Организация внеклассной работы по истории России в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Первоначально Зал располагал четырьмя экспозициями:

  • “Россия – священная наша держава” - посвящена символам Российской Федерации.
  • “Символы Ямало-Ненецкого автономного округа” - посвящена символам ЯНАО и г. Надыма.
  • “Нам силу дает наша верность Отчизне” - посвящена героическим страницам истории России.
  • “Этих дней не смолкнет слава” - посвящена подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

28 февраля 2004 года в Зале состоялось открытие мемориального стенда, посвященного выпускнику школы Санникову Александру, погибшему 28 сентября 2003 года в Чечне при исполнении воинского долга.

Все эти экспозиции являются единым логическим целым, отражающим прошлое и настоящее России. В плане развития Зала – открытие раздела о кадетских классах нашей школы

Центральное место в Зале отведено экспозиции “Россия – священная наша держава”, которая включает следующие разделы:

Раздел “Государственные символы России”

Название стенда Содержание стенда
“Гимн России” Федеральный конституционный

закон РФ “О Государственном гимне”.

“Флаг России” Изображение флага России;

Описание флага России;

Федеральный конституционный закон РФ “О Государственном флаге России”.

“Герб России” Изображение герба России;

Описание герба;

Федеральный конституционный закон “О Государственном гербе России”.

Раздел

“Символы Ямало-Ненецкого

автономного округа и города Надыма”

Название стенда Содержание стенда
“Флаг ЯНАО” Изображение флага ЯНАО;

Описание флага ЯНАО.

“Герб ЯНАО” Изображение герба ЯНАО;

Описание герба ЯНАО.

“Герб г. Надыма” Изображение герба

г. Надыма;

Описание герба г. Надыма.

Экспозиция “Нам силу дает наша верность Отчизне”

Название стенда Содержание стенда
Героические страницы истории России Дни воинской славы России
Гордость и слава России Выдающиеся полководцы, флотоводцы, военачальники России
За храбрость и мужество Ордена и медали, утвержденные в честь выдающихся полководцев

Экспозиция “Этих дней не смолкнет слава”

Название стенда Содержание стенда
Основные сражения Великой Отечественной войны Информация об основных сражениях Великой Отечественной войны
Города-герои Информация о городах-героях
За мужество и героизм Награды, которыми награждали во время Великой Отечественной войны
Выдающие военачальники Великой Отечественной войны Фотографии и информация о военачальниках времен Великой Отечественной войны
Герой Советского Союза А.М. Зверев Материалы о земляке, повторившем в годы войны подвиг А. Матросова.
Наш край в годы Великой Отечественной войны Краеведческие материалы о Ямало-Ненецком округе в 1941-1945 г.г.

Помимо материалов, представленных в экспозициях, Зал боевой славы и государственной символики располагает дополнительными фондами и материалами.

Учителя-предметники, классные руководители, учащиеся при подготовке к урокам, классным часам и другим мероприятиям, а также в ходе научно-исследовательской деятельности используют литературу и публикации по разъяснению государственной символики нашей страны, плакаты и иллюстрации, материалы экспозиций Зала.

Непосредственно в Зале расположена следующая литература, необходимая для изучения государственных символов России.

I. Нормативно-правовая литература:

  • Федеральный конституционный закон “О Государственном гербе Российской Федерации”;
  • Федеральный конституционный закон “О Государственном флаге Российской Федерации”;
  • Федеральный конституционный закон “О Государственном гимне Российской Федерации”;
  • Указ о Дне Государственного флага Российской Федерации;
  • Указ о Знамени Победы.

II. Документы Министерства Образования Российской Федерации:

  • “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и знанием официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризацией” от 01.03.2002;
  • “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации” от 10.05.2001;
  • “О проведении “Урока России” в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне Дня Конституции Российской Федерации” от 01.10.2002.

III. Методические разработки сценариев классных часов, урока России, радиопередач, викторин и др.

Создание Зала Боевой славы и государственной символики, его деятельность способствовали росту интереса у учащихся к изучению государственных символов России, различных аспектов функционирования эмблем государственной символики,: собственно правовым, общественно-политическим и нравственным и истории своей страны и края. И как следствие – активизация научной деятельности старшеклассников в сфере обществоведческих наук.

