Урок-соревнования "Спортивные гонки" по теме: "Движение тела под действием нескольких сил". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • повторение основных законов динамики;
    • закрепление умений определять действующие силы и их результирующую силу, решать задачи на законы динамики;
    • отработка умения строить графики равноускоренного движения; чтение графиков; понимание формул;
    • владение монологической речью, умение сравнивать, умение сравнивать, выбирать рациональные способы решения задач в новых ситуациях; владение способами само- и взаимооценки; умение коллективно работать.
  • Воспитательные:
    • развитие представления о движении тел под действием нескольких сил;
    • формирование знаний о динамических закономерностях, о влиянии условий на характер движения под действием нескольких сил.
  • Развивающие:
    • развитие речи, мышления, сенсорной сферы личности, эмоциональной, волевой и потребностно – мотивационной областей;
    • совершенствование умственной деятельности: выполнение операции анализа, синтеза, классификации, способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки движения.

Оборудование к уроку:

  • Вымпелы каждому экипажу.
  • Плакат.
  • Графики.
  • Карточки-задания.
  • Оборудование для демонстрации III закона Ньютона.
  • Оценочные листы.
  • Жезл инспектора ГАИ и дорожный знак об ограничении скорости 30 км.

ПЛАН УРОКА.

Этап урока

Приемы и методы

Время

1

Организация начала урока – проверка готовности учащихся к уроку;
– организация внимания.

2–3 мин.

2

Подготовка к основному этапу урока – ответы на устные вопросы.

4–5 мин.

3

Этап всесторонней проверки знаний – ответы на вопросы;
– чтение графиков;
– решение задач с использованием плакатов, графиков, рисунков.

31–32 мин.

4

Физическая пауза  

2 мин.

5

Подведение итогов – жюри оценивает каждый экипаж.

2 мин.

6

Информация о домашнем задании – запись домашнего задания и его инструктаж.

2 мин.

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.















2.















3.







4.









5.












6.




7.












8.









9.













10.

– Здравствуйте, дорогие ребята, рада вас видеть сегодня на уроке. Тема нашего урока “Движение тел под действием нескольких сил”. Мы изучили законы динамики, научились определять и рассчитывать силы. И сегодня на уроке, который проведем в форе соревнования, мы проверим свои навыки и умения.
Сегодня у нас гонки на выживание, нас ожидает разгон, преодоление препятствия и финиш (маршрут нарисован на плакате). В процессе гонок вы заработаете себе части автомобиля, если правильно выполните все задания. Если будут неточности, то колесо будет проткнуто, двигатель с дефектом и. д. Ваш будущий автомобиль в ваших руках!






Разминка
Ты в силы собственные верь, не то не избежать потерь!
– Экипажи заработают передние колеса, если ответят на первый круг вопросов:

– I закон Ньютона;
– II закон Ньютона;
– III закон Ньютона.

– Экипажи заработают задние колеса, если ответят на второй круг вопросов:

– равнодействующая сила;
– сила тяжести;
– сила трения.

Конкурс капитанов
Мудрым пользуйся девизом, будь готов к любым сюрпризам.

– Задача капитанов заработать корпус автомобиля, для этого они должны прочитать график, найти значения ах, Sх, написать формулы vх, х, построить график в осях ах (t) (см. Приложение).

Первый конкурс.

– Приглашаем по одному пилоту от каждой команды. Они будут зарабатывать двигатель. На плакате, где нарисован маршрут гонок, пилот “Антилопы Гну” стрелками черного цвета указывает направление ускорения, пилот “Альфа Ромео” стрелками красного цвета указывает направление скорости, пилот “Нива Шевроле” стрелками зеленого цвета указывает направление результирующей силы. (Учитель комментирует по ходу выполнения задания).

Второй конкурс.

– Экипажи зарабатывают передние двери.
Каждому экипажу выдаются рисунки, выполненные символическим цветом команд, с движущими телами. Задание:

  1. Нарисовать действующие силы.
  2. Записать II закон Ньютона в векторном виде.
  3. Записать II закон Ньютона в проекциях на оси ОХ и ОУ.

