Учебное занятие: "Ценности и принципы демократии" ( педагогов, руководителей образовательных учреждений)

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Цели:

  • Познакомиться с основными понятиями гражданского образования.
  • Выделить приоритетные ценности и принципы в гражданском образовании.
  • Выразить свое отношение к демократическим принципам и ценностям.

Материалы: схема “Принципы и ценности демократии”, словарь понятий, фломастеры, бумага.

Время: 90 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивация.

Ведущий: Первая статья Конституции РФ гласит: “РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления”. В Конституции РФ в основном продекларировано, что в России создано демократическое государство. В данном случае существуют различные точки зрения на этот вопрос. Однако, так как Конституция – основной закон государства, то мы с вами, занимаясь гражданским образованием, воспитываем гражданина демократического государства. Задача воспитания гражданина актуальна для всего мира. Но особенно она важна для России, которая находится на переходной стадии исторического развития. Мы жили много лет в недемократическом обществе и мы, скорее всего, находимся в пути к демократическому образу жизни. К этому нас призывают и документы, определяющие воспитательную деятельность образовательного учреждения. Один из таких документов это: Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования. Настоящий стандарт разработан с целью создания нормативно-правовой базы воспитания детей для обеспечения их прав, предусмотренных законом РФ №124 от 24 июля 1998 года “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.

В пункте 5 данного закона прописаны основные виды услуг гарантированного воспитания.

5.1. Учреждение гарантирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Что может помочь учебному заведению в выполнении данного заказа общества?".

Слушатели выдвигают гипотезы, ведущий фиксирует их на доске. Результатом обсуждения может быть гипотеза: “Учреждение гарантирует воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, за счет соблюдения системы принципов демократии”. Ведущий просит слушателей назвать ценности и принципы, наиболее характерные, на их взгляд, для демократического общества. Предлагаемые слушателями принципы и ценности ведущий записывает на доску. В результате появляется схема:

Ведущий: С какими понятиями ассоциируется слово демократия?

Ведущий работает фронтально с аудиторией, записывая за слушателями те понятия, которые они называют:

свобода
ответственность
выбор
толерантность
компромисс
выборы
равноправие
патриотизм
право

Ведущий: Теперь давайте проголосуем за те понятия, которые на Ваш взгляд наиболее значимые при изучении демократии.

Голосованием выбираются 6 основных понятий (по количеству групп). Например: выбор, свобода, ответственность, право, патриотизм, выборы.

Ведущий: Принятое нами решение о том, что выбранные понятия, могут являться могут основными, требует доказательства. Для этого проведем исследование.

II. Исследовательская деятельность

Слушатели разбиваются на группы по 4-5 человек в каждой. Ведущий распределяет понятия среди групп и предлагает выполнить задание, прописанное в карточках.

Задание для групп.

  1. Познакомьтесь с определениями понятий в словаре (см. Приложение).
  2. Докажите приоритетность выбранной ценности в гражданском образовании.
  3. Выразите собственное отношение к данной ценности (при желании изобразите символ ценности). Принимаете ли вы данную ценность? С какими трудностями столкнетесь при ее изучении?

III. Обмен информацией. Обобщение результатов исследования.

Каждая группа представляет выполненную работу, ответы на поставленные в карточке вопросы. Результатом работы может стать своя формулировка демократии или вывод о том, что данный принцип, данная ценность очень важны в изучении демократии. Одновременно ведущий в схему вводит ценности, использованные при работе в группе. Схема дополняется.

Ведущий подводит итог: Все перечисленные понятия важны для гражданского образования. И, упуская те или иные ценности, мы с вами упускаем возможность жить в демократическом обществе. Сегодня состоялось знакомство с частью ценностей и принципов демократии, их, конечно, же, больше.

Ведущий: Как Вы думаете, чего не хватает в данной схеме или вернее кого? Конечно же, человека. Ведь торжество демократии – это торжество основной ценности – ЧЕЛОВЕКА.

IV. Применение.

Ведущий (предлагает задание): А теперь я бы предложил Вам закончить наше занятие историей, случаем о торжестве человека. Чего Вы добились в своей жизни? Чем гордитесь?

Работа в кругу со слушателями.

V. Рефлексия. Подведение итогов

Ведущий (задает слушателям вопросы):

  • Что нового Вы узнали о демократии, демократическом обществе?
  • Можем ли мы утверждать, что российское общество – это демократическое общество?
  • Какие принципы соблюдаются меньше всего в нашем обществе?
  • Какие нравственные ценности необходимо прививать в первую очередь молодому поколению для укрепления демократии в нашей стране?

Слушатели делятся своим мнением о проведенном занятии.