Опыт организации воспитания национального достоинства обучающихся

Разделы: Администрирование школы


Россия испытывала последние 10-15 лет свой очередной исторический излом, называемый, как правило, переходным периодом. Ему характерно, кроме многих других, такие черты, как поиск объединяющей национальной идеи, активизация культурной деятельности всех народов России по углублению этнического самосознания, тенденция весьма болезненной этнической напряженности. И все это происходит параллельно с разнообразными по форме, содержанию и масштабу усилиями консолидировать российское общество, ввести Россию в мировое экономико-культурное пространство. Примечательно, в этом плане, исчезновение в российском паспорте графы “национальность”.

Отмеченные процессы сочетаются с объективной общественной востребованностью усиления формирования национального достоинства именно русских. Среди факторов этой востребованности один из важнейших – миграция русского населения как из бывших республик СССР, так и из регионов РФ, к примеру, из Северного Кавказа.

Многие ученые, отмечая, что в условиях социальной неопределенности и нестабильности резко актуализируется потребность в идентичности и групповой солидарности, указывают на особенную выраженность этой потребности у русских в некоторых этнически кризисных регионах России. Русские здесь в наибольшей мере “страдают от изоляции, одиночества и аномии общества, находятся в активном поиске социальной защищенности” (Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. С. 311.)

Но проблематика формирования национального достоинства русских обостряется и таким социально-демографическим фактором, как резко возросший после распада СССР удельный вес русских среди всего населения РФ. Русских, как титульной нации стало значительно больше, чем в составе Советского Союза. Возросла нравственная ответственность русской нации, усилилась роль “всемирной отзывчивости”, присущей русскому народу.

Остро востребованные сегодня размышления и концепции русских философов, писателей, педагогов о национальной школе, становясь достоянием духовной культуры россиянина, побуждают глубоко и основательно интересоваться вопросами сущности национального достоинства и образовательно-воспитательными средствами его формирования. Гражданственно пронзительна озабоченность русских духовных светочей судьбами национального достоинства россиян.

Проблема воспитания национального достоинства детерминирована также необходимостью “заново прочитать” (И.А.Колесникова) историю советской педагогики, переосмыслить классово-партийное понимание проблематики национального достоинства. Опыт воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма, господствующая до недавнего времени идеология расцвета и слияния наций весьма противоречиво, а порой и двусмысленно акцентировали проблему формирования национального достоинства. Коммунистическое воспитание, несомненно, имело большие плюсы, но было не меньше и минусов, особенно в части существовавшего более полувека в СССР негласного запрета на исследования в области этнической психологии, на правду о национальных проблемах и путях воспитания культуры межнационального общения, об истинном положении русской нации в составе советского суперэтноса.

В философской и психологической литературе отмечается, что современная эпоха, содержанием которой является становление общечеловеческой наднациональной, информационной цивилизации, требует новых подходов к пониманию этнонациональной идентичности, исходя не из формационных, а цивилизационных критериев. В постиндустриальном обществе происходит ослабление и распад классовой и социально-политической идентичности (М.Н.Росенко). Указывается на существование различных, нередко противоположных подходов к “русской национальной идее”. Парадоксально, что в современном буме общественно-гуманитарной литературы, посвященной проблематике национальной идентичности, почти не уделяется внимание вопросам национального достоинства, причем именно русского национального достоинства. Как мы заметили, анализируя научные источники, абсолютное большинство авторов, включая иностранных, увлеченные относительной строгостью понятия “этническая идентичность”, не склонны возвышать эвристический статус термина “национальное достоинство”.

Проблема воспитания национального достоинства отражает глубокую заинтересованность современной педагогики в формировании у учащихся жизненной установки на гармонию национальных и общечеловеческих ценностей (Н.Д.Никандров, З.К. Равкин, В.А.Мосолов и др.). Педагогическая наука и практика определяют свои пути и средства выполнения Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005гг.”. Если исходить из этой программы, то представляется несомненным, что государственной важности задача патриотического воспитания россиян предполагает и решение проблемы воспитания национального достоинства. Появляются фундаментальные исследования по формированию у учащихся культуры межэтнического общения, в которых, так или иначе, затрагивается вопрос о воспитании национального достоинства (В.Н.Комаров). Исследуемая тема особенно важна в контексте научных изысканий современных теоретиков и практиков “русской школы”. Обращает на себя внимание то, что в ряде местных нормативных документов о русской национальной школе одной из целей последней провозглашается пробуждения русского национального самосознания, воспитания у учащихся национального достоинства (Л.Н.Погодина Положение о русской школе // Русская школа. Создателям русской национальной школы. Вып. I. М.: Роман-газета, 1993. С.101-105.).