– Выполнить задание нам поможет музыка Моцарта. По мнению психологов, эта музыка способствует мыслительной деятельности.

Физическая пауза

– Тяжело участвовать в гонках? Тяжело. Экипажам приготовиться к выполнению разминки.

Третий конкурс
Жизнь цепь, а мелочи в ней звенья, нельзя тем мелочам не придавать значенья.

– Экипажи зарабатывают задние двери. Два мальчика тянут веревку с силой 800 Н. Найти результирующую силу. Варианты ответов:

– 800 Н.
– 0 Н.
– 1600 Н.

– Для проверки правильности ответов обратимся к эксперименту.

Четвертый конкурс.

– Задача экипажей заработать фары.
Внимание! Экипажи вырываются к финишу, разгоняются и вдруг появляется знак ограничения скорости 30. Как из под земли вырастает инспектор ГАИ. Вы останавливаетесь. Инспектор установил, что тормозной путь вашего автомобиля 12 м. Нарушили ли вы правило дорожного движения, если коэффициент трения резины по сухому асфальту равен 0,6.
Выполнить задание нам опять поможет Моцарт.

Жюри:

– Экипаж “Антилопы Гну” заработал автомобиль с небольшим дефектом: треснуто переднее стекло.
– Экипаж “Альфа Ромео” заработал автомобиль с проткнутым колесом и поцарапанным корпусом.
– Автомобиль экипажа “Нива Шевроле” имеет проткнутое колесо, разбитую фару и треснутое заднее стекло.

Учитель, пока жюри объявляет результаты, быстро просматривает листы самооценок, решенные задачи и объявляет полученные оценки. Если часть учеников невозможно оценить сразу, учитель говорит, что выставит оценки на следующем уроке.

– Запишите домашнее задание.

Параграф 27. задача 3 и 4, стр. 106 и задача 2, стр. 112. Для тех, кто любит трудности, вместо задачи 2 – задача 5, стр. 112.

Класс заранее поделен на три равноценных по силе экипажа, каждый экипаж возглавляет капитан. (На этом подготовительный этап к уроку закончен. Все происходящее на уроке является для учащихся неожиданностью.)
В качестве жюри приглашены два ученика из 11 класса.
Жеребьевка. Капитаны экипажей вытягивают название. Экипажи получают вымпелы (силуэт автомобиля определенного цвета) и фломастеры данного цвета.

“Антилопа Гну” – черного цвета.
“Альфа Ромео” – красного цвета.
“Нива Шевроле” – зеленого цвета.
Каждый пилот получает “Лист самооценки” (см. Приложение).

Ребята из каждой команды по очереди отвечают на вопросы 1 и 2 круга вопросов. Ответы подкрепляют формулам.
Отвечающие делают в листе самооценок пометки, в конце урока выставляют итоговую оценку.










Капитаны получают задание на листах с графиками, выполненными символическим цветом команды, отсаживаются за капитанские столы. Фломастером цвета своей команды выполняют задание, сдают жюри. Жюри сравнивает решение с эталонным решением и ставит оценку.


На плакате изображено четыре положения автомобиля: на старте, на высшей точке выпуклого моста, при движении вниз по наклонной плоскости и на финише. Плакат закреплен на магнитной доске. Стрелки прикреплены к магнитам. Задача пилотов быстро расставить стрелками своего цвета направление заданной величины.

 

Экипаж “Антилопы Гну” – движение математического маятника.
Экипаж “Альфа Ромео” – тело движется по наклонной плоскости.
Экипаж “Нива Шевроле” – тело движется ускоренно по прямой (см. Приложение).


Экипажи под музыку выполняют задание своим цветом. Затем назначенные капитаном пилоты комментируют задание.



Пилоты выполняют разминку по указанию учителя.


Экипажам показывают рисунок. Каждый экипаж советуется 20 с. и предлагает свой вариант ответа, обосновывая его.

После экспериментальной проверки III закон Ньютона (см. Приложение) правильность ответа очевидна.







Каждый пилот команды решает задачу на своем листке, подписывая его.
Как только в команде кто-либо решил задачу, по сигналу учителя ученики заканчивают решение. В оценочном листке делают отметки и сдают учителю вместе с решенными задачами.




