Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: “Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста”

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов.

В нашем дошкольном учреждении организован художественно-эстетический центр. Одним из направлений художественно-эстетического центра является студия “Весёлый каблучок”” по развитию музыкально-ритмических движений у детей.

Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально - ритмических движений у детей дошкольного возраста, на основе особенностей детей педагог Мерзлякова О.В. разработала программу факультативного курса.

Новизна данной программы состоит в следующем:

  • Использование авторского музыкально-двигательного материала (музыкальные постановки);
  • Распределение музыкально-двигательного репертуара по возрастной категории.
  • Использование разных видов занятий (сюжетное, занятие - импровизация, игровое);

Цель данной разработки: развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие двигательных качеств и умений, развитие координации движений, формирование правильной осанки, красивой походки.
  2. Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
  3. Развитие творческих способностей, потребности в самовыражении в движении под музыку.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ “РИТМИКА”

Весь процесс обучения детей делится на 3 этапа.

  1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению).
  2. Этап углубленного разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций)
  3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков.

Начальный этап обучения характеризуется созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывает, объясняет и демонстрирует упражнения, а дети пытаются воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создает условия для формирования его образа, активизирует работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения происходит в зеркальном изображении.

Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.

Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений.

Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку.

На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

На занятиях ритмикой подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности детей.

Продолжительность занятий обусловленное возрастом занимающихся (3-4 года – 15-20 минут; 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут); занятие состоит из подготовительной, основной и заключительной частей Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег, прыжки. Затем следует основная часть, которая начинается с поклона. Третья часть занятия - музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь включены танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построение и перестроение. В этой части задания дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.

Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе; постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части; в заключительной части нагрузка постепенно снижается.

Музыка на занятии доступна восприятию ребенка. Используется детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения.

Музыкальные стили и темп на протяжении занятия меняются, но основной темп – умеренный.

Музыкально-ритмические занятия проводятся с применением различных структур:

I. Тематическое занятие

II. Сюжетное занятие

III. Игровое занятие

IV. Импровизация

1. Тематическое занятие.

Оно состоит из подготовительной, основной и заключительной частей.

Цель занятия: Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку, развитие гибкости, пластичности, развитие способности к выразительному исполнению движений.

На занятие используются:

1. Основные виды движений:

а) Ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим шагом, вперед и назад (спиной), с высоки подниманием колена (высокий шаг) в разном темпе и ритме, ходьба гусиным шагом.

б) Бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ (“бабочки”, “птички”, “ручейки” и т.д.), широкий (“волк”), острый (бежим по “горячему песку”).

в) Прыжковые движения – на двух ногах на мест, с продвижением вперед, прямой галоп – “лошадки”, легкое поскакивание.

2. Общеразвивающие упражнения на различные группы мышц.

Упражнения на развитие гибкости, пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног.

2. Плясовые движения.

– Элементы народных плясок, доступных по координации. Например, поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой “выбрасывание” ног, полуприседание для девочек, и полуприсядка для мальчиков и др.

Разучивание танцевальных упражнений: шаг польки, приставной шаг, поскоки и др., а также разучивание музыкально-ритмических композиций.

II. Сюжетные занятия.

Сюжетное занятие выстраивается в соответствии с содержанием русских и зарубежных сказок.

В сюжетном занятии преобладают имитационные движения – разнообразные, образно-игровые движения, жесты раскрывающие понятный детям образ, динамику его настроений или состояний (в природе, в настроениях человека и животных, в вымышленных игровых ситуациях)

Цель занятия: Развивать у детей умение сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажем сказок.

Развивать художественно-творческие способности по средством ритмической пластики.

Сюжетное занятие проводится по заданному сценарию сказки, или произведения.

Занятие состоит из основных трех частей.

Подготовительная часть: сюда входят разминка и общеразвивающие упражнения, в которых отражен сюжет занятия, т.е. “сказочная зарядка”

Основная часть: это кульминация – наивысшая точка развития сюжета. В основную часть входят музыкально-ритмические композиции, соответствующие сценарию.

Заключительная часть – развязка на достижение целей, которые были поставлены в начале занятия перед детьми.

Можно использовать следующие сюжетные темы:

“На лесной опушке”, “Новогодняя сказка”, “Путешествие по сказкам”, “Теремок”, “Осень в гости к нам пришла”, “Весенняя карусель”.

III. Игровые занятия.

Игровое занятие по структуре напоминает сюжетное занятие.

Цель занятия: способствовать развитию у детей творческих и физических способностей. Содействовать развитию прыгучести, ловкости, координации движений, ориентирование в пространстве. Занятие состоит из трех частей: подготовительная, основная, заключительная.

В подготовительной части проводится разминка и общеразвивающие упражнения. Характер упражнений соответствует теме предлагаемой педагогом по типу зарядки.

Основная часть занятия включает в себя подвижные игры, отражающие тему занятия.

В заключительной части используется музыкально-ритмические композиции, соответствующие анной теме занятия.

Можно использовать следующие темы игровых занятий:

“В гостях у трех поросят”, “Путешествие в Морское царство”, “Поход в зоопарк”, “В гости к чебурашке” и др.

IV. Занятие импровизация

Занятие импровизация, как правило, проходит в конце учебного года. У детей развиты двигательные навыки, накоплен разнообразный музыкально- ритмический репертуар, что способствует творческому мышлению, воображению и фантазии.

Занятия импровизации проходит в свободной импровизированной форме.

Цель занятия: повторить изученный материал по ритмическим танцам. Учить импровизировать под музыку. Способствовать развитию импровизации, творческих способностей детей.

Ход занятия

1. Дети входят под музыку в зал. Педагог и приветствует словами: - Девизом сегодняшнего праздника будет – “Танцуй веселей с нами поскорей”.

Конкурс – соревнование – итог года.

Выбираем лучших танцоров.

Конкурс “разминка”.

Определяются те, кто лучше всех умеет повторить за педагогом движения.

Выполнение общеразвивающих упражнений по музыку – импровизация на любую знакомую мелодию.

1. Конкурс на лучшее исполнение танца. Танцы “Кузнечик”, “Два веселых гуся”, “Каравай” и др.

2. Конкурс повтори за мной. Танец “Если весело живется”.

3. Конкурс на лучшее исполнение танцевального движения. Танец “Лавота”.

Победителем считается тот, кто выполнит все задания и не расцепит рук.

Подведение итогов: определение и награждение победителей медалями: “Лучший танцор”, “Веселый танцор”, “Внимательный танцор”, “Талантливый танцор” и т.д.

Работа по реализации данного курса проводилась в течение двух лет. В результате диагностического обследования детей выявилась положительная динамика в развитии, кроме этого разученные с детьми музыкально-ритмические композиции используются в праздниках, концертах.