Развитие познавательного интереса суворовцев при изучении физики

Разделы: Физика


Развитие познавательного интереса суворовцев достигается за счет осуществления межпредметных связей физики, математики и военного дела, а также предметов естественно-научного цикла. Получить первоначальные сведения о военной технике, усвоить физические принципы, лежащие в основе устройства и действия боевого оружия, представить важность и необходимость для российского воина физических знаний помогают суворовцам задания с военно-техническим содержанием.

Такие задания желательно составлять самим и привлекать к этому суворовцев, с тем, чтобы задания на военно-технические темы стали неотъемлемым компонентом при обучении физики.

Остановимся на вопросах подбора и составления задач с военно-техническим содержанием. Они должны быть тесно связаны с учебным материалом, а рассматриваемые в них военно-технические объекты – широко применимы в военном деле. Кроме того, для выполнения ими воспитательной функции необходимо соблюдение ряда требований:

  1. Данные задач (вопросов, заданий и т.д.) должны быть реальными или отражающими исторические сведения о характеристиках и развитии отечественного оружия.
  2. Условия и ход выполнения заданий должны раскрывать роль физики в военном деле, преимущества отечественной военной техники перед зарубежной, показывать приоритет наших ученых и конструкторов в создании современного оружия.
  3. В их условия следует включать материалы, рассказывающие об умелом использовании солдатами и офицерами Советской Армии боевого оружия как в годы Великой Отечественной войны, так и в мирное время при охране созидательного труда российского народа.

Рассмотрим это на примере изучения темы ''Твердые тела''.

Большие возможности открываются в военном деле благодаря достижениям в области физики твердого тела. Основные направления в этом – создание материалов с заданными и необходимыми механическими свойствами. Ведь именно на этом строится создание всех без исключения образцов техники и вооружения. Например, знание и применение на практике механических свойств твердых тел позволяет успешно решать задачи, стоящие перед оружейниками со времен появления огнестрельного оружия: уменьшение веса оружия при увеличении его эффективности.

С этой целью создаются сплавы, имеющие заданные качества: повышенную или сниженную способность к растяжению, пределы прочности, пластичность и т.д.

Создание материалов, имеющих высокую прочность и плотность, позволяет создавать боеприпасы, имеющие высокую пробивную способность: если от мушкетной свинцовой пули можно было закрыться пуховой подушкой, то 9мм пуля нового образца, выпущенная из отечественного пистолета ''Гюрза'', пробивает на дистанции 50м бронежилеты третьей степени защиты, а на дистанции 100м – прошивает навылет салоны автомобилей, автобусов и вагонов.

Боеприпасы с высоким останавливающим эффектом могут использоваться даже в салонах самолетов для борьбы с террористами без опасения пробить иллюминатор или обшивку самолета: пуля имеет очень слабую пробивную способность, но попадая в мягкие ткани человека отбрасывает его на несколько метров.

Знание механических свойств твердых тел позволяет создавать и эффективные средства защиты. Сочетание высокой пластичности, упругости, повышенного предела растяжимости с высокой прочностью позволяет создавать ткани, которые обеспечивают надежную защиту от пуль. Так как нити этой ткани, обладая высокой прочностью, эффективно работают на деформацию растяжения и полностью поглощают кинетическую энергию пули, не допуская прорыва. А если такой бронежилет усилить взаимно перекрывающимися пластинами из специального пластика, керамики или металлического сплава, он обеспечивает защиту от винтовочных или пулеметных пуль калибра 9мм, выпущенных в упор.

Какой бы новый вид средств поражения или защиты ни создавал инженер, он неминуемо сталкивается с физическими законами. Вот почему предвидеть перспективу развития военного дела невозможно без хорошего знания физики. Умело владеть современным оружием, быстро устранять неисправности может лишь тот военный специалист, который не только хорошо знаком со схемами и инструкциями, но и ясно представляет физические процессы, протекающие в узлах и агрегатах техники и вооружения во всех режимах работы.

Учитывая специфику суворовских военных училищ, а именно подготовку будущих военных специалистов – задачи с военной направленностью имеют большое значение. Они способствуют развитию интереса к предмету в военно-прикладном отношении, расширяют для обучаемых физическую картину мира.

Использование в учебном процессе задач такого типа способствуют ознакомлению суворовцев с принципом устройства и действия механизмов и агрегатов, передачи и преобразования энергии, умению применять физические знания к эксплуатации и ремонту техники и вооружения.

Решая такие задачи, суворовцы глубже и прочнее усваивают физические понятия, явления и их закономерности, получают сведения о специфике будущих военных профессий и возможность сделать свой выбор в зависимости от своих наклонностей и способностей.