Открытый интегрированный урок (музыка, живопись, художественные произведения) по теме: "Образ Снегурочки в живописи, музыке, литературных произведениях". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Оборудование:

  1. Грамзаписи: а.) Римский – Корсаков опера “Снегурочка”; б.) Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”.
  2. Картина Васнецова “Снегурочка”.

Тема основная: “Герои из сказок в изображении сказочников великих русских художников, композиторов и писателей”.

Тема урока: “Образ Снегурочки в живописи, музыке, литературных произведениях”.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма проведения: интегрированный.

Мотивация урока – нестандартный урок, возникновение интереса у детей.

Методы: словесные, наглядные.

Задачи и цели урока:

  • обучение и обеспечение хорошей речевой (языковой) среды для учащихся;
  • обучение и обеспечение правильного усвоения достаточного лексического запаса, грамматических форм;
  • обучение и формирование конкретных умений в области развития речи;
  • развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в сказке через музыку, живопись, художественные произведения;
  • развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из какой-либо сказки в живописи, музыке, литературе;
  • воспитание эстетического вкуса, отделять истинно прекрасное от неэстетичного;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость детей при встрече с героями из сказок;
  • обогащать детей непосредственными впечатлениями от общения с ними.

Звучит музыка. Пролог из оперы Римского – Корсакова “Снегурочка”.

I. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы попадем в Чарующий мир искусства.

Мы с вами не впервые говорим о том, как герои сказок находят свое воплощение на полотнах художников, в музыке великих композиторов и в произведениях писателей и поэтов.

И мы продолжаем работать над темой “Герои из сказок в изображении сказочников, великих русских художников и композиторов”.

II. Пролог из оперы Римского-Корсакова “Снегурочка”.

- Прослушайте музыку, и скажите, что это за музыка, знакома ли она вам? (Пролог из оперы “Снегурочка”.)

- Какие образы возникают перед вами? (Тема грустная; тема Снегурочки, ее гибели; тема зимы, конца зимы.)

III. Выход на тему.

- Наш сегодняшний разговор посвящен героине русской сказки и репродукции картины Васнецова “Снегурочка”. Я вам даю время побыть с картиной наедине. Рассмотрите ее. Звучит музыка.

IV. Работа с картиной.

- Кто изображен на картине?

- Где происходит действие?

- Какое время года изображено на картине?

- Докажите, что Снегурочка пришла к нам из зимы. (Описание одежды.)

1. На картине сразу видно, что Снегурочка пришла к нам из зимы по одежде.

2. Художник одел ее в теплую шубку, шапку, она в варежках.

- Вам нравится образ этой Снегурочки?

1. Снегурочка мне очень нравится, она красивая, добрая.

2. Образ Снегурочки на этой картине мне нравится, потому что художник изобразил ее удивительно прекрасной.

3. Она очень хороша собой.

Итог: Да ребята, вы правильно описали образ Снегурочки. Действительно Снегурочка прекрасна и сказочно хороша. Я сказала слово сказочно, и это не случайно, потому что сказочную красавицу нарисовал художник Виктор Михайлович Васнецов.

V. Рассказ детьми биографии художника Васнецова на фоне музыки. (Мусоргский “Рассвет на Москве-реке”.)

VI. Опрос после прослушивания:

- Вам понятны, откуда образы великих картин Васнецова?

1. Васнецов брал образы для своих картин из русских народных сказок.

2. Виктор Михайлович очень юн душой, в течение всей жизни он любил сказки и писал картины на сказочные сюжеты.

- Откуда, как вы думаете, узнал Васнецов об этой удивительной народной героине? (Из народной сказки.)

- А кто кратко перескажет эту сказку?

VII. Пересказ русской народной сказки.

VIII. Вывод: Эта сказка о трагической судьбе девушки из зимы поразила не только воображение Васнецова, но и воображение великого русского писателя Александра Николаевича Островского. Он написал пьесу-сказку “Снегурочка”. И прежде, чем прослушать фрагмент из его пьесы, давайте вспомним, от чего погибает Снегурочка в народной сказке? (От костра, от огня костра.)

- А вот в пьесе-сказке Островского Снегурочка погибает от любви, от огня любви. Потому, что мать Снегурочки Весна подарила ей любящее сердце, и Снегурочка растаяла. Если в народной сказке от Снегурочки ничего не осталось, то у Островского от нее остается любовь.

IX. Инсценирование отрывка из пьесы-сказки Островского “Снегурочка”.

Сейчас девочки нам проинсценируют фрагмент из пьесы-сказки Островского, когда Снегурочка просит у своей матери Весны наградить ее даром любви.

Снегурочка:

Родимая, в слезах тоски и горя
Зовет тебя покинутая дочь.
Из тихих вод явились – услышать стоны
И жалобы Снегурочки твоей.

Весна:

Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит.
Чего тебе не достает?

Снегурочка:

Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны; а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить – но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди.

Весна:

Дочка, забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка:

Мама, пусть гибну я,
Любви одно мгновенье
Дороже мне годов тоски и слез.

Весна:

Изволь, дитя, - любовью поделиться
Готова я; родник неистощимый
Любовных сил в венке моем цветном.
Сними его! Присядь ко мне поближе! (Садятся на скамеечку, Весна надевает венок.)

Снегурочка:

Ах, мама, что со мной?
Какой красою зеленый лес оделся!
Берегами и озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами колышется.

