Конспект урока русского языка по теме: "Состав слова" для учащихся 3-го класса (1—4) традиционной системы обучения

Разделы: Начальная школа


Программа: традиционная (1–4)

Цели: отрабатывать у детей умение самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле. (Цель сформулирована через деятельность учителя.)

К концу урока я научусь самостоятельно разбирать слова по составу с опорой и без опоры на информационном поле и, возможно, смогу научить других разбирать слова по составу. (Цель сформулирована через деятельность учащихся и продукт деятельности.)

Тип урока: обобщение.

Оборудование: оформление доски, отдельные таблички с морфемами

словами ( землю, красит, солнышко, человека, труд ), тесты, индивидуальные магнитные доски.

Ход урока

Эмоциональный настрой.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

Андрей Т.: Я желаю, чтобы у вас, ребята, было хорошее рабочее настроение.

Кристина: Я хочу, чтобы у каждого все получилось.

Максим: Хочу, чтобы все были внимательными, слушали учителя, ребят-одноклассников.

Алеша: Ребята, я желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.

Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю — у вас все получится! А сейчас, откройте тетради, от последней работы вниз отступите две строки, на третьей поставьте точку, запишите дату и вид работы. Рассмотрите карточки. Карточки:

Что это такое?

Саша: Это части слова.

Люба: Я согласна с Сашей, но хочу уточнить какие части слова вижу. Это корень, суффикс, окончание.

Какое задание можно придумать?

Нигяр: Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.

Ребята, вам нравится это задание? Давайте его выполним. Какие слова у вас получились?

Слава: Солнышко, это слово я составил, используя корень солн-, суффикс -ышк- , окончание -о .

Настя: Красит, корень крас- , окончание -ит.

Андрей Б: Человека, окончание -а , корень -человек-.

Костя: Я составил из корня -земл- и окончания -ю слово землю.

Андрей Т.: А я составил слово труда с помощью корня труд- и окончания -а.

Андрей Турч.: Я думаю, с этим корнем -труд- лучше употребить , потому что, взяв окончание -а , Андрей нарушает состав слова человека.

(Один ученик составляет слова у доски).

У. Какое задание можете еще предложить?

Антон: Я предлагаю из слов составить предложение.

У. Какое предложение получилось?

Максим: Землю красит солнышко, человека — труд.

(Учитель, двигая карточки со словами, составляет предложение на доске.)

У. Что можете рассказать о предложении?

Кристина: Это пословица.

Алеша: По цели высказывания – это предложение повестовательное, а по интонации – невосклицательное.

Люба: На доске нужно правильно оформить предложение. Первое слово должно быть с большой буквы, а в конце предложения поставим точку.

У. Спасибо за ответы, я хочу добавить еще в это предложение знаки ( , - ) Ребята, чему учит пословица?

Никита: Я понимаю смысл этой пословицы так: человека украшает труд, добрые дела, также, как солнышко красит землю. На восходе солнца все становится ярче, приобретает различные оттенки.

Костя: Я хочу пример привести. Когда мы говорим добрые слова, вежливы по отношению друг к другу, помогаем, о нас можно сказать, что мы украшаем себя добрыми делами и поступками, с нами хотят общаться.

Алена: Я согласна с Костей, хочу свой пример привести. Аккуратно выполненная поделка тоже может красить человека. О таком человеке говорят, что он трудолюбивый, аккуратный, усидчивый.

У. Ребята, спасибо за такие полные ответы. Я хочу, чтобы ваша работа на уроке (полные, грамотные ответы) вас тоже украшала, как землю солнышко.

I. Постановка целей и задач.

Ребята, посмотрите еще раз на карточки и обозначьте тему урока.

Настя: Тема нашего урока – состав слова.

(Учитель открывает тему урока на доске).

Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Слава: Повторим все, что знаем о частях слова.

Андрей Б.: Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.

Нигяр: Успешно справимся с любыми предложенными заданиями.

Алеша: Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.