Воспитание национального достоинства у обучающихся – одна из первостепенных задач деятельности муниципального общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа № 22” (Школа Русской национальной культуры) города Междуреченска Кемеровской области.

Педагогический коллектив школы убежден, что национальное достоинство социально значимо, ибо придает духовную силу тому народу и государству, которое его всемерно культивирует. Развитое чувство национального достоинства – это и признак духовной силы индивидуальности конкретной личности. Оно, в значительной степени, результат организованного воспитания.

В ходе экспериментальной работы временным научно-исследовательским коллективом школы разработана организационно-педагогическая модель воспитания национального достоинства (далее – ОПМВНД) в системном единстве компонентов ее организации и реализации (цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, критерии), выделена группа новых национально-ориентированных факультативов и спецкурсов, составляющих сквозные курсы, сформулировано их содержание.

ОПМВНД представляет собой единство организационного и образовательного блока с определением цели, принципов, функций, содержания, технологий, результатов деятельности и др.

Организационный блок ОПМВНД отражает проектировочную деятельность педагогического коллектива: разработку целей обучения, воспитания и развития национального достоинства; принципов функционирования системы, содержания и др.

Образовательный блок нацелен на развитие ценностных отношений к национальной культуре и состоит из содержания и форм процесса воспитания национального достоинства.

Результативность функционирования ОПМВНД обусловлена прежде всего принципами организации педагогической системы, которые были выделены в ходе проведенного теоретического анализа научной литературы: приоритетности ценности личности; гармоничности развития личности; культуросообразности; научности; реальности; актуальности; коллегиальности и интегрирования; гибкости и вариативности; эффективности.

Принципы, находящиеся в основе образовательного блока, таковы: принцип историзма предполагает опору на конкретный опыт воспитания в прошлом и настоящем; ориентация на национальные ценности осуществляется на основе изменений содержания среднего образования с целью более глубокого изучения национальной культуры, истории, литературы, народных традиций и др.; субъектности – осознание собственного “Я” через принадлежность к определенной национальности; сотворчества – как организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса; взаимоуважения и духовного обогащения субъектов образовательного процесса через уважительное отношение учащихся к личности учителя и признание ценности и индивидуальности каждого ученика.

Разработка содержания образования предполагает деятельность педагогического коллектива согласно следующим этапам: первый – изучение теории и практики формирования национального достоинства как качества личности, изучение уровня сформированности национального достоинства обучающихся разных возрастных групп, составление программы воспитания, разработка учебного плана школы русской национальной культуры, программ, учебных пособий, системы внеклассных мероприятий (тематические классные часы, диспуты, дискуссии, литературные гостиные, исторические вечера и др.). На втором этапе осуществляется воспитание национального достоинства посредством внедрения в образовательный процесс экспериментальной программы воспитания, скорректированного учебного плана, программ и учебно-методических пособий по новым национально-ориентированным спецкурсам и факультативам. Третий этап предполагает проведение мониторинга качества воспитательно-образовательного процесса.

Содержание образования представлено следующими модулями:

  1. “Светочи. Лучшие люди России”,
  2. художественно-эстетическое,
  3. историко-литературное,
  4. нравственно-правовое направления.

Результат ОПМВНД в большой степени зависит от избранной технологии реализации содержания образования, т.е. технология должна быть адекватна содержанию. Опыт показывает, что решению данной проблемы наиболее отвечает личностно-ориентированные технологии, реализуемые при использовании представленных групп методов и форм (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Группы методов и формы организационно-педагогической модели воспитания национального достоинства

Формы Учебной деятельности Спецкурсы, факультативы, семинары, ролевые и деловые игры, дискуссии, диспуты, научно-практические конференции, написание и защита докладов, рефератов, исследовательских работ, круглые столы и др.
Внеучебной деятельности Кружки, клубы по интересам, проведение календарных обрядовых праздников, изучение традиций русского народа, этнографические экспедиции, туристические поездки, Клуб интересных встреч, посещение театра, выставок, музеев, библиотек и др. учреждений культуры, детские организации и объединения
Группы методов Диагностический; оценки и самооценки; формирования сознания (беседа, рассказ, инструктаж, иллюстрирование и др.); формирования поведения (упражнение тренировка, самоуправление и др.); формирования чувств (стимулирование – одобрение, порицание, контроль, самоконтроль и др.); монологические и диалогические методы; формирования качеств личности; организации деятельности (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязаний, показа образов и примеров, создание ситуаций успеха) и др.

