Урок по истории и обществознанию в 3-м классе по теме: "Власть народа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Создать образ демократии как особого политического режима, способа управления, при котором единственным источником власти является воля народа.
  2. Формировать представление об основных понятиях как “демократия”, “референдум”, “выборы государственной власти”.
  3. Воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству.

Работа с иллюстрацией:

Ход урока

Проверка домашнего задания.

  • О чем мы говорили на прошлом уроке?

Проверим домашнее задание в рабочей тетради, и каждый сам оценит свою работу.

Проверка задания №73 в рабочей тетради. Работа оценивается в 3 балла.

  • Как вы ответили на вопрос, что значит быть гражданином?
  • Что такое Конституция и когда была принята действующая Конституция России?

Конституция – основной закон для граждан. Была принята в 1993 году.

  • Перечислите основные права и обязанности граждан России.

Проверка задания №74. Работа оценивается в 8 баллов.

Работа проводится на доске и в тетрадях.

  • Какие из важнейших прав и свобод граждан России изобразил художник? Правильно соедините стрелками рисунки с подписями.

Проверка задания №75. Работа оценивается в 4 балла.

Работа проводится на доске и в тетрадях.

  • Какие права человечков из Зеленого города нарушил Незнайка?

Свобода слова. Право на отдых. Право на жизнь.

Проверка задания № 76. Работа оценивается в 3 балла.

  • Какие гражданские обязанности не выполняют Пончик и Незнайка?

Не платит налогов. Не соблюдает ПДД. Нарушает правила пользования автотранспортом.

Дети сами выводят средний балл за выполнение домашней работы по сетке баллов:

18б. – “5”

17б. – 10б. – “4”

9б. – 5б. – “3”

Меньше 4б. – “2”

Дети закрепляют на табло заранее заготовленные сигналы красного цвета (оценка “5”), голубого “4”, желтого “3”, синего “2”.

Физкультминутка для глаз.

Работа над темой урока.

Постановка проблемной ситуации.

  • Дома вы должны были подумать, что значат слова Н.А. Некрасова “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”

Дети отвечают на поставленный вопрос.

Дети читают в учебнике тему урока на с.13.

  • Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Ответы детей.

А ответить более точно нам поможет рассказ о случае, который произошел на уроке физкультуры. Дети читают вслух текст на

с. 13 до слов “демократией называют…”

  • В какой ситуации Алеша услышал слово “демократия”?
  • Как мама объяснила Илюше, почему учитель физкультуры использовал это слово, отвечая детям?
  • Стало ли вам полностью ясно, что такое демократия?

Чтение текста дальше до слов “При демократии власть…”, вывешиваю слово

Демократия.

Совместное открытие нового знания.

  • Так что называют демократией?
  • Из каких древнегреческих слов образовано это слово? Вывешиваю опору.

Демос (народ) + кратос (власть) = демократия

с. 14

  • Рассмотрите рисунки и определите, на каком из них изображен демократический способ управления, а на каком недемократический. Объясните свой ответ.

Первичное закрепление и расширение нового знания.

  • А сейчас мы прочитаем текст дальше и определим, какими способами может существовать демократическое управление в государстве?

Дети читают на с.14 до слов “Помнишь…” Вывешиваю слово

Референдум.

  • Помните, я вам рассказывала, как была принята Конституция? Вот это и был

Референдум – народное голосование за новую Конституцию, раз ее одобрило большинство голосовавших граждан, значит, она была принята по воле народа, по решению народа. Это и есть народовластие – демократия.

Работа с иллюстрацией с. 15.

  • Рассмотрим все три варианта претендентов в депутаты.

Какой из них подходит? Как вы думаете? Почему ни один не подходит? Вот об этом мы и прочитаем дальше.

Дети читают от слов “Выборами называют соревнования…” до слов “Это как отдавать голоса?…”

  • В прошлое воскресенье в нашем городе проводились дополнительные выборы кандидатов в депутаты городского совета. Возможно, некоторые из вас ходили с родителями на избирательный участок и видели, как проходили выборы. Дети делятся впечатлениями.
  • Давайте и мы рассмотрим случаи, когда проводился референдум, а когда выборы.

Вывешиваю листки с двумя вариантами ответов. Дети называют вариант в листке под номером 2.

На с. 16 дети читают вывод до слов “Перед выборами для каждого гражданина…”.

  • А как люди по фамилиям узнают, за кого они хотят голосовать, а за кого нет? Ответы детей.

Дети читают до слов “Перед, тем кто претендует на власть…”

  • А что, если вы голосовали за одного, а выбрали другого, тогда что? Версии детей.

Дети читают до слов “Поскольку у всех одного мнения…”

Физкультминутка

Практическая часть.

  • Сегодня нам выдался удобный случай побывать в роли избирателей и мы с вами выберем старосту класса путем тайногоолосования, так как этого требуют условия о которых мы сегодня говорим на уроке.
  • Какие условия мы должны соблюдать?

Раздаю детям заранее заготовленные бюллетени для голосования с фамилиями детей.

  • А пока счетная комиссия работает по подсчету голосов, мы попробуем определить, какой из перечисленных способов демократический или недемократический использовали человечки из Зеленого города?
  • Почему? Дети обсуждают разные ситуации.
  • Дома вы напишите в задании 79, какое решение приняли человечки по вопросу: “Идти дальше или делать остановку?”

Работа над заданием 80 в рабочей тетради.

  • В какой ситуации люди используют демократический способ управления, а в какой - недемократический?

Оглашение результатов выборов.

Подведение итогов работы.

  • Что на древнегреческом языке означает слово “демократия?”
  • Что означает выражение: “Демократический способ управления государством?” При демократии власть принадлежит народу, управление обществом и государством возможно только по воле народа.
  • Почему при демократии нужно регулярно проводить выборы органов государственной власти и референдумы?
  • В чем по-вашему разница между демократией и вседозволенностью? Ответственность за те решения были демократически приняты.
  • Как вы думаете, часто ли Людмила Васильевна и Семен Семенович могут использовать демократию при управлении классом на уроке?
  • А теперь оцените свою работу в пятибалльной системе и закрепите на табло соответственно сигнал.
  • Каких сигналов больше и почему?