Саша: Я думаю, ребята, если мы все поставленные задачи решим и будем вдумчиво работать, то к концу урока сможем самостоятельно разбирать слова по составу, либо с опорой, либо без – на информационное поле. А возможно даже сможем научить других ребят или даже взрослых разбирать слова по составу.

II. Актуализация прежних знаний

Учебное задание 1. Беседа по теории состав слова.

Хорошо. А что мы должны знать по теме урока?

Матвей: Мы должны знать, что такое окончание, основа, корень, приставка, суффикс.

Настя: В какой последовательности выполнять разбор по составу.

Никита: Как правильно выделять из слова окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

Ребята, оцените свои теоретические знания.

(Учащиеся на магнитных досках показывают прогностическую оценку своим теоретическим знаниям по следующим критериям:

“+” — знаю, “?” — сомневаюсь, “-” — не знаю. Магнитная доска у учащихся выглядит следующим образом:

Условные обозначения т.— теоретические знания, п. — практика. На первой строке дети заполняют прогностическую оценку, а на второй — ретроспективную.

Спасибо. Я вижу, что большая часть ребят теоретические вопросы знает. Давайте теперь проверим свои теоретические знания, а также разрешим сомнения ребят, которые не разделили прогностические оценки большинства. И так, что такое окончание?

Максим: Окончание — это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении и словосочетании.

Основа?

Люба: Основа — это часть изменяемого слова без окончания.

Что такое корень?

Женя: Корень — это общая (одинаковая) часть однокоренных слов.

Приставка?

Андрей Б.: Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

А что такое суффикс?

Андрей Т.: Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

См. Приложение 1.

Молодцы! А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу?

Алеша: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем, зная окончание слова, будем выделять основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс.

Ребята, у вас есть дополнения к ответу Алеши? Хорошо, порядок разбора слов по составу мы замечательно знаем. А как же правильно выделить из слова его составные части?

Кристина: Чтобы правильно выделить окончание, нужно изменить форму слова, для этого можно использовать слова-помощники: есть, нет, вижу, говорить о и другие. Например, выделю окончание в слове фея: есть фея, нет феи, вижу фею, говорю о фее. В слове фея окончание -я.

Люба: Я хочу ответ Кристины дополнить, форму слова можно изменить не только используя слова-помощники, но и с помощью числа. Например, выделю окончание в слове зима: это слово употребили в единственном числе, форма множественного числа будет выглядеть так: зимы. Итак, в слове зима окончание -а.

Антон: Чтобы правильно выделить в слове основу, нужно правильно выделить окончание, потому что основа – это вся часть изменяемого слова без окончания. Для своего примера я возьму слово Кристины фея. В этом слове окончание -я, основа фе[ j], то есть все слово без окончания.

Как правильно выделить корень в слове?

Настя: Чтобы правильно выделить в слове корень, нужно подобрать цепочку родственных слов. Ребята, лучше, если эти слова будут с разными приставками или без приставок. Например, выделю корень в слове заварка, для этого подберу цепочку родственных слов: варю, повар, вареный. Общая часть этих слов -вар- . Эти слова однокоренные слову заварка, поэтому в слове заварка корень -вар-.

Никита: Для того, чтобы правильно выделить в слове приставку, нужно правильно выделить в слове корень, так как приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем. А еще можно подобрать родственное слово с другой приставкой или родственное слово без приставок. Например, найдем приставку в слове подарок, для этого подберем родственные слова, чтобы выделить корень: дар, одаривать, бездарный. Общая часть этих слов -дар-, значит и в слове подарок корень -дар- , а приставка: по- , потому что стоит перед корнем.

Что нужно знать, чтобы правильно выделять суффикс в слове?

Матвей: Нужно соблюдать порядок разбора слов по составу, потому что, если в слове правильно найдено окончание, верно обозначен корень, то можно без труда выделить суффикс.