Весна:

Снегурочка, прощай,
Дитя мое! Любовным ароматом
Наполнилась душа твоя. (Весна уходит, остается одна Снегурочка.)

Снегурочка:

Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес – выходит
Девицею с душой счастливой.

X. Итог: Вы прослушали фрагмент из пьесы Островского. В ответ на просьбу дочери Весна дарит Снегурочке волшебный венок, наделяя ее способностью любить. А теперь послушаем тот же самый фрагмент только в музыкальном исполнении в опере Римского-Корсакова. Послушайте, какие звуки, краски подобрал композитор, чтобы передать чувства Снегурочки во время перерождения. Мы увидели, услышали, как прекрасна Весна, но еще прекрасней Снегурочка, ибо она, девочка-подросток, олицетворяет собой поистине невыразимое словами, но доступное музыке преображение, что совершает с человеком любовь. Музыку, которая звучит сегодня Римский-Корсаков написал по мотивам сказки Островского, а не народной. Сейчас мы послушаем арию Снегурочки, которая звучит перед ее гибелью. Снегурочка благодарит свою мать за дар любви.

XI. Прослушивание арии Снегурочки.

(Даже прослушав арию мы можем сказать, что ее мелодия – красоты необыкновенной. Она как бы живописует, прельщая взор и обаянье.)

XII.

- А теперь снова обратимся к картине Васнецова. Еще раз посмотрите на картину.

- Что еще вы можете сказать о героине этой картины, услышав сказки, музыку? (Где-то далеко, из темноты сверкают огни. Снегурочка идет к людям.)

- Как вы думаете, почему Снегурочка стоит? (Она не просто стоит на опушке, она принимает решение идти к людям. И это решение дается ей нелегко.)

- Что ее там ждет? (Художник показывает темными красками, что ее ждет там неизвестность, может быть беда.)

- Какими красками художник написал первый план? (Светлыми. На переднем плане снег чистый, светлый и фон тоже светлый.)

XIII. Работа по рисункам детей.

- У нас тоже время года зима. И вы тоже рисовали Снегурочку.

- Какие цвета вы использовали для ее написания? (Синий, фиолетовый, зеленый, голубой.)

- А какие цвета использовал художник? (Васнецов использовал те же самые цвета, что и мы.)

- Какие это цвета? (Холодные)

С картины веет холодом, зимой. В этом и заключается мастерство художника. И хотя эта картина была написана более ста лет тому назад, сегодня мы используем те же самые цвета, что и Васнецов. И мы чувствуем то же самое по отношению к Снегурочке, читая и слушая оперу. Это чувство холода. Посмотрите, как удивительно мастерство художника. Такое ощущение, что Снегурочка сейчас сойдет с полотна и, оставив на снегу свои следы, спустится к нам в класс.

XIV. Работа по эпиграфу.

1. А сейчас обратимся к эпиграфу, и приступим к размышлению над ним. Прочитайте его.

Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано,
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Николай Заболоцкий.

1.1. – Кто такой Н. Заболоцкий?

1.2. – К кому обращается поэт?

1.3. – Как вы понимаете выражение “Души изменчивой приметы переносить на полотно”?

(1. На картине видно, что Снегурочка стоит в состоянии сомнения: идти к людям или остаться в холодном покое. Там живут люди, там неизвестность, может быть гибель. А здесь, где она стоит – холодное бессмертие, покой. 2. На лице у Снегурочки, если всмотреться проскальзывает грусть, предчувствие каких-то переживаний. А это значит, что в душе она еще сомневается. 3. Когда мы размышляем над картиной и над эпиграфом, то мы словно тоже попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор.)

Вывод: Снегурочка стоит на перепутье: что ей делать? Жить долго-долго в зиме, в лесу, где законы природы, ее родителей или пойти к людям в новую жизнь, с людскими законами и привычками, познать жанр любви и от счастья погибнуть.

- Каков жанр картины? (Портрет с элементами пейзажа: сказочный портрет.)

- По настроению какая это картина? (Это лирическая картина, потому что в этой картине выражаются чувства.)

2. Давайте обратимся ко второму эпиграфу, и поразмышляем. Прочитайте его.

Живопись – это поэзия, которую видят,
А музыка – это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи.

2.1. - Кто такой Леонардо да Винчи?

2.2. - Как вы понимаете слова этого великого художника?

(“Живопись – это поэзия, которую видят” - мы рассматривали и рассуждали над картиной Васнецова, слушали русскую народную сказку, отрывок из пьесы-сказки Островского. “А музыка – это живопись, которую слышат” - мы слушали отрывок из оперы Римского – Корсакова. Поэтому образ Снегурочки нам раскрылся полнее, богаче.)

XV. Подведем итог урока.

- Над чем мы сегодня работали? (Над образом Снегурочки.)

- Кто нам помог лучше раскрыть ее образ, проникнуть в ее раздумья, и все пережить вместе с ней? (Художник Виктор Васнецов, писатель Александр Островский, композитор Николай Римский – Корсаков, русская народная сказка.)

Мы сегодня видели, слушали в звуках великой музыки, перед нами предстал образ прекрасной героини картины Васнецова, оперы Римского – Корсакова, народной сказки и пьесы-сказки Островского.

Мы еще раз прикоснулись к великому чуду сказки. И каждый для себя открыл что-то новое в образе так давно нам знакомом – образе Снегурочки.

Звучит музыка из оперы Римского-Корсакова.