Урок по теме: "Операции над фрагментами рисунка в программе Paint"

Разделы: Информатика


Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой, лицензионным программным обеспечением. Компьютеры образуют локальную вычислительную сеть. На рабочих станциях установлена операционная система Windows XP, с пакетом стандартных программ.

Вспомогательные материалы:

  1. карточки <Рисунок 1> - по количеству учащихся;
  2. карточки <Рисунок 2> - по количеству учащихся;
  3. плакат 1; примеры: выделение прямоугольной области (прозрачная и непрозрачная); выделение произвольной области (прозрачная и непрозрачная);
  4. плакат 2; алгоритм перемещения карточек с левой части бланка на правую;
  5. плакат 3; алгоритм выделения фрагмента рисунка;
  6. плакат 4, 6 рисунков;
  7. плакат 5, рисунок “Вини-Пух”;
  8. плакат 6, рисунок “Вини-Пух и его друзья”;
  9. рабочая папка “Фрагменты” с файлами – рисунками, сохраненными в формате .bmp;

Время: 45 минут.

Цели урока:

Воспитательная: воспитание информационной и алгоритмической культуры.

Учебная: повторить и обобщить материал ранее изученных тем, усвоить новые определения, приобрести навыки выделения и копирования фрагментов рисунка.

Развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса.

План урока.

  1. Организационный момент – 3 мин.
  2. Повторение – 5 мин.
  3. Изучение нового материала – 10 мин.
  4. Физкультминутка – 5 мин.
  5. Практическая работа – 10 мин.
  6. Опрос по теме – 6 мин.
  7. Постановка и пояснение домашнего задания – 3 мин.
  8. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку. Распределение вспомогательных материалов.

2. Повторение.

Учитель обращает внимание на карточки <Рисунок 1>. Формулирует задание: каждому числу в нижнем ряду поставлена в соответствие одна буква из верхнего ряда, необходимо расшифровать текст, представленный в виде чисел. Ответ записать в тетрадке. На выполнение задания отводится 3 минуты. (Верный ответ – АКРОБАТ)

Вопросы:

  1. Какой инструмент можно использовать для создания линий произвольной формы? (Карандаш)
  2. Можно ли поменять толщину линии при активном инструменте “Карандаш”? Поясните ответ. (Нет)
  3. Можно ли поменять цвет линии при активном инструменте “Карандаш”? Поясните ответ. (Да).

Учитель обращает внимание на карточки <Рисунок 2>. Формулирует задание: каждому рисунку в верхнем ряду поставлен в соответствие один рисунок из нижнего ряда, противоположный по значению. Возьмите линейку и соедините противоположные по смыслу рисунки прямой линией. На выполнение задания отводится 2 минуты.

Вопросы:

  1. Какой инструмент можно использовать для создания прямых линий? (Линия).
  2. Можно ли поменять толщину линии при активном инструменте “Линия”? Поясните ответ. (Да)
  3. Можно ли поменять цвет линии при активном инструменте “Линия”? Поясните ответ. (Да).

3. Изучение нового материала

Учитель обращает внимание на карточки <Рисунок 3>. Левая часть бланка разрезана на 12 равных квадратов. Формулирует задание: расставить картинки-квадратики на правое поле бланка, в соответствии с предложенной формой. На выполнение задания отводится 3 минуты. (Проверка производится устно в процессе беседы)

Вопросы:

  1. Какие картинки соответствуют форме 1?
  2. Какие картинки соответствуют форме 2?
  3. Какие картинки соответствуют форме 3?
  4. Каким образом Вы заполняли правую часть бланка? Опишите свои действия. (Сравните с алгоритмом на плакате 2).

Все мы знакомы с процессом собирания мозаики. Одна картинка разбивается на множество деталей, которые необходимо перемещать как можно ближе друг к другу. Для того чтобы картинка была собрана правильно, необходимо совмещать детали аккуратно и в соответствии с образцом. Можно ли собирать мозаику на компьютере? Графический редактор Paint позволяет перемещать выделенные фрагменты, но каким образом показать компьютеру, какой именно фрагмент мы желаем перенести? Для выделения фрагмента рисунка существует 2 инструмента: выделение (прямоугольная рамка) и произвольное выделение (рамка-звездочка). Опишем последовательность выделения фрагмента рисунка.

