Итоговый урок по интегрированному курсу "Физика. Химия" в 6-м классе

Разделы: Физика


На протяжении нескольких лет я веду пропедевтический курс “Физика, Химия” в 5-6 классах. Очень удачный учебник авторов Гуревича А.Е. и Исаева Д.А. Дети с удовольствием проводят все лабораторные работы, с интересом познают азы физики и химии. С большим интересом и тщательно готовятся ребята в 6 классе к заключительному уроку.

Итоговый урок по курсу “Физика, Химия” я провожу в форме смотра знаний. Подготовку к нему начинаю за 2-3 недели. На занятие продолжительностью 2 астрономических часа приглашаются родители, которые садятся за одну парту со своими детьми. Все родители получают приглашение (приложение №3).

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся; проверить усвоение и качество знаний; выявить степень готовности учащихся к дальнейшему изучению курсов физики и химии; продолжить формирование интереса к физике и химии как наукам о природе; побудить учащихся к самостоятельному изучению различных физических явлений, развитие навыков применения полученных знаний к объяснению явлений природы, окружающей нас.

Оборудование:

  1. Портреты учёных-физиков, химиков.
  2. Измерительные приборы: динамометр, психрометр, барометр-анероид, амперметр, вольтметр, термометр;
  3. Труба Ньютона (с перышком, дробинкой и пробкой);
  4. Насос Камовского;
  5. Стакан с водой и стеклянной трубкой;
  6. Тарелка с водой, монета, свеча и стакан;
  7. Полоса бумаги, ножницы:
  8. 3 стакана и лист бумаги.
  9. Другое оборудование, которое учащиеся использовали при подготовке домашних экспериментов.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на нашем заключительном уроке курса “Физика. Химия”. За два года вы, ребята, познакомились с многочисленными явлениями физики и химии, узнали об основных научных методах познания. За это время вы не только много узнали о физических приборах и лабораторном оборудовании, но и сами стали исследователями и проделали более 30 лабораторных работ, завершающих темы, как по физике, так и по
химии. Ну а моих помощников Физикона и Химилу, надеюсь, Вы узнали.

Химила: Два года назад мы с Физиконом вам, ребята представили 2 новые для вас науки: Физику и Химию.

Физикон: Всё это время мы были вашими помощниками, сопровождая вас на каждом уроке.

Химила: Вот и завершилось ваше первое путешествие в мир двух наук Физики и Химии. Теперь вы знаете, что эти науки очень нужны человеку.

Физикон: Как много может человек понять и сделать, используя законы Физики и Химии. И это вы сегодня нам докажите.

Химила: Теперь и вы, глядя вокруг, наблюдая окружающий мир, многие явления понимаете и сможете объяснить.

Учитель: Сегодняшний урок – урок-отчёт перед самим собой, перед вашими родителями. Сегодня смотр знаний.

Учитель: Цель нашего урока – обобщить знания полученные вами за 2 года, и показать чему и как вы научились, продемонстрировать не только свои знания по физике и химии, но и свои умения проводить эксперименты.

Эпиграфом нашего урока станут известные слова Козьмы Пруткова: “Глядя на мир нельзя не удивляться”.

Химила: Поразительно, на сколько точно поэты предвосхищают порой важнейшие проблемы научного исследования. В связи с этим, нельзя не вспомнить удивительное стихотворение А.С. Пушкина, где каждая строка – глубокая мысль, под которой с удовольствием подпишется любой современный физик:

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель

Физикон: Поэт в коротеньком стихотворении сумел предвосхитить целый ряд выводов, к которым впоследствии пришла наука. Высказанные в поэтической форме идеи воскресили более, чем через сто лет в строгой научной форме. Химила: С нами пришли главные эксперты – это наши выпускники.

Учитель: Так как у нас сегодня смотр знаний, то нам необходимо жюри. Я предлагаю включить в состав жюри Химилу и Физикона и наших экспертов.

Сейчас жюри произнесет слова клятвы в своей объективности. Положите руки на приборы (на столе – вольтметр, амперметр, психрометр, динамометр и так далее).

Химила зачитывает клятву:

Мы, стоящие перед вами члены жюри,

Именем всех великих умов человечества,

Положа руку на святое святых физики,

Торжественно клянемся судить по совести.

Жюри (хором): Клянемся!

Химила: Клянемся судить, не взирая на лица.

Жюри: Клянемся!

Химила: Наш приговор будет неоспорим, как неоспорим закон Ньютона, как верен закон Архимеда.

Жюри: Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Учитель: Прошу жюри занять свои места. Наш урок сегодня состоит из 6 этапов (все они записаны на доске):

I. Физико-химическая эстафета (20 минут).

II. Конкурс теоретиков (20 минут).

III. Калейдоскоп “Что? Как? Почему?” (10 минут).

IV. Конкурс экспериментаторов (20 минут).

V. “Ваше слово, эрудиты” (игра “Умники и Умницы”). (30 минут).

VI. Заключительный этап. Подведение итогов (10 минут).

1 этап: Физико-химическая эстафета (20 минут) (Приложение №1).