Направления деятельности Зала разнообразны. Одно из приоритетных – организация экскурсий. В этом направлении накоплен определенный опыт. В 2002 году в школе из числа старшеклассников была организована поисковая группа “Наследие”, которая, наряду с поисковой деятельностью, ведет большую работу по подготовке и проведению экскурсий. В 2002 году был проведен конкурс экскурсоводов и победители конкурса получили право осуществлять экскурсии по Залу боевой славы (см. Приложения). Традиционно экскурсии проводятся ко Дню Конституции (декабрь), Дню защитника Отечества (февраль), ко Дню Победы (май), а также по мере необходимости, по просьбе учащихся или учителей. Классные руководители имеют возможность получить помощь в своей работе. Для этого разработаны методические рекомендации по изучению государственной символики. Для классных руководителей и учителей-предметников проводятся консультации.

Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам РФ, местом проведения которых является Зал боевой славы и государственной символики. В школе традиционными стали следующие школьные и классные мероприятия, подготовку и проведение которых осуществляют учителя истории и члены поисковой группы “Наследие”

  • Встречи с ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны;
  • Встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне;
  • Торжественные линейки, посвященные вступлению в ряды экологического движения “Росток”;
  • Дни Памяти А. А. Санникова, выпускника школы, офицера российской армии, погибшего при исполнении воинского долга в Чечне;
  • Уроки России;
  • Уроки Мужества;
  • Круглый стол “Выборы президента – будущее России”;
  • Деловая игра “Будущее России – наш выбор”;
  • Торжественное вручение паспортов и др.
  • Конкурсы рисунков и рассказов по темам, связанным с государственной символикой России.

Материалы экспозиций и фонды Зала боевой славы и государственной символики используются при разработке и проведении радиоуроков, посвященных государственным символам, конституции России, знаменательным историческим датам.

Неоднократно информация о деятельности Зала, о мероприятиях, проводимых в нем, представлялась Надымской студией телевидения.

При организации работы в Зале важную роль играет сотрудничество со школьной библиотекой. Под руководством учителя истории и работника библиотеки учащиеся осуществляют подбор нормативно-правовой, научной, учебной и художественной литературы, публикаций из периодических изданий по истории страны и родного края, государственных символов .

Совместно со школьной библиотекой в работе Зала боевой славы и государственной символики используются следующие формы работы:

  • Выставки политической, научной и художественной литературы о символах государства;
  • Выставки политической, научной и художественной литературы к знаменательным историческим датам;
  • Определение тематики и организация бесед для различных возрастных групп учащихся;
  • Подбор плакатов, иллюстраций и различных дополнительных материалов;
  • Составление списков рекомендуемой литературы.

Опыт показывает, что внеклассная работа по истории в процессе создания и деятельности школьного Зала боевой славы и государственной символики способствует укреплению чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев учащихся, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально-активной личности, патриота-гражданина.

Ниже автор предлагает сценарий одного из традиционных мероприятий, местом проведения которого стал Зал боевой славы и государственной символики.

На электронных носителях предложены фотографии, на которых отражены отдельные стороны деятельности Зала боевой славы и государственной символики, а так же методические разработки:

  • Экскурсия по Залу боевой славы и государственной символики (приложение1);
  • Круглый стол на тему: “Выборы и их значение для России” (приложение2).

Сценарий

День Памяти А. Санникова, выпускника МОУ СОШ№6 г. Надыма, погибшего в Чечне при исполнении воинского долга

(проводится в день гибели Александра)

Оформлена выставка, посвященная памяти А. Санникова (школьный альбом, школьный аттестат, диплом об окончании военного училища, фотографии школьных лет и др.)

В течение всей встречи горит поминальная свеча.

Цель: формирование у учащихся гражданственности и ответственности, желания быть полезным своей стране.

Задачи:

  • формирование уважительного отношения к исполнению воинского долга;
  • укрепление нравственных устоев в среде учащихся;
  • укрепление чувства гражданственности, социальной активности, воспитание гражданина-патриота.

Участники: учителя, друзья и близкие Саши, поисковая группа “Наследие”, кадетские классы.

Место проведения: Зал боевой славы и государственной символики

Дата проведения: 28.09.2004 г.

Составитель сценария: Кузнецова Т.Д., зам. директора по воспитательной работе.

Мемориальный стенд Александра Санникова

Почётный караул кадетов
Горит свеча. Лежат живые цветы.
Звучит метроном

Командир отделения курсантского класса: “На внос флага Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования г. Надым и Надымский район равняйсь, смирно! Знамя вынести!”

(Внос знамен)

Исполняется гимн России.

ВЕДУЩИЙ.

У этой войны еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о ней ровно столько, сколько не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этой войны есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде.

ЧТЕЦ.