Результативность ОПМВНД повышается также при использовании в образовательном процессе социально-психологических тренингов, организованной профориентационной работы, деятельности органов ученического и родительского самоуправления, системы развития творческих способностей, создания особого образа жизнедеятельности коллектива образовательного учреждения (собственный свод правил и законов, наличие традиций и др.), внесение изменений в оформление классных помещений и образовательного учреждения в целом.

Анализ экспериментальной части базисного учебного плана школы русской национальной культуры позволил выявить преемственность национально-ориентированных спецкурсов и факультативов и показать логическую взаимосвязь инвариантной и вариативной части базисного учебного плана (создание сквозных курсов).

В ходе экспериментальной работы составлены и апробированы программы национально-ориентированных спецкурсов и факультативов, среди них выявлены наиболее эффективные при решении проблемы воспитания национального достоинства. Разработаны учебно-методические комплексы курсов: “Народоведение”; “Уроки фольклора”; “Основы культуры”; “Почитание родителей”; “Русский фольклор”; “Светочи России”; “Граждановедение”, “История русского искусства”, “Я и город”, “Русская душа”, “Великие отечественные путешественники и исследователи”, “Россия в МХК”, где особое внимание обращается на их потенциальное воспитательное воздействие. При анализе курса “Светочи России” затрагивается проблема идеала, которая связана с внутренней структурой личности, поскольку, идеал органически включен в главное образование психики – направленность личности. Идеал необходим как критерий для самопризнания, жизненного самоопределения, оценки себя и других людей, он обеспечивает сознательную ориентировку в окружающей действительности. Педагогическая значимость идеала велика – это и цель воспитания (идеал гармонически развитой личности), это и средство воспитания (воспитание на примере, педагогических образцах, традициях), это и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания, и необходимый регулятор поведения.

Разрабатывая спецкурсы, мы определили содержание воспитания национального достоинства. Основу этого содержания составляют:

  • опора на развитие школьников в соответствии с основными идеями отечественной педагогики;
  • научный плюрализм в оценке альтернативных точек зрения и ценностей с целью развития самостоятельности мышления учащихся;
  • максимальное использование нетрадиционных методов проведения занятий (урок-историческое путешествие, урок пресс-конференция, урок – КВН, соревнование и др.);
  • вариативно-дифференцированный подход к месту проведения урока (школьный кабинет, актовый зал, музей, парк и др.);
  • дифференциация домашних заданий с учетом интересов и склонностей учащихся;
  • участие в учебном процессе людей различных профессий, интересных для учащихся;
  • создание ситуаций успеха для каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов;
  • выдвижение на первый план задач развития и воспитания учащихся, осуществление активного эмоционального воздействия на школьника через организаторские, актерские способности ребенка;
  • обучение в соответствии с индивидуальными когнитивными стратегиями учащихся;
  • обязательный самоанализ (взаимный анализ), самооценка, самокоррекция (взаимная коррекция) деятельности;
  • передача части функций учителя на уроке учащимся (организаторские, информационные, аналитические, оценочные, стимулирующие и др.);
  • в подготовительный период учитель осуществляет контроль за деятельностью учащихся, проводя индивидуальные и групповые консультации и др.

Также выделены формы деятельности, позволяющие наиболее эффективно реализовать ОПМВНД: проведение тематических классных часов, этических бесед, гостиных (литературно-исторических, литературно-музыкальных и др.), викторин, конференций (научно-практических, учительско-ученических, родительских и др.), круглых столов, предметных олимпиад, исторических и литературных чтений, деловых игр, дискуссий, диспутов, вечеров. Организация самостоятельного чтения, клубов и кружков по интересам, походов по родному краю, работа устных журналов, лектории, учительско-ученические читательские конференции, выпуск школьных газет, журналов и др. способствуют становлению активной гражданской позиции. Выявлено положительное влияние таких видов внеклассных мероприятий, как викторина, гостиная, научно-практическая деятельность и др.

Результаты экспериментальной работы подтверждают эффективность организационно-педагогической модели воспитания национального достоинства, разработанной в рамках парадигмы школы русской национальной культуры. Эта модель позволяет повысить уровень воспитания национального достоинства учащихся, способствует положительным изменениям мотивационной сферы, социальной и познавательной активности, характера поведения. Изменения в самооценке учащимися уровня сформированности у них национального достоинства и в оценке уровня сформированности данного качества со стороны других субъектов образовательного процесса (учителя, родители) дают основания для вывода об эффективности реализации ОПМВНД в школе.

Дальнейшее развитие и углубление проблемы может быть связано с исследованием путей и средств интеграции педагогической среды; разработкой стандартов воспитания национального достоинства; поисками возможностей для внедрения зарубежного опыта; совершенствованием механизмов управления процессом воспитания национального достоинства.