Основные понятия, законы, правила отвечают учащиеся быстро и точно, кратко и понятно без подготовки. Каждый имеет право участвовать в порядке очерёдности. Если кто-то не знает ответа, то отвечает следующий. За каждый правильный ответ Физикон и Химила выдают учащимся жетоны.

2 этап: Конкурс теоретиков (20 минут) (Приложение №2).

Отвечают на него самостоятельно, но имеют право на 3 подсказки родителей, сидящих с ними. Через 20 минут члены жюри собирают тесты и проверяют их. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.

3 этап: Калейдоскоп – Что? Как? Почему?

“Давайте удивляться чудесам” или “Физика вокруг нас”.

Учитель зачитывает вопросы, учащиеся отвечают после обсуждения вопроса со своими родителями.

За каждый правильный ответ Физикон и Химила выдают жетон.

1. В кастрюле с водой плавает стакан. Как изменится уровень воды в кастрюле, если зачерпнуть в стакан немного воды? (Так как содержимое кастрюли не изменяет своей массы, то не изменится и сила давления на дно кастрюли. Отсюда следует, что уровень воды останется прежним).

2. Что быстрее падает и объясните почему?

  • 5 рублевая монета – или кусочек бумаги.
  • 1 кг гиря – или монета.
  • Кусочек бумаги – или шарик из бумаги.
  • Труба Ньютона (перо, дробинка или пробка).

(После ответа демонстрируется опыт).

3. Выходя из воды животные встряхиваются. Какой физический закон используется при этом. (Закон инерции).

4. Почему, плывя на спине, легче держаться на воде? (Плыть на спине легче, так как при этом наибольшая часть человека погружена в воду. Это увеличивает выталкивающую силу).

5. Если при переходе по льду человек провалился, то спасающий должен приближаться к нему ползком, а на края полыньи рекомендуется класть доски, лыжи.

Почему? (При передвижении ползком площадь опоры будет увеличиваться, а давление при этом будет уменьшаться. Для той же цели служат доски, положенные на края полыньи).

6. Почему сахар и другие пористые продукты нельзя хранить вблизи пахучих веществ? (Молекулы пахучих веществ, распространившись в воздухе в следствии диффузии, под воздействием сил молекулярного притяжения прилипают к поверхности сахара, площадь которой у всех пористых тел очень велика. Сахар приобретает неприятный запах.)

7. Почему стеклянная палочка, опущенная в воду, кажется изогнутой? (закон преломления).

8. В двух пробирках две бесцветные жидкости, соединили вместе – получилась ярко малиновая окраска. Что было в пробирках? (Основание, фенолфталеин).

4 этап: Конкурс экспериментаторов (20 минут).

“Ловкость рук и никакого мошенничества” или “Простые эксперименты на кухне”.

Учащиеся демонстрируют различные опыты, подготовленные дома.

За демонстрацию опыта и его объяснение учащийся получает 2 жетона.

5 этап:

“Ваше слово, ЭРУДИТЫ!”

(Игра “Умники и Умницы”).

Девиз:

Квадрат успеха равен
Сумме квадратов
Необходимого остроумия.
Конкурс смекалки,
Конкурс умов
Несколько опытов
И ответ готов!

1 тур. Загадки о физических приборах.

Отгадай что эта за измерительный прибор, найдите его и расскажи о нем.

Его устройство очень просто
Еще проще он в работе
Чем больше растягивают,
Тем больше показывает (Динамометр)

Два брата-близнеца
Одним измеряют ток,
Другим напряжение,
Чтобы их не перепутать, есть у них
Знаки различия
Что это за приборы и какие знаки различия? (Амперметр и Вольтметр).

Он состоит из двух одинаковых приборов,
Всегда показывает сухо и влажно. (Психрометр)

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака (Барометр).

Я под мышкой посижу
И что делать укажу;
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)

Что общего у всех названий этих приборов? (Вторая часть названия прибора – “метр”).

Шесть человек, ответивших на эти вопросы переходят во второй тур.

“2 тур”. “КТО ЕСТЬ КТО?” “Открытия, изобретения”.

Выносят портреты под номерами. Учащиеся должны назвать фамилии ученых:

1 – Ньютон;

2 – Резерфорд;

3 – Ломоносов;

4 – Попов;

5 – Паскаль;

6 – Архимед;

Висит плакат: в левом столбце фамилии ученых, в правом – их открытия. Учащиеся должны за 5 минут дать письменный ответ, кто из ученых, изобретателей, что открыл: (За каждый правильный ответ 1 балл).

