению с методикой для учителей и при организации работы школьных методических объединений по углублению в тему. В качестве приложения к этой работе вашему вниманию предлагается такое описание.

В качестве примера использования метода проекта во внеурочной деятельности, кроме специально организованной работы над какой-либо темой, можно привести для школ пример решения и подготовки задач в рамках Турнира юных физиков. Это турнир экспериментальных задач, и их решение представляет собой по сути такой же проект, основанный на серьезной исследовательской работе ребят. В нашем регионе проводится очень похожий научно-естественный турнир ЕНОТ, тоже основанный на экспериментальных ситуациях. Подобные турниры можно использовать не только в межшкольной практике, но и при организации внутришкольной научной работы учащихся, в том числе и с помощью метода исследовательских проектов.

Организация школьной конференции – дело довольно знакомое и широко распространенное. Особенностью данной конференции является то, что ребята защищают не рефераты, а представляют презентации своих проектов, подготовленных на уроках и вне уроков. Поскольку в течение года мы работали над предметными проектами, то и конференция проходила по предметным секциям. Поскольку защита большинства проектов – дело достаточно зрелищное и интересное, то в работе секций приняли участие не только старшеклассники, но и ученики 5-7 классов. Защита может быть представлена в самой разной форме, это придает конференции не всегда внешне очень серьезный, но наполненный интересным содержанием вид. У конференции, помимо традиционного завершения, имелся еще один нетрадиционный выход – лучшие проекты были представлены учителям на педсовете, потому что в ходе конференции все послушать и посмотреть педагоги не могли– всего ребятами было представлено около восьмидесяти проектов.

Работа над проектами заставила многих учителей обратить внимание на свою компьютерную грамотность. По просьбе педагогов у нас вскоре будут проведены курсы, на которых учителя будут работать с презентациями, тем более что наши ребята уже в пятом классе с этим легко справляются.

При нашем лицее уже семь лет работает очно-заочная школа для ребят сельских школ северных районов нашей республики. В этой школе обучается около семисот ребят из 26 сел и деревень. С педагогическими коллективами многих школ у коллектива лицея сложились добрые деловые отношения. По запросам школьных учителей мы ежегодно проводим два-три семинара по методике преподавания профильных дисциплин, прежде всего физики и математики. На семинаре для учителей математики, помимо теоретического представления проектной методики, были представлены проекты наших старшеклассников. Проекты представляют собой печатные и компьютерные варианты разноуровневых тренажеров к ЕГЭ по отдельным темам школьного курса. Ученики сами подбирали материал для тренажеров и создавали программы для их использования. Таким образом, даже при жестких требованиях к подготовке школьников к ЕГЭ вполне работает метод учебных проектов.

Пока наша работа над этой методической темой еще в полном разгаре. Появляются новые интересные идеи – вот уже старшеклассники на уроках начертательной геометрии вместо объемных многоугольников мастерят архитектурные памятники древнего мира – семь чудес света, а девятиклассники на английском языке представляют экологическую карту нашего района…Фантазия детей и взрослых безгранична. Только у взрослых в данном случае она научно обоснована. Конечно, универсальных технологий нет, но проектная методика заслуживает внимания всех, кто стремится сделать школьную жизнь интересной.

Метод проектов. Краткое методическое описание.

Если придерживаться строгих дифиниций, то метод проектов – это “педагогическая технология”, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение

актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решений и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Классификация проектов.

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

  • поисковый проект (поисковая деятельность);
  • исследовательский проект;
  • творческий проект;
  • игровой проект (ролевая деятельность);
  • прикладной (практико-ориентированный) проект;
  • ознакомительно-ориентированный проект.

По предметно-содержательной области:

  • моно проекты :(осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);
  • межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
  • надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).

По характеру координации проекта:

  • непосредственный (жесткий, гибкий);
  • скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

  • внутренние (класс, школа);
  • региональные (город, район, регион);
  • международные

По количеству участников проекта:

  • индивидуальный;
  • парный;
  • групповой;
  • коллективный;
  • массовый

По продолжительности проекта:

  • длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  • средней продолжительный;
  • краткосрочные.

Технологические требования к использованию метода проектов.

Остановимся непосредственно на технологии организации проектной деятельности и основных требований к использованию метода проектов.

При использовании метода проектов следует соблюдать следующие технологические требования:

Проблема составляющая основу проекта, должна быть значимой в исследовательском, творческом плане, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для решения. Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Проект должен начинаться с вопроса, который интересует ученика, и способствует активизации его познавательной деятельности. Он должен быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете. Это могут быть проекты, сформулированные в результате фиксации школьником некоторой степени непонимания определенных математических структур: “Формальный подход к определению математических понятий на примере понятия квадратного корня” (почему в качестве квадратного корня из числа берется положительное значение, а не отрицательное: это просто договоренность или за этим прячется некий смысл), “Равенства, уравнения, тождества: различия и сходство” (затруднения, связанные с понятием тождества: тождество –это равенство, верное при всех значениях переменной или при допустимых значениях, но тогда - это тождество или уравнение), “Функции, как средство изучения процессов развития, движения, а так же способ прогнозирования систем и объектов” (зачем необходимо уметь исследовать функции и строить их графики, как эти процессы взаимосвязаны).

Предполагаемый результат должен иметь практическую или познавательную значимость, например: доклад на конференции , создание сборника упражнений и другие.

Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) самостоятельная работа.

Четкое структурирование содержательной части проекта по этапам.

Использование исследовательских методов, предусматривающих поэтапную последовательность действий (“мозговые штурмы” на начальных этапах; статистических, экспериментальных методов при выполнении и т.д.).

Этапы работы над проектом.

Традиционно последовательность работы над проектом следующая:

п/п

Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя
1 Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся
2 Планирование а) определение источников информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов (формы проекта);

г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности;

д) распределение обязанностей между членами команды.

Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.
3 Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом “мозгового штурма”. Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследования, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советунт, косвенно руководит деятельностью учащихся.
4 Формулирование результатов или выводов Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует учащихся
5 Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, писменный отчет Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проектов, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности Оценивает усилия учащихся , их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.

Перечень критериев к оцениванию проектов.

Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.

В школах Международного Бакалавриата разработана четкая система критериев оценки персональных проектов учащихся. Эти критерии позволяют увидеть различные стороны деятельности учащегося в ходе его работы над проектом, а также оценить результат этой работы.

Примерный перечень критериев выглядит так:

  • Обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения.
  • Полнота использованной информации, разнообразие ее источников.
  • Творческий и аналитический подход к работе.
  • Соответствие требованиям оформления письменной части работы.
  • Анализ процесса и результата работы.
  • Личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу.
  • Качество проведения презентации.

С критериями оценивания учащиеся знакомятся заранее, в самом начале работы над проектом Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или, не имея такой возможности, быть готовым к более низкой оценке. В любом случае структура полученного балла будет понятна учащемуся.