Использование метода проектов на уроках физики в гуманитарных классах

Разделы: Физика


Преподавание физики в гуманитарных классах в настоящее время сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных переходом на профильное обучение на старшей ступени общего образования. С одной стороны, изучение физики ограничено рамками Базисного учебного плана, в котором для гуманитарных классов сокращено количество учебных часов или вовсе рекомендовано изучение интегрированного предмета “Естествознание”. С другой стороны, перед учителем физики поставлена задача формирования целостной естественнонаучной картины мира и надпредметных (междисциплинарных) ключевых компетентностей, которые сформулированы в “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года”.

Изучение физики в гуманитарных классах – это важное средство, помогающее школьникам освоить ту часть культуры, которая во много определяет лицо современной цивилизации. Выдающийся физик Дж.К. Максвелл считал, что “наука захватывает нас только тогда, когда заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий”, поэтому одним из направлений работы в гуманитарных классах является изучение истории физики и техники.

Уникальность физики как учебной дисциплины состоит еще и в том, что обучающиеся вовлекаются во все этапы научного познания: от наблюдения явлений, выдвижения гипотез до их экспериментальной проверки. При этом у учащихся активно формируется научный стиль мышления. Поэтому в гуманитарных классах при изучении физики как один из методов обучения может быть использован метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, что как раз и направлено на формирование ключевых компетентностей. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению. Ученики гуманитарных классов, у которых возникают объяснимые трудности с точными науками, с большой охотой принимают участие в изучении проблем, являющимися для них важными и значимыми. С особым интересом ученики работают над проектами с использованием информационных технологий. Внедрению таких проектов в школьную практику способствовала программа “INTEL обучение для будущего”.

Так интересным и увлекательным получился интегрированный урок истории и физики в 8 классе по теме “Сообщающиеся сосуды”. Основополагающим в данном проекте был вопрос: “Как сделать наш город красивым?”. Урок-защита проектов прошел в форме деловой игры “Патентное бюро”:

  • группа учеников-историков подготовила сообщение об истории изобретения и технических особенностях фонтанов Петродворца, продемонстрировала фрагмент видеофильма;
  • группа учеников-литераторов прочитала отрывки из литературных произведений, в которых встречаются описания фонтанов;
  • группа учеников-изобретателей представила в классное патентное бюро свои изобретения – модели фонтанов, которые можно установить на улицах города. Кроме действующей модели “изобретатели” должны были представить: заявку на свое изобретение, технический чертеж модели, план части города, где предполагается установить данный фонтан, и оригинальное название фонтана. Во время защиты проектов, каждый “изобретатель” демонстрировал действующую модель фонтана, отвечал на вопросы членов патентного бюро. По итогам защиты проектов ученикам были вручены “Патенты на изобретение”. Оценка изобретений производилась по критериям, разработанным учениками-работниками патентного бюро (Приложение 1).

В 11 классах интерес вызвала работа над проектом, в котором основополагающим был вопрос “Какой тип электростанций целесообразнее всего использовать в Якутии?”. Каждая группа, изучив принцип действия, особенности размещения и эксплуатации определенного типа электростанций, представила не только реферат и доклад на данную тему, но свое выступление сопровождала мультимедийной презентацией (Приложение 2) и подготовила буклет (Приложение 3), отражающий преимущества и недостатки использования данного вида электростанций в Якутии. Итоговый урок защиты проектов прошел в форме пресс-конференции, по итогам которой группа, представляющая прессу, выпустила информационный бюллетень, в котором проявились литературные способности учащихся. Оценка презентаций и буклетов производилась по критериям, которые были разработаны учителем совместно с учащимися.

Таким образом, анализируя результаты использования метода проектов на уроках физики в гуманитарных классах, можно сделать вывод, что данный вид деятельности вызывает у учащихся неподдельный интерес, а у учителя появляется возможность формирования умений по самостоятельному добыванию, осмыслению и анализу знаний. Однако надо отметить, что такие уроки не могут проводиться слишком часто, они должны быть итогом длительной и кропотливой, но весьма увлекательной работы.

Литература

  1. Новые педагогические технологии / Под ред. Е.С. Полат – М., 1999
  2. Современная гимназия / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000