Интегрированный урок русского языка и ИЗО по теме: "Творческое изложение текста-описания"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • развитие коммуникативных качеств учащихся
  • развитие образного – логического мышления
  • развитие эмоционально- эстетического восприятия учащихся.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся о тексте-рассуждении;
  • закрепить умения анализировать текст;
  • учить планировать композицию высказывания;
  • формировать умение отбирать необходимые языковые средства.

Орг.момент.

На партах учащихся лежат листочки, на которых написаны загадки. Учитель просит прочитать загадки и отгадать их.

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.

Рос шар бел,
Ветер дунул —
Шар улетел.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка

Я шарик пушистый
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок-
Остался стебелек.

На какую тему эти загадки? Почему все загадки на одну тему? О чем пойдет речь на уроке?

Сообщение темы урока

Учитель сообщает учащимся о предстоящей подготовке к изложению с творческим заданием и просит приготовить необходимые принадлежности для иллюстрирования предложенного текста.

Основная часть

1. Текст проецируется на экран с помощью медиапроектора. Учитель читает текст, учащиеся внимательно следят за чтением.

Золотой луг

Мы жили в деревне, а перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Однако луг был непростым.

Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав кулак, мы закрыли бы желтое.

Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, вместе с нами и вставали.

( По М. Пришвину)

2. Учитель: К какому типу речи мы отнесем этот текст? (Описание + рассуждение) Докажите.

Какова тема и основная мысль текста? Почему так назван текст? Сколько картинок можно нарисовать?

3. Словесное рисование

1 картина.

  • Что можно изобразить? (Луг; дом, а перед ним — поляна с одуванчиками.)
  • Что на рисунке будет самым главным?
  • Каким показан луг? (Зеленый.)
  • Какими вы представляете себе одуванчики? (Они зеленые, а сверху, словно ворсинки кисточки, выглядывают желтые лепестки; Пришвин сравнивает одуванчики с кулачком.)
  • Что еще можно нарисовать? (Закат солнца. Для этого возьмем темно-синюю краску, а в том месте, где солнце садится, будем использовать нежно-розовый или ярко-красный цвет.)

2 картина.

  • Как выглядит луг днем? (Он становится золотым.)
  • Как это показать на бумаге? (Среди зеленой травы светятся ярко-желтые одуванчики.)
  • Каким вы представляете себе одуванчик? (Цветок круглый, лепестки продолговатые. Можно изобразить в виде ладошек, которые раскрыты навстречу солнцу.)
  • Какого цвета небо? (Ярко-голубое.)
  • Что еще можно добавить? (Солнце.)
  • Как вы его изобразите?

4. Практическая работа: создание рисунков, словесное описание своей работы.

5. Лексико-стилистическая и орфографическая работа.

Учащиеся объясняют значение отдельных слов и трудные орфограммы, записывают слова-помощники, подбирают синонимы, эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

Создается схема текста типа “рассуждение”:

  1. Тезис
  2. Доказательство
  3. Вывод

Подведение итогов урока. Рефлексия

Учащимся раздаются бумажные цветки одуванчиков, на которых учитель предлагает выразить свое отношение к уроку. Все одуванчики с ответами приклеиваются на импровизированный луг (листок зеленой бумаги).

Домашнее задание:

Представьте, что вам необходимо объяснить младшему брату или сестре, почему рано утром или поздно вечером луг, на котором растут одуванчики, — зеленый, а днем — желтый, золотой. Постройте так свое высказывание, чтобы слушатель понял ваше объяснение.