Урок наглядной геометрии в 4-м классе по теме: "Измерение углов. Транспортир"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с терминами: центр транспортира, шкала транспортира, деление шкалы, начало отсчёта.
  2. Учить находить величину угла при помощи транспортира.
  3. Продолжить работу над формированием понятий угол, прямой угол, тупой и острый углы.

Оборудование для учителя:

Транспортир, угольник, гирлянда из углов, пособия для практической работы, разноцветный куб.

Оборудование для учащихся:

Транспортиры, угольники, карточки для самостоятельной работы, фломастеры.

Оформление классной доски:

Алгоритм:

1. Совместить вершину угла с центром на транспортире.

2. Один из лучей совместить с нулевой отметкой на транспортире.

3. Посмотреть, через какую отметку проходит другой луч, и назвать градусную меру луча

Число
Тема урока
(Портреты главных героев)

Циркуль Незнайка Буратино Точка

Градус -1°

Транспортир. Шкала. Центр.

ХОД УРОКА

I. Пролог (5 мин)

1. Организационный момент.

Запись числа, минута чистописания

1000 1000000 1000000000

2. Название темы урока, постановка цели.

Урок наглядной геометрии, где будем продолжать работать с углами. Мы заглянем на урок геометрии в старших классах.

3. Выявление мотива.

- В 3 классе при знакомстве с углами нам помогали сказочные герои и герои из страны Геометрии. Они вырезали углы и сделали гирлянду.

- Такую красивую гирлянду можно оставить на праздник, – сказал Незнайка.

Буратино всё это время сидел в стороне и ничего не делал.

- Я больше не хочу заниматься углами, – бормотал он. – Чертим углы, вырезаем сравниваем. А кроме гирлянды, ничего не придумали. Для чего мы их узнали? Кому они нужны, углы?

- Как кому?! – воскликнул Циркуль. – Да всем нужны. Рабочему, инженеру, строителю.

- Архитектору, – подхватила Точка. Архитектор начертил дом на бумаге, а строители по этому чертежу построили дом.(рис. на доске)

- Не вижу я здесь углов, – заявил нетерпеливый Буратино.

- А вы, ребята, видите? Покажите.

- А где ещё можно встретить углы? (Лестница, подоконник под углом, стрелки часов…)

- Пригодятся ли вам в жизни знания об углах? Если да, то в путь!

II. Повторение пройденного (5 мин.)

- Дополните предложения:

  • Угол – это фигура, образованная … (двумя лучами имеющими общее начало)
  • Углы бывают…(прямые, тупые, острые)
  • Прямой угол – это угол у которого …(один луч лежит вертикально, а другой горизонтально)
  • Острым углом называют угол, который… (меньше прямого)
  • Тупым углом называют угол, который … (больше прямого)
  • Угол обозначается … (одной или тремя буквами)
  • Стороны угла – это …(лучи)
  • Вершина угла – это …(общее начало)

III. Этюд

- Мы говорим острый угол меньше прямого и тупой больше прямого. А какой угол называем прямым?

- Оказывается, заглянув на урок геометрии в 5 классе можно узнать, что углы измеряются и тогда точно можно сказать, что такое прямой угол.

Физминутка

IV. Экспликация (5 мин)

- На доске вы видите углы и какие-то числа. А ещё слова. Давайте их прочтём.

Новая тема

(1 шаг)

Транспортир – это специальный чертёжный прибор для измерения углов.

На нём есть шкала, которая расположена на полуокружности.

А центр на нём отмечен чёрточкой – делением. Всего их 180.

Одно деление равно 1°.

Градус – единица измерения угла (см, м, км – градус). И записывается так 1°.

- Как и пятиклассники, мы сегодня поучимся определять градусную меру угла.

(2 шаг)

- Рассмотрите свои транспортиры. Найдите центр, шкалу.

(3 шаг)

- Для того, чтобы научиться определять градусную меру познакомимся с алгоритмом.

(4 шаг)

V. Этап: Практикум (20 мин)

- На доске углы. Выпишите по рядам название углов

1 ряд – острые

2 ряд – тупые

3 ряд – прямые (проверка угольником на доске)

- Начертите в тетради прямой угол.

(5 шаг)

Знакомство с градусной мерой угла.

- Прочитайте на доске: 60°,30°,90°

- Измерьте свой угол в тетради (90°) это половина 180° – полуокружности, отсюда следует, что прямой угол – 90°

- А теперь докажите то, что говорили об остром и тупом углах.(чертят и измеряют)

Вывод:

острый угол – меньше прямого;
тупой угол – больше прямого.

(6 шаг)

Самостоятельная работа.

Карточки. Приложение 1

(Измерьте углы и подпишите градусные величины углов.)

Решение задач.

1. Задача на логику.

Шоколадные конфеты уложили в коробку в один слой.

Оцените примерно, сколько конфет ещё поместится в коробке

Сделайте расчёты, затем и дайте точный ответ. (6 конфет)

- Как считали?

2. Задача на развитие пространственного мышления.

Мышка бежала, хвостиком вильнула, уронила цветной кубик. Он упал вот так.

Нарисуйте его и раскрасьте стороны.

VI. Коррекция

- Так какова градусная мера прямого угла? (90°)

- Скажите, нужно ли сейчас вам уметь измерять углы? ( Важно выслушать все ответы и дать им позитивный комментарий, даже если ответ отрицательный)

VII. Итог урока

- С какими геометрическими понятиями мы познакомились?

VII. Рефлексия

- Понравилась ли вам наглядная геометрия и что больше всего вам понравилось?

Выставление отметок.

- Спасибо за урок.