Организация полилингвистического образования в старшей средней школе

Разделы: Администрирование школы


“Ангарский лицей № 1” – средняя общеобразовательная школа инновационного типа, где обучаются дети с 8 по 11 класс. В лицее существуют 3 отделения: гуманитарное, естественно – научное, экономическое.

За более чем десятилетнее существование в лицее сложилась эффективная система лингвистического иноязычного образования, в основе которой лежит принцип полилингвизма. Это означает, что учащиеся развиваются в условиях дидактической многоязычной среды, созданной с помощью введения в учебный процесс изучения от 2 до 3 иностранных языков (ИЯ) и широкого спектра факультативов, спецкурсов, элективных курсов, направленных на расширение социолингвистической компетенции учащихся и преподавания некоторых предметов или их отдельных разделов на иностранном языке.

В последнее время в нашем регионе сильно сократилось количество школ, классов, где преподаются французский, немецкий, испанский языки. Недальновидная политика некоторых руководителей учебных заведений приводит к тому, что в учебных планах этих школ можно увидеть только один иностранный язык – английский. Администрация школ мотивирует это тем, что они выполняют социальный заказ: родители хотят, чтобы их дети изучали только английский язык. И как результат – в городе осталось 2 школы, где преподаётся испанский язык, а число классов, изучающих французский и немецкий языки, имеет тенденцию к сокращению.

В нашем регионе мы чуть ли не единственное учебное заведение, где преподаются 4 европейских языка (английский, французский, немецкий, испанский) и классический язык – латинский.

В области лингвистического иноязычного образования администрация лицея ставит своей целью приобщение учащихся к культурным ценностям народов – носителей изучаемых языков, формирование способности участвовать в непосредственном диалоге культур и использовать знание двух и более иностранных языков в различных областях науки, техники и общественной жизни. Это обеспечивается вариативностью в обучении иностранным языкам для более полного саморазвития и самоопределения учащихся в рамках личностно-ориентированного образования.

И потому, согласно учебному плану иностранные языки в лицее (на гуманитарном и экономическом отделениях) преподаются по двум моделям – как первый и как второй иностранные языки. Для развития языковой, речевой и социокультурной компетенции, а также для воспитания потребности в практическом использовании ИЯ в будущей профессиональной деятельности, учебный план содержит широкий спектр учебных предметов по выбору, связанных с иностранными языками. Для обеспечения личностно-ориентированного образования выделяются дополнительные часы для консультаций, индивидуальной работы с учащимися по организации их исследовательской деятельности (см. приложение 1)

Надо заметить, что в целях предотвращения перегрузки учащихся, в рамках часов, выделяемых в инвариантной части учебного плана на изучение ИЯ, введены модули.

На гуманитарном отделении – это модули по домашнему чтению на английском языке художественных произведений (“Портрет Дориана Грэя” Оскара Уальда, “Большие надежды” Чарльза Диккенса, “Белоснежка и семь гномов” братьев Гримм на испанском языке, легенды и сказания на немецком языке.

На экономическом отделении – деловой английский “Business Objectives”

На естественно –научном – “Science. Medicine. Health”

Это обеспечивает профильную составляющую обучения ИЯ в рамках обязательного предмета “Иностранные языки”.

Для наиболее эффективной реализации принципа полилингвизма кафедра преподавателей ИЯ организует свою работу по следующим направлениям:

  • Связь с ВУЗами и языковыми центрами.
  • Научно – методическая и экспериментальная работа.
  • Развитие межпредметных связей.
  • Внеклассная работа с учащимися.

Сотрудничество с Иркутским государственным лингвистическим университетом, который является давнишним нашим партнером, значительно облегчает работу и помогает в организации образовательного процесса и повышению методического мастерства преподавателей лицея. Куратором нашего сотрудничества является декан факультета романских языков, кандидат психологических наук, Калентьева Т.Л. Под ее руководством была разработана концепция иноязычного образования лицея (см. приложение 2). А также создан лингвистический центр, организующий методическую работу с преподавателями лицея и города и внеклассную работу с учащимися по повышению мотивации к изучению ИЯ и использованию его в своих познавательных целях.