Нигяр: Я согласна с мнением Матвея и хочу привести свой пример. Я разберу по составу слово моряк: первое —  выделю окончание, для этого изменю форму слова. Есть моряк, нет моряка, даю моряку, вижу моряка. В слове моряк нулевое окончание. Основа — все слово моряк. Выделяю корень, для этого подберу родственные слова: приморский, море, морской. Итак, в слове моряк корень -мор- . Приставки в этом слове нет, выделяю суффикс, то есть часть слова, которая стоит после корня. В слове моряк суффикс -як. Такой же суффикс есть в слове земляк.

Спасибо за полные ответы. А сейчас дайте своим теоретическим знаниям ретроспективную оценку. Совпадает ли ваша прогностическая самооценка с ретроспективной?

Андрей Б.: Моя прогностическая самооценка совпадает с ретроспективной. Я правильно оценил свои теоретические знания.

Слава: Свою прогностическую самооценку я улучшил. Теперь я в теории не сомневаюсь, благодаря ребятам, я устранил свои пробелы в знаниях.

Покажите на магнитных досках свои самооценки. Спасибо, я вижу, действительно, ваши прогностические самооценки у многих улучшились, большинство ребят подтвердили их. В целом, ребята, наш класс по результатам ретроспективной самооценки хорошо владеет теорией по теме: Состав слова.

(На доску учитель выносит к общей прогностической самооценке общую ретроспективную самооценку класса).

III. Формирование умений и навыков.

Но знать теорию, ребята, мало, нужно уметь применять свои знания на практике. Прежде чем приступить к практике, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка. (Учащиеся выполняют танцевальную композицию.)

Учебное задание 1. Работа в зонах.

Я предлагаю вам, ребята, поработать в зонах над составом слова, внимательно рассмотрите задания и определите, в какой зоне вы сегодня будете работать. Обращаю ваше внимание: в зоне достижений предложено два задания, которые немного отличаются друг от друга по уровню сложности.

См. Приложнение 2.

Кто выбрал зону достижений? А кто зону сомнений? Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте спрогнозируем, как мы с ним справимся.

(Дети обозначают и показывают свои прогностические оценки по практике на магнитных досках.)

Я вижу, что самооценки у всех разные, но я верю в вас, у вас все получится.

(Учитель выносит общую прогностическую самооценку класса на доску.)

Прежде, чем вы приступите к выполнению работы, давайте определим с вами средство оценивания и критерии оценивания.

Женя: Я предлагаю, ребята, наше задание оценить в баллах. И за каждое правильно разобранное по составу слово  предлагаю давать по одному баллу.

Никита: Мне понравилось средство оценивания, предложенное Женей, но я бы хотел предложить вам другой критерий оценивания задания. Я советую оценивать одним баллом каждую правильно выделенную часть слова.

Кристина: Я думаю, критерий оценивания, предложенный Никитой, позволит нам выполнить работу более успешно. Сейчас, ребята, я вам это докажу. Если в слове будет допущена хоть одна ошибка, то по критерию Жени мы получим ноль баллов, а по критерию Никиты от 1 до 4 баллов, в зависимости от количества частей в слове.

(Учащиеся согласились с доводами Кристины.)

Желаю вам удачи, приступайте к работе.

(Дети выполняют задания.)

Учащиеся, которые выбрали зону сомнений, подходят к учителю.

Ребята, что вам непонятно, что вызывает у вас затруднения?

Слава: Мне еще трудно подбирать родственные слова, поэтому я не всегда правильно выделяю корень.

Я думаю, ребята, мы Славе все вместе поможем?

Да.

Люба: Я еще не уверена в себе, чтобы выполнять задания из зоны достижений, я хочу еще раз все повторить вместе с вами.

Саша и Максим: Мы тоже выбрали эту зону по тем же причинам, что и Люба.

С чего начнем?

Максим: Начнем разбирать слова по составу с окончания.

Кто попробует?

Люба: Давайте я. Чтобы выделить окончание, нужно изменить форму слова. Есть гнездышко, нет гнездышка, дать гнездышку. В слове гнездышко окончание -о.

Слава и Саша выделяют по аналогии окончания в словах глазной и дочурка. (Так ребята устно выполняют разбор по составу у доски, опираясь на информационное поле.)

