Тема урока: "Явление тяготения". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели урока:

  • обучать учащихся объяснять физические явления, оперировать новыми понятиями;
  • развивать интерес к предмету, любознательность, сообразительность, расширять кругозор, развивать творческие способности;
  • воспитывать уважение и любовь к науке и её ярчайшим представителям.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости – учителя нашей школы. Я надеюсь, что вы покажете себя с самой лучшей стороны. А для того, чтобы у нас всё получилось, нужно самим себе сказать простые, но немного волшебные слова: УМХН. Знаете, что это такое? Нет? А я знаю. Хотите открою секрет? УМХН – У МЕНЯ ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ. Скажем хором эти слова. А теперь можно и к работе приступить.

С каким новым понятием мы познакомились на прошлом уроке?

(На доске: АЛИСА – А = ?). Правильно, СИЛА.

В природе существует много сил. С одной из них мы сегодня познакомимся. Прочитаем тему нашего урока и подумаем, чем мы будем сегодня заниматься и зачем нам нужно это знать? (Дети отвечают).

2. Объяснение нового материала.

Итак, посмотрим, как летит мяч, брошенный в горизонтальном направлении. Мяч не летит прямолинейно и равномерно, его траектория – кривая линия. (Демонстрируется рисунок).

Запущенный с Земли искусственный спутник не летит по прямой, а движется вокруг Земли. (Демонстрируется рисунок).

Тело, выпущенное из руки человека, падает на Землю. (Демонстрируется рисунок). Почему происходят все эти явления? НА ВСЕ ЭТИ ТЕЛА ДЕЙСТВУЕТ СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ К ЗЕМЛЕ.

Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Человек подпрыгнув, опускается на Землю, потому что Земля притягивает его. Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, Солнце, спутники и т.п.

Но и эти тела притягивают к себе Землю. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Поэтому ВЗАИМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ ВСЕХ ТЕЛ ВСЕЛЕННОЙ НАЗВАНО ВСЕМИРНЫМ ТЯГОТЕНИЕМ,

Задание: прокомментируйте рисунки.

Рисунок 1. Рядом стоят мальчик и девочка, у мальчика в руке-цветы (люди притягивают друг друга).

Рисунок 2. Земля и Луна (притяжение нашей планеты и её естественного спутника.

Рисунок 3. Притяжение планет Солнечной системы.

Рисунок 4. Притяжение звёзд.

Рисунок 5. Притяжение тел, находящихся на поверхности нашей планеты к Земле (дома, парашютист, птица и т.п.).

Вопрос 1: какая причина вызывает падение в конце концов на Землю любых мелких предметов, поднятых ветром вверх?

Вопрос 2: почему Земля удерживается на своей орбите вокруг Солнца? (Дети отвечают)

В XVII веке был открыт закон всемирного тяготения. С помощью игры “Ленточка” узнаем имя ученого, открывшего этот закон.

3. Проверка домашнего задания.

Игра “Ленточка”. (Описание игры: чертим прямоугольник, делим его на 6 колонок. Над каждой колонкой пишем цифры 1,2,3,4,5,6. Эти цифры являются номерами ответов. Под колонками пишем числа 7,8, 10,6,4,1. Эти числа показывают, какую букву ответа нужно взять.)

Итак, начинаем игру.

Продолжите предложение:

  1. Сила есть физическая… (величина). (В первую колонку прямоугольника пишем букву “Н”, т.к. она стоит на 7 месте в ответе).
  2. Если к телу приложена сила, то тело изменяет свою… (скорость). (Во вторую колонку прямоугольника пишем букву “Ь”, т.к. она занимает 8 место в ответе).
  3. При ударе ракеткой по резиновому мячу и ракетка и мяч изменяют свою форму, т.е. …(деформируются). (в третьей колонке прямоугольника пишем букву “Ю”, т.к. она стоит на 10 месте).
  4. Какое тело заставляет двигаться пробку со скрепкой в сосуде с водой?….(Магнит). (В четвертой колонке прямоугольника пишем букву “Т”, т.к. она занимает 6 место).
  5. Изгиб, кручение, сжатие, растяжение – это …(деформация). (В пятой колонке прямоугольника пишем букву “О”, она стоит на 4 месте).
  6. Сила, подобно скорости, имеет …(направление). (В шестой колонке прямоугольника пишем букву “Н”, т.к. она занимает 1 место в ответе).