Члены жюри, в процессе выполнения заданий каждому экипажу составляли машинки из деталей своего цвета. Фломастером черного цвета помечали дефекты.
Эти модели они вручают капитанам.








Учащиеся записывают домашнее задание.

ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕРШИНЕ.

УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ – 9 КЛАСС

Цель игры: Обобщение знаний по ранее изученным темам и применение их в новых ситуациях.

Ведущим можем быть как учитель, так и ученик. Ему помогают ассистенты — ученики, передвигающие флажки.

Формируются 4–5 групп – это альпинисты, восходящие к вершине. У каждой команда свой флажок. Стартуют одновременно; побеждает команда, которая взойдет первой. На ответ дается 1 мин. Каждая команда проходит все базы, оставаясь на каждой до тех пор, пока не даст полный и правильный ответ. Очередность хода определяется темпом решения задач,

База 1. Находится у склона горы. Здесь вам необходимо еще раз проверить снаряжение (ручки, калькуляторы), провизию, дать название своей группе и решить задачу.

Туристы первый километр прошли за 10 мин, второй – за 11 мин 20 с. Вычислите среднюю скорость движения туристов.

База 2. Первое серьезное препятствие – бурная река в глубоком ущелье. Вы переправитесь успешно, если ответите на вопрос:

  • 1-я группа. Какой блок дает выигрыш в силе и во сколько раз?
  • 2-я группа. Какие простые механизмы вам известны?
  • 3-я группа. Вспомните Золотое правило механики.
  • 4-я группа. Как изменяется энергия при подъеме в гору?

База 3. Подул резкий холодный ветер, нужно разбить лагерь, укрыться, переждать. У вас будет все хорошо, если ответите на вопрос;

  • 1-я группа. Как изменяется атмосферное давление при подъеме в гору?
  • 2-я группа. Ясный солнечный день, дует ветер, почему нам холодно?
  • 3-я группа. С вами в путешествии надутый воздушный шарик. Как будут меняться его форма и объем при восхождении?
  • 4-я группа. Можно ли из снега и льда сделать такое жилище, чтобы в нем удерживалось тепло?

База 4. Вы нашли человеческие следы огромных размеров; если вы ответите на вопрос, то увидите снежного человека.

  • 1-я группа. Какие виды отражения света вам известны?
  • 2-я группа. Вспомните закон отражения света.
  • 3-я группа. Постройте ход луча:
  • 4-я группа. Что произойдет с лучом света на границе двух прозрачных сред? Нарисуйте ход луча.

База 5. Вы прошли больше половины пути, пора сделать привал, подвести предварительные итога восхождения, наметить дальнейший маршрут. Готовьте пищу, беседуйте, делитесь опытом.

  • 1-я группа. Поделитесь опытом варки мяса в горах. В чем здесь особенности этого процесса?
  • 2-я группа. Назовите способы разжигания костра без спичек.
  • 3-я группа. Расскажите об одежде альпинистов с точки зрения физики.
  • 4-я группа. Спойте песню, расскажите стихотворение, анекдот про туристов, альпинистов.

База 6. Снежная лавина. Она не заденет вас, если ответите на вопрос:

  • 1-я группа. Как быстрее охладится вода в емкости, если положить ее на снег или под снег (лед)?
  • 2-я группа. Почему металл на ощупь холоднее дерева при одинаковой температуре окружающей среды?
  • 3-я группа. Объясните строение термоса с точки зрения физики.
  • 4-я группа. Какие превращения энергии происходят при сходе снежной лавины?

База 7. Глубокая расщелина в леднике. Вы ее легко преодолеете, если ответите на вопрос:

  • 1-я группа. Что такое электрический ток? Какие заряды образуют его в металлах, электролитах?
  • 2-я группа. Вспомните закон Ома для участка цепи.
  • 3-я группа. Как сопротивление зависит от параметров проводника?
  • 4-я группа. Как взаимодействуют заряды?

База 8. Вершина! Ваша радость будет еще больше, если вы расскажете о назначении приборов на столе (амперметр, вольтметр” термометр, динамометр, мензурка, барометр, манометр, гидропресс).

Подводятся итоги, награждаются победители.