Если вопросов больше нет, то давайте оговорим критерии оценивания. Я предлагаю вам, ребята, за правильно выполненное задание 10 баллов, если вы допускаете ошибки, то за каждую неправильно выделенную часть слова будем снимать по одному баллу. Можете приступать к работе.

(Задание из зоны сомнения проверяет учитель.)

Есть ли ребята, которые, уже выполнили задание из зоны достижений? Учитель проверяет работу одного ученика, работа выполнена верно.

После проверки работы учителем, ученик проверяет работы одноклассников, опираясь на карточку с выполненным заданием. После того, как работу ученику проверили, он оценивает ее, исходя из предложенных критериев.

Оценив работу в баллах, вы можете узнать свой уровень усвоения по данной теме. Для этого соотнесите свои баллы с уровнем усвоения данным в таблице.

Сводная таблица уровней усвоения

Уровень усвоения

Зона достижений (в баллах)

Зона сомнений

1

2

Оптимальный уровень

13 – 16

15 – 18

8 – 10

Достаточный уровень

11 – 12

12 – 14

7

Критический уровень

8 – 10

9 – 11

5 – 6

Недопустимый уровень

< 8

< 9

< 5

Кто из вас, ребята, выполнил задание на оптимальном уровне?

На достаточном?

А кто на критическом уровне выполнил задание?

Спасибо за работу. Я рада за вас, за ваши успехи.

А сейчас дайте своей работе ретроспективную оценку, сравните ее с прогностической.

Дети обозначают и показывают свои ретроспективные самооценки на магнитных досках.

Матвей: Я работал в зоне достижений над вторым заданием. Моя прогностическая самооценка была сомневаюсь. Когда я читал слова, для меня слово подлокотник из второй группы показалось сложным, но я все равно решил выбрать эту группу. Я считаю, лучше на уроке тренироваться в разборе трудных слов по составу, чем на проверочной работе. С работой я справился без ошибок. В следующий раз буду больше верить в свои силы.

Саша: Я работал в зоне сомнений, но был уверен, что с работой я справлюсь, потому что я знаю, мне всегда смогут помочь ребята или учитель. С работой я хорошо справился, думаю в другой раз буду работать в зоне достижений.

Саша, я думаю, ты уже сегодня сможешь попробовать свои силы.

Учебное задание 2. Тест.

Ребята, я предлагаю вам выполнить тест по вариантам, по теме нашего урока.

В тесте всего два задания, но я прошу вас быть очень внимательными.

Желаю вам успеха, приступайте к работе.

(Анализ выполненных работ учитель проводит на следующем уроке. Содержание тестов смотрите в Приложении 3).

Прошу вас, ребята, сдать работы.

IV. Итог урока

А теперь давайте подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали?

Антон: Работали над составом слова, учились самостоятельно разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без, на информационное поле.

Какие задачи мы ставили перед собой, чтоб достичь данной цели?

Алена: Повторить порядок разбора слов по составу.

Настя: Повторить части слова, способы их выделения из слова.

Спасибо. Ребята, а кто для се6я решил поставленные задачи? А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

Максим: Состав слова может объяснить образование слов.

Кристина: Знание состава слова помогает мне увидеть в какой части слова орфограмма, в зависимости от этого слабые позиции я проверяю, запоминаю или смотрю их правописание по словарю.

Алеша: Я могу научить кого-нибудь или дать совет тому, кто затрудняется в разборе слов по составу.

Ребята, а кто может сказать о себе также, как Алеша?

Я очень рада, что таких ребят у нас много.

Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова?

Андрей Т.: В каких частях слова безударные гласные можно проверить? (Кроме корня).

Андрей Б.: Я бы хотел научиться разбирать глаголы по составу.

Я думаю, на последующих уроках мы разрешим все ваши вопросы. Как чувствовали себя на уроке?

(Дети показывают символы своего самочувствия и настроения.)

V. Домашнее задание

Саша: Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

  1. Придумайте и запишите сказку или рассказ о том, как образовалось слово;
  2. Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме

Спасибо за урок, мне было интересно с вами работать.