Урок технологии в 5-м классе по теме: "Путешествие от грядки к столу"

Разделы: Технология


  • Завершающий урок в разделе “Кулинария”
  • Форма проведения урока: Урок - “КВН”
  • Название урока: “Путешествие от грядки до стола”

Цель урока: обобщить и систематизировать знания об овощах и приготовить из них салат.

Задачи урока:

  • рассказать о пользе овощей и необходимости их использования в жизни человека
  • повторить правила приготовления блюд из овощей (салаты)
  • повторить правила техники безопасности и санитарной гигиены на уроках кулинарии
  • повторить правила последовательности в работе с овощами
  • проверить практические навыки учащихся по нарезке овощей, эстетическому оформлению блюда, сервировке стола
  • воспитывать дух сотрудничества при работе в группах

Межпредметные связи: литература, биология, химия, история и география.

Наглядность: выставка книг по теме урока; овощи необычной формы; букеты цветов, вырезанных из овощей; эмблемы команд; детские творческие работы – рецепты салатов, кроссворды; плакат с правилами приготовления салатов.

Оформление доски: изображение грядки, с прорезями для овощей; рисунки овощей; 8 плакатов по теме витамины и минеральные вещества.

Ход урока

I Начало урока:

1. Вступительное слово учителя (введение в тему урока)

Учитель обращает внимание учащихся на оформление класса, выставку книг, букеты из овощей, “смешные” овощи.

2. Сообщение темы урока, задач и о форме его проведения ввиде КВНа “Путешествие от грядки до стола”.

II Теоретическая часть КВНа “Роль овощей в жизни человека”:

В КВНе участвуют 2 команды: “Овощной переполох” и “Овощная радуга”.

Конкурс 1. Капитаны представляют эмблемы команд. Команды говорят девизы.

Конкурс 2. “Овощная разминка”. Участники команд по очереди называют овощи, побеждает та команда, которая больше всех назовет овощей.

Конкурс 3. “Из жизни овощей”. Проверка домашнего задания: учащиеся по очереди выходят к доске, рассказывают про выбранный овощ (образец докладов – см. ниже), вытаскивая его из грядки, и кладут его в корзину своей команды.

Конкурс 4. “Кладовая овощей”. Пользуясь плакатами “Витамины и минеральные вещества”, участники команд называют овощи, содержащие их

Динамическая пауза. Учитель предлагает детям отгадать загадки про овощи и вписать ответы в кроссворд. Заполнив кроссворд, должно получиться слово “салат”.

Загадки:

  • Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус.
    Узнали вы? Я - … (свёкла).
  • Кругла да гладка,
    Откусишь – сладка,
    Засела крепко
    На грядке - … (репка).
  • Заставит плакать всех вокруг,
    Хоть он и не драчун, а … (лук).
  • Что за скрип? Что за хруст?
    Это что ещё за куст?
    Как же быть без хруста,
    Если ты … (капуста).
  • И зелен, и густ
    На грядке вырос куст.
    Покопай немножко:
    Под кустом … (картошка).

Конкурс 5. “Первичная обработка овощей”.

Учащиеся должны выстроить последовательность первичной обработки овощей, составив предложенные учителем карточки с названием операций:

переборка сортировка нарезка
мытьё промывание очистка

Конкурс 6. “Правила приготовления салатов”.

Учитель предлагает учащимся неверные правила приготовления салатов, а учащиеся должны дать верный ответ:

Правила приготовления салатов

  1. Лучше всего салат приготовить заранее, например: за неделю, или даже лучше за месяц (салаты готовятся перед употреблением).
  2. Витаминов в овощах сохранится при варке больше, если их вы положите в холодную несолёную воду (овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду).
  3. При варке в кастрюле должно быть много овощей, а на дне только чуть–чуть воды (при варке овощей, они должны быть полностью покрыты жидкостью, а кастрюля – плотно закрыта).
  4. Будет очень хорошо, если овощи будут разварены и их будет легко нарезать (варёные овощи, входящие в состав салатов и винегретов должны быть мягкими, но не разваренными).
  5. Когда вы режете салат, вы должны использовать только сразу сваренные овощи, пока они ещё горячие, а то охлаждённые овощи испортят салат (продукты должны быть охлаждены при нарезании тёплые овощи теряют форму, а соединение их с охлажденными вызывает быструю порчу салата).
  6. Заправлять и оформлять салаты лучше тоже за месяц. Вкус и внешний вид их только улучшится (салат из свежих овощей готовят непосредственно перед подачей)
  7. Перемешивать овощи в салатах надо быстро, тщательно придавливая их (овощи, из которых приготавливают салаты, аккуратно перемешивают, чтобы они не мялись).
  8. Незаправленные и заправленные салаты хранить нужно в тёплом месте, лучше у батареи (заправлять и оформлять салаты надо прямо перед подачей, чтобы вкус и внешний вид их не ухудшались).
  9. Срок хранения не заправленных салатов 12 месяцев, а заправленных 6 месяцев. (Срок хранения не заправленных – 12 часов, заправленных – 6 часов).

Конкурс 7. “Повторение правил техники безопасности и санитарной гигиены”.

Каждая команда называет правила техники безопасности или санитарной гигиены.

III Практическое часть КВН “Приготовление салата”.

Команды на своих рабочих местах выполняют практические задания:

  1. нарезка овощей
  2. заправка салатов
  3. оформление блюд

После приготовления салата команда дает ему название и обосновывает это название. (например “Петрушка”, “Огоньки”).

IV Итог урока. Подсчет баллов. Выставление оценок.