Плакат 3. Алгоритм 1. “Выделение”.

  1. Определим форму фрагмента и выберем, какой из рамок выделения фрагмента рисунка воспользуемся.
  2. В наборе инструментов выберем “Выделение”, чтобы выделить прямоугольную область, либо “Выделение произвольной области”, чтобы выделить область произвольной формы.
  3. Определим тип рамки выделения (прозрачная рамка или не прозрачная), выберем тип рамки.
  4. Поставим указатель рядом с выделяемым объектом и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, двигаем указатель, определяя область выделения.

Замечание: выделенный фрагмент можно перетаскивать, копировать, удалять; чтобы снять выделение, щелкните за пределами выделенной области.

Разберем на примерах способы выделения фрагментов рисунков. Учитель обращается к плакату 4, на котором приведены небольшие рисунки и просит учеников описать действия по выделению отдельных фрагментов этих рисунков. Описываем операцию перемещения выделенного фрагмента.

Учитель поясняет алгоритм “Копирование”. Так как тема “Копирование” изучалась ранее, то достаточно напомнить ученикам порядок действий.

Чтобы скопировать и вставить фрагмент рисунка необходимо:

  1. В наборе инструментов выбрать “Выделение”, чтобы выделить прямоугольную область, либо “Выделение произвольной области”, чтобы выделить область произвольной формы.
  2. Перетащить указатель, чтобы определить область, которую требуется скопировать.
  3. Выбрать способ вставки:
  • для использования непрозрачного фона;
  • для использования прозрачного фона.
  1. В меню Правка выбрать команду Копировать.
  2. В меню Правка выбрать команду Вставить.
  3. Перетащить выделенный фрагмент на новое место.

4. Физкультминутка.

Приседаем, если учитель называет инструмент, которым можно воспользоваться в программе Paint и потягиваемся вверх, если учитель называет инструмент, которым нельзя воспользоваться в программе Paint. Поворот туловища влево, если учитель называет инструмент, у которого имеются атрибуты. Поворот туловища вправо, если учитель называет инструмент, у которого не имеются атрибуты.

5. Практическая работа

Формулировка задания 1: На плакате 5 размещен рисунок – оригинал “Вини-Пух”. В папке “Фрагменты” размещен файл - <Рисунок 4>. Откройте файл - <Рисунок 4> и соберите “Вини Пуха”.

Формулировка задания 2: На плакате 6 размещен рисунок – оригинал “Вини-Пух и его друзья”. В папке “Фрагменты” размещен файл - <Рисунок 5>. Скопируйте из файла - <Рисунок 4> фрагмент собранного “Вини Пуха” и вставьте фрагмент в файл - <Рисунок 5>.

6. Опрос по теме.

Сколько инструментов в графическом редакторе Paint позволят нам выделить фрагмент рисунка?

Как называются инструменты, предназначенные для выделения фрагмента рисунка?

Что необходимо сделать для выделения фрагмента рисунка?

Какие действия необходимо предпринять для переноса фрагмента рисунка?

Какие команды необходимо выполнить для создания копии фрагмента рисунка?

7. Постановка и пояснение домашнего задания – 3 мин.

Решите логическую задачу. Раскрасьте котят на бланке. Вырежете котят и наклейте в основной бланк “Домики”. Опишите алгоритм ваших действий по расселению котят в домики.

В квартирах номер 1, 2, 3 жили три котенка: серый, рыжий и коричневый. Известно, что в квартирах 1 и 2 жил не серый котенок. Коричневый котенок жил не в квартире 1. Определите, в какой из квартир жил каждый котенок.

Условие задачи и бланки с котятами и домиками выданы на листочках.

8. Подведение итогов урока и оценивание деятельности учащихся.

Примечание: рисунки выполнены преподавателем информатики Панфиловой Татьяной Борисовной