(В прямоугольнике-ленточке должно получиться слово НЬЮТОН.).

Ребята! Какое слово у нас получилось? Правильно, Ньютон! Великий английский физик и математик. (На доске появляется портрет Исаака Ньютона).Существует легенда о том, как был открыт закон всемирного тяготения.

Яблоко Ньютона

Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы, тишина.
Зажглись далекие светила,
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась,
С Землею Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало.
И может быть самый великий закон –
Всемирный закон тяготенья
Вращенье планет объясняет нам он
И яблок румяных паденье!

(Можно попросить учителя литературы прочесть детям это стихотворение).

Конечно, это всего лишь легенда. Но быть может именно она явилась толчком к открытию одного из самых великих законов природы.

4. Динамическая пауза.

Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет,(помахать рукой)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

5. Историческая справка об Исааке Ньютоне.

Неутомимые исследователи наследия Ньютона обнаружили много интересного из жизни великого ученого.

Ньютон родился 4 января 1643 г. в местечке Вульсторп, близ Лондона (показать на карте). Родился он недоношенным, хилым и слабым. По словам матери, его можно было выкупать в пивной кружке. Родители не надеялись, что ребенок выживет. Однако, Исаак Ньютон дожил до глубокой старости, обладал отменным здоровьем, сохранил целыми зубы, читал без очков.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отправили в соседний городок Грэтхем в школу. А на квартиру приставили к аптекарю Кларку. Мальчик часами наблюдал за тем, как работает аптекарь, и заинтересовался химией. Тем более, что школьные предметы давались ему плохо. К тому же в школе были строгие порядки. За малейшую провинность воспитанников наказывали. Порка было в порядке вещей.

Но однажды произошло событие, которое заставило Ньютона пересмотреть его отношение к учебе. В одной из школьных потасовок более сильный физически, к тому же лучше учившийся сверстник, ударил Ньютона кулаком в живот. Ньютон был самолюбив, к тому же слаб физически и не смог отплатить обидчику. Как же отомстить? И Ньютон решил обогнать обидчика в учебе. С этого дня он садится за учебники и за короткий срок из последнего ученика превращается в первого ученика школы.

Ньютон успешно учится. Но не учеба являлась причиной зависти мальчишек, а игрушки, которые он мог мастерить. Эти игрушки приводили в восхищение не только ребят, но и взрослых. Однажды Ньютон сконструировал мини-мельницу. В ветренную погоду эта мельница могла смолоть горсть зерна. А если ветра не было, то работал “мельник” – мышка. Чтобы заставить её крутить колесо, Ньютон привязал над ним мешочек с зерном. В ту пору ему было менее 14 лет. Затем Ньютон смастерил водяные часы. Они были настолько точны, что все семейство аптекаря пользовалось только ими. Затем Ньютон конструирует самокат. И особенно восхищались мальчишки его воздушными змеями, которые плавно и загадочно парили над крышами домов городка и светились разноцветными фонариками.

Ньютон умел неплохо рисовать красками и карандашом, увлекался поэзией и математикой.

Когда ему исполнилось 15 лет, его мать вторично овдовела и вызвала сына из школы с целью обучить его ведению хозяйства. И Ньютон возвращается домой. В его обязанности входила продажа продуктов фермы и покупка необходимых для хозяйства вещей. Но Ньютону интереснее было с книгой. И когда приходила пора ехать в соседний городок , он прятался на чердаке дома или, не доезжая до базара, оставался в тени дерева с книгой, предоставляя старому слуге самому продавать и покупать все необходимое.

Однажды дядя заметил племянника, склонившегося у изгороди над книгой. Подкравшись, дядя с удивлением заметил, что книга была не что иное, как учебник по математике. Ньютон решал задачи! Тогда дядя уговаривает мать вновь отправить сына в школу. И Ньютон возвращается для продолжения учения.