Образцы докладов учащихся:

Картофель.

Как вы думаете, какой овощ называли “чёртовым яблоком?” Это – картофель. В переводе с немецкого языка “картофель”– “Kraft” и “Teufel” означает “чёртова сила”. Дурной славе картофеля способствовала и встречавшаяся иногда причудливая форма его клубней. Малограмотное население считало, что дело не обошлось без вмешательства дьявола. Сейчас, когда для нас картофель является вторым хлебом, трудно представить, что картошка когда-то была запрещена церковью. Картофель используется в производстве макаронов, мороженного, искусственного мёда, пирожных, конфет и варенья. Он необходим как сырьё для горючего, взрывчатых веществ и обувного крема.

Из картофеля делается крахмал, картофельная мука, глюкоза.

  • При гипертонической болезни полезен сок картофеля. Кашицу из варёного картофеля можно применять вместо крема. Маски из картофеля применяют для сухой кожи.
  • Соком свежего картофеля лечат экземы, ожоги, язвы, мозоли и угри.
  • Ножи, вилки, ложки станут чистыми и блестящими, если их протереть разрезанным сырым клубнем картофеля.
  • Если подложить под передвигаемую мебель половинки сырого картофеля, мебель легко передвинется.
  • Отваром картофельной кожуры придают блеск хрустальным изделиям.
  • Ржавчину с противня можно быстро очистить сырой картофелиной.

Капуста.

Знаете ли вы, какой овощ называют “огородной барыней” - капусту. А почему капусту так назвали? По легендам царь, обиженный богом Дионисом, плакал крупными слезами, которые, падая на землю, превращались в кочаны, а люди, стоящие рядом с изумлением кричали: капут, капут, капут! Что означало голова. Отсюда и произошло название капусты. С давних времён люди считали, что капуста не позволяет оставаться в организме ничему вредному. Если до этого у тебя внутри была какая-нибудь болезнь, то капуста всё вылечит, выгонит боль из головы и глаз. Войска Римлян, отправляясь в поход, брали с собой квашеную капусту. Путешественник Кук писал, что кислая капуста изгоняет болезни из тела, спасает жизнь морякам. Причину своего успеха видел в том, что он вёз с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты, благодаря которым его спутники были здоровы и бодры.

Существует 10 видов капусты.

  • Сок капусты укрепляет дёсны. Помогает от выпадения волос и против перхоти. Из измельченных листьев капусты делают маски для сухой кожи. Сок капусты укрепляет мышцы тела и помогает работе сердца при язве желудка.
  • К концу зимы витаминов в пище становится меньше, людей начинает посещать усталость, недомогание. Вот тут-то и выручает капуста. Придавая человеку бодрости, усиливая работоспособность.

Помидор.

К предлогу две ноты прибавьте,
Согласную букву приставьте.
А целое скажем мы точно
И мягко, и красно, и сочно.

В Европе помидоры, когда-то назывались “любовными яблоками”, или “золотыми яблоками”.

Родина помидоров – Южная Америка. На языке индейцев звучит “томатель”.

Отсюда и слово “томат”. Сейчас кажется невероятным, что даже на своей родине ещё до XIX века помидоры считались смертельно ядовитыми. Их выращивали, как декоративные растения в горшках или для украшения беседок.

  • Все части помидора, кроме плодов действительно ядовиты. Отвары и настои из листьев используют в настоящее время для борьбы с вредителями.
  • В плодах помидора содержатся витамины Е, каротин, органические кислоты.
  • Помидоры полезны людям с нарушением обмена веществ, при сердечных заболеваниях, расстройствах желудка. В них содержатся вещества убивающие микробов, особенно много в них серы.
  • Помидоры используют при лечение варикозного расширения вен на ногах.
  • Маску из томатов применяют при жирной коже с крупными порами.

Редька.

Содержит много сахаров, белков, минеральных солей. Питательная основная ценность редьки в большом количестве солей калия, натрия, кальция, железа, магния.

Сок редьки используют при лечении печени, желчного пузыря, сердца, бронхов.

Маски из редьки с подсолнечным маслом применяют для отбеливания веснушек. Кашицу из редьки с одсолнечным маслом и сливок применяют для сухой кожи.

  • При склерозе полезна редька в любом виде.
  • При радикулите кашицу редьки накладывают на больное место.
  • Самое верное средство против простуды – редька с мёдом.

Чеснок.

В семействе луковых есть ещё один овощ – это чеснок. Что представляет собой чеснок? Отдельные зубки. Слово чеснок так и переводится “чесать, отделять друг от друга”. В Испании в сентябре каждого года проводится чесночный фестиваль. Испанцы утверждают, что чеснок можно и нужно применять во всех кушаньях кроме пасхального кулича и мороженого. В честь чеснока складывают оды. Рекордсмен по своим размерам превышал кулак мужчины и весил 1 кг. Чеснок богат органическими веществами, минеральными солями, железа в нём столько, сколько и в яблоках. Лечебные свойства чеснока известны давно.

  • В народной медицине чеснок используют для улучшения пищеварения, для расширения сосудов, при ревматизме. Имеются лечебные препараты на основе чеснока.
  • Чеснок является оригинальным народным средством от зубной боли. Когда зубная боль ощущается на правой стороне, то чеснок привязывается к пульсу левой руки, и наоборот.
  • Чтобы в муке не заводились жучки, в банку или мешок нужно положить несколько зубчиков чеснока.
  • Каждая хозяйка знает, что ни одна заготовка на зиму не обходится без чеснока.