Что теперь с нами стало…

Как Россия устала…
И какая еще ждет Россию война?
Мне не хочется крови,
И не надо нам славы,
Нас так мало осталось,
А Россия одна.
Под землей в Стратограде
Отчеканят награды,
Встали каждый, кто верит,
Что Россия одна.
Брат, отец и друг детства,

Затяжными дождями
Слезы русских Матрен
По Сибири, по Дону,
По России надолго
Не утихнет набатный
И молитвенный звон.
Только б души воскресли
И с надеждой, и с песней
За Россию – все вместе!
Заживут наши раны,
Но душа – никогда!

ВЕДУЩИЙ.

Звон колокола. Как призыв, как набат, как ПАМЯТЬ!

Наша встреча посвящена Саше Санникову, выпускнику нашей школы, погибшему год назад в Чеченской войне.

Война – явление жестокое, страшное. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят боевые раны людям, уносят из жизни детей и близких.

ВЕДУЩАЯ.

Слово предоставляется ветерану Великой Отечественной войны Шпиленко Владимиру Ивановичу.

Выступление ветерана.

Чтецы читают балладу “О двадцатилетних”

Посвящается двадцатилетним!
Прожившим так мало,
Прожившим так много!
Я словно в пропасть, в утренний
туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Таджикистан,
Как в сорок третьем том горела
Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Захватили житейские хлопоты
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть, через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить – что было и стало.
Разделить темноту и свет.
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы с рожденьем не опоздали, и на нас хватает сейчас.
И дорого безопасных едва ли,
И боев хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный.
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да! Возможно! Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы порою грубы, простите.
В Сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг, когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов.
Небо – синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте словам, вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что за миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне,
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей.

ВЕДУЩИЙ.

Жизнь есть любовь, когда она возвышена и благородна, когда она дает ровность в поступках и действиях, раскованность в мыслях и мечтах, основательность в отношениях с родными и близкими. Все это у Александра Санникова было. Все это осталось в памяти близких ему людей.

ВЕДУЩАЯ.

Своими воспоминаниями об Александре поделится Шлык А.А., учитель физики, которая хорошо знала Александра и ее воспоминания для нас очень ценны.

Выступление Шлык А.А.

ВЕДУЩИЙ.

Сашины друзья по военному училищу передали в школьный музей видеозапись, которая сделана в день окончания училища, когда Александр Санников –принимал присягу офицера. И мы имеем возможность увидеть Александра таким каким он был в этот день.

Просмотр видеокадров о Саше.

ВЕДУЩАЯ.

Несколько дней назад в адрес нашей школы пришло письмо из воинской части, где проходил службу и погиб Александр. В нем по нашей просьбе командир части рассказал о Саше. Я предлагаю зачитать некоторые фрагменты этого письма.

Зачитываются фрагменты письма.

Чтецы читают стихотворение Е. Акинфиной “Я убит на чеченской войне”.

Был мальчишка я шустрый и бойкий,
В коридоре с друзьями бузил,
Получал и пятерки,и двойки,
Но я школу шестую любил.
Не спешите, постойте, ребята!
Побеседуйте тихо со мной,
И скажите: “Какой он веселый!
И какой он еще молодой”
Подождите, девчонки, смеяться,
Посмотрите на этот портрет,
Мне исполнилось лишь восемнадцать,
А меня уже нет, просто нет…
Я войну эту страшную видел,
С автоматом я в бой уходил,
Чтобы вас здесь никто не обидел,
Чтобы вас здесь никто не убил!
Мне бы бегать на поле футбольном,
И подругу встречать по весне…
В сентябре не вернулся из боя,
Я убит на чеченской войне.
У отца побывайте в квартире,
И семью навестите мою,
Чтобы знали они, что о сыне,
Кто-то помнит в родимом краю.
Погрустите и вы над могилой,
принесите цветов полевых,
чтобы пахло мне Родиной милой
На дорогах моих неземных…

ВЕДУЩИЙ

На нашу встречу пришел военный Комиссар г. Надыма Салахов И.Г. Вам слово. (Военком сказал о том, что Саша был настоящим офицером, гражданином. Он выразил слова благодарности отцу за сына, а также школе за большую работу в воспитании настоящих граждан.)

Чтец:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

(А. Твардовский).

ВЕДУЩАЯ. В память об Александре Санникове ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Возложение цветов к мемориальному стенду А. Санникова.

Командир отделения курсантского класса: “На вынос флага Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального образования г. Надым и Надымский район равняйсь, смирно! Знамя вынести!” (Вынос знамен)