В возрасте 18 лет Ньютон поступает в Тринити-колледж. Но на правах субсайзера. Денег за обучение в семье не было, поэтому Ньютон должен был в качестве платы за обучение прислуживать богатым студентам, т.е. быть слугой. И таким слугой Н. Был в течение нескольких лет. Многие выпускники колледжа с гордостью вспоминали, что им чистил сапоги сам сэр Исаак Ньютон.

Благодаря своей привычке к настойчивому труду и способностям, Н. Быстро оставляет своих сверстников далеко позади. Этому способствует и помощь его учителя – знаменитого математика Барроу. За годы обучения в колледже, Н. Из бедных студентов переходит просто в студенты, а затем получает ученую степень бакалавра, а затем и магистра наук.

В 1665 г. в Англии разразилась эпидемия чумы. И Ньютон возвращается домой. Эти два “чумовых года” – наиболее плодотворный период в научных изысканиях Ньютона. Он конструирует телескоп-рефлектор, за который его принимают в члены Королевского общества, открывает один закон за другим.

Возвратившись в колледж, он получает предложение возглавить кафедру математики. И в 27 лет Исаак Ньютон становится профессором Кембриджского университета. Он изучает древние языки (особенно латинский), занимается толкованием библейских пророчеств.

В целом жизнь Н. сложилась удачно, несколько раз он был избран членом Парламента. Королева Анна посвятила его в рыцарское звание, и теперь его именовали сэр Исаак Ньютон.

В 1696 г. Н. Оставляет профессуру в колледже и становится директором монетного двора.

По воспоминаниям современников, Н. Был несколько полноват, невысокого роста, имел густую шевелюру, правда, поседел очень рано, в возрасте 30 лет. Был крайне рассеян, добродушен, добр, отзывчив. К концу жизни разбогател, у него появились свободные деньги. И их он отдавал бедным студентам, чтобы они могли продолжить свое обучение.

Ньютон обладал завидным здоровьем. Лищь перед самой смертью он заболел каменной болезнью. Свои страдания он переносил, не жалуясь. И 20 марта 1721 г. великого ученого не стало. 6 пэров Англии несли на своих плечах гроб с его останками в Вестминстерское аббатство, где захоронены величайшие люди Англии. На памятнике высечены такие слова: “Смертные должны радоваться, что существовало такое украшение рода человеческого”.

Обратимся к словам Ф.Энгельса и выясним, в каких же областях знаний оставил свой след великий Ньютон?

Ф.Энгельс: “…своим законом тяготения создал научную астрономию (на доске появляется табличка “астрономия”), разложением света – научную оптику (на доске появляется табличка “оптика”), теоремой о биноме и теории бесконечных – научную математику (табличка “математика”), познанием природы сил – научную механику (табличка “механика”).

Но оказывается, и это еще не все. Все люди мира знают Ньютона как великого физика. Но неутомимые исследователи раскопали где-то в Европе архив сэра Исаака Ньютона. И что же? В нем оказалось около 100 работ по химии и алхимии (табличка “химия”).

А еще Ньютон занимался хронологией древних царств, т.е. историей и географией (таблички “история”, “география”).

