Интегрированный курс "Чтение и письмо" по программе "Школа XXI в." под ред. Н.Ф.Виноградовой. Тема урока: "В. Осеева "Добрая хозяюшка…" (окончание). Правописание гласных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Тема:

  • В.Осеева “Добрая хозяюшка” (окончание) (чтение).
  • Правописание гласных после шипящих (русский язык).

Задачи:

  • Продолжить работу по выработке навыков беглого, выразительного чтения;
  • Закрепить правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ;
  • Развивать наблюдательность, мышление, речь учащихся, орфографическую зоркость;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении работы, умение слушать товарищей, воспитывать интерес к книге.

Оборудование:

  • учебник “Чтение и письмо”, рабочая тетрадь “Письмо № 3”,
  • иллюстрации к рассказу “Добрая хозяюшка”,
  • таблички со словами на правописание ЖИ-ШИ,
  • модели для составления обложки книги.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”.

II. Моделирование обложки

– Урок свой мы начнём с составления обложки к произведению, с которым познакомились на прошлом уроке. Что должно быть изображено на обложке? (Автор, название и указано, что это за произведение или о ком оно.)

Дети выбирают необходимые элементы для обложки к произведению В. Осеевой “Добрая хозяюшка”.

Примечание: жанр – стихотворение, – сказка, – рассказ. Цветовое обозначение (тема чтения): красный – произведения о Родине, желтый – о детях, коричневый – о животных.

III. Проверка домашнего задания

На доске иллюстрации к первой части произведения.

– Найдите в рассказе и прочитайте отрывки, которые соответствуют первому рисунку (второму).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

IV. Сообщение задач урока

– Сегодня мы продолжим работу над произведением В.Осеевой “Добрая хозяюшка”. Закрепим правописание гласных после шипящих Ж, Ш. Вспомним правила грамотного оформления предложения на письме.

V. Чтение второй части произведения

Примечание: для выработки беглости чтения использовались приемы: жужжащее чтение, чтение с отрывом от текста, чтение с закладкой.

а) Жужжащие чтение первого абзаца на стр. 126 с отрывом от текста.

(Дети читают в полголоса. Учитель во время чтения просит детей посмотреть, то на синий круг, то на красный, то на зеленый).

– Стала ли девочка настоящим другом для курочки?
– Что же произошло?

б) Чтение текста вслух по закладке.

– Что было дальше прочитаем на с.126.

(Дети читают текст и ведут закладкой слева направо закрывая прочитанное)

– Почему девочка осталась одна? (Не умела дорожить дружбой)
– Можно ли уважать её за такие поступки?
– Прочитайте пословицы. Какие из этих пословиц подойдут к данному произведению?

  • Дружба всего дороже.
  • Терпение и труд – все перетрут.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

– Почему?

VI. Физминутка подвижная

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Снова выстроились в ряд,
Словно вышли на парад.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

VII. Проверка целостного восприятия произведения

– Верно ли передана последовательность событий на схеме? Что было раньше, а что потом?

Девочка
и
петушок

Девочка
и
щенок

Девочка
и
курочка

Девочка
и
уточка

Девочка

Дети устанавливают последовательность событий в произведении: девочка и петушок ––> девочка и курочка ––> девочка и уточка ––> девочка и щенок ––> девочка

VIII. Минутка чистописания

– Кто последним был у девочки? (Щенок)

Работа в тетрадях “Письмо №3” с. 25 уроки 23-24.

– Дорисуйте недостающие элементы в изображении собаки.

– Если бы девочка была бы верным другом и щенок остался, то какую бы кличку она могла ему дать? (Рекс, Дружок, Шарик)

На доске вывешиваются слова:

Рекс

Дружок

Шарик

– Что общего в записанных словах? (Клички, пишутся с большой буквы, во всех словах есть буква Р.)

– Какое из этих слов может быть лишним? (Рекс)

– Почему? (Заглавная буква Р)

– Сегодня на минутке чистописания мы будем совершенствоваться в написании заглавной буквы Р.

– Какие звуки обозначают буквой Р? Дайте им характеристику. (Согл., звонкий, бывают твердыми или мягкими, сонорный.)

Учитель объясняет у доски написание буквы Р. Дети пишут в воздухе, а затем в тетрадях.

IX. Физминутка для глаз

X. Упражнения для закрепления написания слов с сочетанием ЖИ, ШИ

Дифференцированная работа по группам (1 – низкий уровень, 2 – средний, 3 – высокий).

1-я группа работает по карточкам:

2-я группа: по классу развешаны таблички. Дети данной группы выбирают слова на данное правило и прикрепляют в нужный столбик.

ЖИ

ШИ

3-я группа работает с текстом в учебнике.

– Найдите и подчеркните в тексте “Добрая хозяюшка” слова на правописание сочетаний ЖИ, ШИ.

После выполнения работы все группы сверяются с доской. Проверкой будут служить слова, вывешенные второй группы.

– На какое правило слова?

– Запишите с красной строки через запятую по два слова из каждого столбика.

XI. Физминутка

XII. Упражнения в оформлении предложений на письме

– К какому жанру относится произведение “Добрая хозяюшка”? (Cказки)

– Почему? (Животные разговаривают)

– Кто написал? (В. Осеева)

– Это – авторская сказка. Какие ещё бывают сказки, вы прочитаете в учебнике на стр. 128 задание 8.

Дети читают предложение в учебнике: “Дети читали русские народные сказки”.

– Разделите слова на слоги.

– Прочитайте текст о сказках, который написан в задании 9 учебника на стр. 128

Кто любит читать сказки
Сказки любят все
Ах, какие там чудеса

– Какая допущена ошибка? (Нет знаков препинания в конце предложения.)

– Выберите для каждого предложения нужный знак и докажите почему именно этот знак должен быть в конце предложения.

На доске написан тот же текст. Один из учеников выходит к доске и расставляет нужные знаки. На обороте знаков слоги:

Если дети правильно поставили знаки, то получается слово МОЛОДЦЫ.

XIII. Подведение итогов