Ознакомление с окружающим миром. Живая и неживая природа

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
  • Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.
  • Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение логически мыслить, анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к лесу.

Словарная работа: ярус, подлесок, подрост, тир, символ, полог.

Предварительная работа: беседы о лесе, рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбомы “Деревья и растения леса”, “Звери леса”, заучивание пословиц, стихотворений, отгадывание загадок, просмотр видеофильмов “Тайга”, “Баргузинский заповедник”. Чтение В. Бианки “Лесная газета”. Сбор картинок о лесе для коллажа. Работа с физической картой Бурятии. Экскурсии в лес. Поделки из природного материала. Создание гербария.

Материал: картины леса, физическая карта Бурятии, символы, фигурки животных, буклет “Правила поведения в лесу”, картинки для коллажа леса, дидактическая игра “Кто живет в родной краю”, запись голосов птиц, большой лист ватмана, краски, карандаши, клей.

Ход занятия

Загадка: Он, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой – снимет шубу с плеч долой (Лес).

Рассматривание карты Бурятии.

Задание: Найти и показать лес на карте. Каким цветом показан лес? Поставить символ леса.

Рассказ воспитателя о лесе с показом картин.

Лес – сложная совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга живых организмов и среды (воздух, вода, свет, почва, тепло).

Он напоминает многоэтажный дом, где все жильцы взаимно связаны друг с другом и влияют друг на друга. Лес – многоярусный организм, первый (верхний) ярус которого состоит из высоких, здоровых деревьев, образующих полог, прикрывающий все живое, что находится под ним. Под верхним ярусом растут более молодые деревья, которые потом заменяют старые. Этот второй ярус называется подрост.

Далее идет третий ярус – подлесок, состоящий из кустарников. Подлесок не дает дождям размывать почву, и вода скатываясь по листьям и веткам, медленно всасывается в грунт. Здесь живут птицы. Они уничтожают насекомых и других вредителей. Подлесок охраняет влажность, дает приют мелким и крупным животным.

Полукустарники и разные травы составляют четвертый ярус леса. В пятый ярус входят мхи, лишайники, папоротники и грибы.

Игра “Что растет в родном краю?”. Воспитатель называет деревья, кустарники, дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в нашей местности.

Игра “Кто живет в лесу”. Задание – на карте Бурятии расставить маленькие фигурки животных.

Упражнение “Голоса леса”. Слушание записи. Угадать, какие птицы живут в лесу?

В лесу живут разные звери, птицы. Для них лес – родной дом и кормилец, а для человека – друг.

Лес – кормит, спасает, укрывает, дает много полезного. Дети читают пословицы о лесе.

“Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади”.

“Лес – богатство и краса, береги свои леса”.

“Лес – не школа, а учит”.

Рассматривание буклета “Правила поведения в лесу”. Задание правильно назвать знак и дать объяснение.

- Ветки не ломать, деревья не калечить, ни травинку, ни лист зря не рвите.

- Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

- Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

- Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

- В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Тир “Бей ответом прямо в цель”

Состязание.

Что было бы, если бы не было лесов?

Какие виды лесов знаете?

Чем же полезен лес?

Но если полезно дерево, зачем же человек учился добывать металл, изобрел пластмассу?

Какие свойства дерева не нравились человеку?

Зачем люди выращивают леса, парки?

Почему в деревянном доме жить удобнее, чем в каменном?

Как продлить жизнь леса?

Заучивание стихотворения.

Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

“Прекрасное – трудно”, - сказал мудрец древности. Лес прекрасен. Беречь его надо, и если перестраивать в нем жизнь, перестраивать с любовью и глубоким знанием дела.

Предлагается детям создать свой лес в вернисаж детского сада.

Коллаж “Удивительный лес”.

Вот и закончилось наше путешествие в лес.

Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!