Если бы Ньютон не стал великим ученым, он стал бы великим сыщиком. В 1696 г. великого естествоиспытателя назначили смотрителем Монетного двора. И вся последующая 30-летняя жизнь Ньютона связана с этим учреждением. Он не только перечеканил всю массу металлических монет, но и успешно боролся с фальшивомонетчиками. Один из них – некий Вильям Шалонер – был богатым человеком, близким к правительственным кругам. Он предложил поставить Монетному двору мощные прессы, по весьма сходным ценам. Чтобы лучше выполнить заказ, Шалонер попросил познакомить его с работой Минта и особенно с усовершенствованиями, введенными Ньютоном, но тот категорически отказался показать просителю свои инструменты, ссылаясь на то, что это государственная тайна. Поведение Шалонера насторожило Ньютона, и он решил разузнать о нем поподробнее. Ученый отправился по местам прошлой жизни подозреваемого и узнал, что он не тот, за кого себя выдает. Оказалось, что еще 7 лет назад Шалонер был простым рабочим и художником. Более того, он замешан во многих грязных делишках, в т.ч. в подделке ценных бумаг и денег. А разбогател он, выдавая полиции своих сообщников и получая за это денежные премии. Ньютон разыскал свидетелей темных дел Шалонера, его “подельников”, которым удалось избежать смертной казни, и все собранные доказательства представил суду. Преступника арестовали, судили и приговорили к страшной казни. Ньютон разоблачил другого высокопоставленного фальшивомонетчика – привратника королевского дворца Джона Гиббонса. Он возглавлял целую шайку преступников, которых держал в страхе и заставлял работать на себя за гроши. Всего за время директорства Ньютона было казнено около 100 фальшивомонетчиков. Несколько десятков из них он разыскал сам, поставив сыск на научную основу. Он нанял целую армию осведомителей, которые шатались по рынкам, пьянствовали в тавернах, сидели в одних камерах с преступниками. Кроме того, Ньютон изучил все прошлые истории подобного рода и не пропускал ни одного заседания суда, разбиравшего дела фальшивомонетчиков. Все это давало ему богатые сведения для поиска нарушителей закона. Благодаря деятельности Ньютона фальшивомонетничество в Англии практически сошло на нет. (табличка “криминалистика”). Вот какими разнообразными талантами обладал великий Ньютон! Посмотрите, как высоко оценил труд ученого поэт XVIII века Поп:

Природы строй, её закон
В извечной мгле таился.
И бог сказал: “Явись, Ньютон!”-
И всюду свет разлился!

Согласно закону всемирного тяготения, сила притяжения между телами зависит от массы тел. Чем больше массы тел, тем больше сила.

Задача. Между какими двумя шарами на рисунке сила притяжения наибольшая? Наименьшая? (на рисунке изображены три шара разной массы)

Но, оказывается, сила притяжения зависит от расстояния между телами. Чем меньше расстояние, тем больше сила.

Задача. Какие из одинаковых шаров притягиваются друг к другу сильнее? слабее? (Рисунок с тремя одинаковыми шарами, расположенными на разных расстояниях друг от друга).

Я надеюсь, что вы все внимательно слушали, постарались понять и запомнить, а теперь небольшой сюрприз. К нам в гости из глубины веков заглянул сам сэр Исаак Ньютон (переодетый ученик выходит и задает вопросы):

Вопрос 1. Почему падает шарик? (В руках у ученого шарик, подвешенный на нити, нить перерезается, и щарик падает).

Вопрос 2. Почему падают на землю капли дождя, крупинки града, листья?

Вопрос 3 . Какая из двух гирек 50 г и 100 г сильнее притягивается к Земле?

(Дети отвечают на вопросы ученого).

Спасибо сэру Исааку Ньютону. А теперь выполним задание “Проверь себя сам”.

(Детям раздаются карточки).

Проверь себя сам

  1. Сила, с которой все тела Вселенной притягиваются друг к другу, называется…
  2. Сила притяжения зависит от…. и….
  3. Закон всемирного тяготения был открыт в ….
  4. Исаак Ньютон – великий….

Запишем д/з:

  • п.24, вопросы;
  • из букв слов ГИРЯ+ТЕНЬ+ЕНОТ составить физический термин .
  • отгадать загадку:

Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает.

О чем же мы сегодня говорили на уроке? Что нового узнали? Для чего нам все это нужно?

6. Рефлексия.

Возьмите яблочко из бумаги, которое лежит перед каждым на парте и отметьте “плюсиком” ту часть яблока, которая соответствует вашему настроению на уроке (варианты: интересно, трудно всё понял и запомнил).

И напоследок ещё один сюрприз.

Отгадайте, что у меня в шкатулке?

Круглое, румяное
С дерева упало,
Деткам в рот попало. (Яблоко).

(Достаю из шкатулки яблоко, разрезанное на дольки по количеству детей и угощаю ).

Благодарю вас за хорошую работу и хочу угостить вас кусочком от яблока Ньютона. И быть может в далеком будущем кто-нибудь из вас станет великим ученым, а мы все будем этим гордиться. Ибо, как писал великий М.В.Ломоносов

Может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
Спасибо, дети, за урок!