 

1. Э.Резерфорд. А. Обнаружил атмосферное давление.
2. Д.И.Менделеев. Б. Генеральный конструктор космических кораблей.
3. И.Ньютон. В. Первый русский летчик.
4. Б. Паскаль. Г. Создатель теории летательных аппаратов.
5. Архимед. Д. Открыл закон сохранения массы вещества.
6. М.В. Ломоносов. Е. Первый космонавт.
7. С. Королев. Ж. Изобретатель радио.
8. Ю.А.Гагарин. З. Исследовал строения атома.
9. Э.Торричелли. И. Закон о давлении в жидкостях и газах.
10. Н. Жуковский. К. Закон всемирного тяготения.
11. П.Нестеров. Л. Открыл периодический закон.
12. А.Попов. М. Закон о выталкивающей силе.
13. С.Лебедев. Н. Открыл синтетический каучук.

(Ответы смотрите в приложении №4)

Пока учащиеся отвечают, учитель беседует с родителями, которые отвечают на вопросы, предложенные им в качестве домашнего задания.

3 тур. “Физические величины. Физические формулы”.

Учитель показывает карточку с названием физической величины. Учащиеся должны ответить на следующие вопросы:

  1. Какой буквой обозначается физическая величина, что она обозначает.
  2. Какими единицами измеряется.
  3. Назвать формулу для определения этой величины.

После ответа учитель поворачивает учащимся обратную сторону карточки, где написан правильный ответ. (За каждый ответ учащийся получает 1 балл, максимально – 3 балла).

4 тур. “Знаешь – объясни!” (За правильный ответ – 1 балл).

  1. В каких мальчиках быстрее двигаются молекулы – в здоровых или в простуженных? (В простуженных, потому что у простуженных высокая, температура).
  2. Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости: воду, ртуть и масло растительное и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде? (Растительное масло, вода, ртуть).
  3. Какой из простых механизмов: рычаг, блок, наклонную плоскость должен использовать лентяй, чтобы получить выигрыш в работе? Не лучше ли лентяю использовать для своей вожделенной цели более сложный механизм? (Ни один из механизмов не даст выигрыш в работе лентяю. К сожалению, не даст и честному человеку. Во сколько раз выиграют в силу, во столько и проиграют в расстоянии).
  4. Печальный дядя Боря, мечтая создать у себя в комнате уют, два часа толкал свой шкаф с пиджаками и брюками, но так и не смог сдвинуть его с места. Какую механическую работу совершил печальный дядя Боря? (Никакой работы он не совершил, потому что под действием приложенных сил к шкафу слабеньких дяди Бориных сил шкаф с места не стронулся.
  5. Парикмахер стрижёт клиента, купившего сто лотерейных билетов. Кто, парикмахер или клиент наверняка получит выигрыш? (Выиграют ли лотерейные билеты не известно, а вот парикмахер непременно выиграет в силе, потому что ножницы – это рычаг, ось вращения которого проходит через винтик, соединяющий две острые половинки).
  6. На дне рождении химика, физика угостили двумя котлетами. Одна котлета из баранины с чесноком, а другая – из пластилина с мелкими гайками. В чём с точки зрения физика отличаются эти две котлеты? В чём с точки зрения физики причина того, что эти две котлеты имеют одинаковые форму и объём, но разные массы? (Любой физик сразу отличает мясную котлету от пластилиновой. Тем более, что одна с чесноком, другая с гайками. Если же рассуждать с точки зрения физики – у веществ, из которых слеплены эти котлеты, разная средняя плотность, поэтому при одинаковых объёмах, массы разные).

(Каждый из шести участников игры, набравший 7 и более очков получает орден “Умника”).

6 этап: “Подведение итогов”.

Пока жюри подводит итоги старшеклассники демонстрируют фокусы.

Фокус 1. Как достать из воды монету, не намочив рук, но, не выливая воды из тарелки? С помощью волшебного огня.

Ответ:

(Зажечь свечу, накрыть стаканом. Под действием огня воздух в стакане нагревается, расширяется, и часть его выходит наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается, давление воздуха в стакане падает и становится меньше атмосферного, поэтому вода под действием наружного атмосферного давления “вдавливается” в стакан).

Фокус 2. А теперь я предлагаю бумагу и ножницы.

Попробуйте разрезать полоску бумаги на три части одним взмахом ножниц. Посмотрим кто быстрее справится с этой задачей.

Ответ: Для этого нужно согнуть лист пополам.

Фокус 3. Вот два стакана, стоящие рядом. Накрываем их листом бумаги, сверху ставим на бумагу еще один стакан. Можно ли сделать так, чтобы он удержался на бумаге между двумя стаканами, стоящими плод бумагой? (Бумагу складывают гармошкой, и она приобретает большую прочность).

Затем Физикон и Химила вручают медали “Лучшему теоретику”, “Лучшему экспериментатору” и ордена “Умникам”.

Каждый учащийся получает учебник “Физика 7” с поздравительной открыткой (Приложение 5).