Кроме этого лицей и университет организовывают работу лингвистических классов по особому учебному плану, где часть специальных предметов читается преподавателями ВУЗа. После окончания такого класса наиболее успешные выпускники по результатам вступительных экзаменов могут зачисляться на 2 курс университета. Высокий уровень иноязычной компетенции позволяет нашим выпускникам выбирать для сдачи вступительных экзаменов в ВУЗ второй ИЯ, который они начали изучать в 9 классе нашего лицея.

Такой результат обеспечивается кропотливой работой наших учителей над программным и методическим обеспечением образовательного процесса. Во-первых, был разработан лицейский стандарт по ИЯ, который был соотнесен с российским стандартом и увязан с европейской шкалой самооценки уровня владения коммуникативными умениями на ИЯ (Европейский лингвистический портфолио).

Во-вторых, преподаватели постоянно апробируют отечественные и зарубежные УМК с целью оптимального отбора учебных материалов. В этом нам помогают языковые центры, которые работают в нашем регионе: Британский центр, Французский Альянс, Американский центр, а также Институт Сервантеса (г. Мадрид).

Например, мы работаем в рамках образовательного проекта Фонда Наффилда “Science for Nonscientists“ по апробации английского учебника “Science for Public Understanding” издатели Andrew Hunt and Robin Millar (издательство Heinemann), которую курирует Британский Совет в России. В результате, была создана авторская программа спецкурса “Вопросы естествознания на английском языке”, который читается на естественно-научном отделении, а также на гуманитарном отделении для учащихся, интересующихся научной журналистикой.

А участие наших преподавателей в британской программе INSETT (In – Service Teacher Training) по повышению квалификации преподавателей английского языка, которая осуществляется Британским центром в Иркутске, позволила им разработать собственные методические материалы по развитию речевых умений учащихся на английском языке. Являясь тьюторами этой программы, наши преподаватели имели возможность стажироваться в языковых центрах Красноярска, Москвы, а также в Великобритании.

В силу географической удаленности сотрудничество с языковыми центрами играет важную роль в организации социокультурного полилингвистического образования лицеистов, так как эти центры реализуют образовательные программы и для учителей и для учащихся. Например, программа СОСОР Сomite de Coordination des Projets) по созданию сети специализированных школ французского языка на территории России, которая работала под эгидой Министерства Иностранных дел Франции. Эта программа помогла создать на базе лицея ресурсный центр для преподавателей города, обеспеченный новейшими учебно-методическими материалами, а также способствовала активизации внеклассной деятельности по французскому языку в лицее, городе. Преподаватель французского языка, являясь мультипликатором данной программы, стажировался во Франции и теперь оказывает методическую помощь преподавателям французского языка города, проводя семинары – практикумы с учетом современных подходов в преподавании французского языка.

Институт Сервантеса, некоммерческая государственная организация, способствующая распространению испанского языка в мире, также оказывает помощь в методическом обеспечении нашего лицея.

Полноценное полилингвистическое образование невозможно без междисциплинарного взаимодействия и организации внеклассной деятельности учащихся. Вся внеклассная работа преподавателей иностранных языков направлена на развитие познавательной активности, творческого потенциала учеников. При подготовке мероприятий, как правило, задействуются все иностранные языки, изучаемые в лицее. Например, совместно с преподавателями русского языка каждый год проводится интеллектуальная лингвистическая игра для десятиклассников “Полиглоты”. Совместно с преподавателями литературы – литературные салоны (“О женщине, любви и о весне”, “ У природы нет плохой погоды” и т.д.).

Неоценимый опыт приобретают лицеисты, участвуя в американских программах школьных обменов “Акт в поддержку свободы”, “Послы открытой России”. Они получают возможность в течение года жить в семьях и обучаться в американских и канадских школах. Ученики, которые изучают испанский как второй иностранный язык, уже более 10 лет совершают образовательно-познавательные поездки в Испанию по приглашению муниципалитетов городов Малага, Барселона и Сан-Себастьян. Для учащихся, которые хотят повысить свою коммуникативную компетентность, организуются внеурочные занятия с носителями языка из Германии, Франции, Испании, Великобритании.

Вся эта работа невозможна без коллектива высококвалифицированных преподавателей – единомышленников, преданных своей профессии, неравнодушных к детям. И потому при поступлении на работу в лицей учителя проходят конкурсный отбор.

Немаловажное значение имеют и условия работы преподавателей: оснащенность кабинетов, школьной библиотеки, удобное расписание занятий и даже организация досуга педагогического коллектива.

Выстраивая собственную систему полилингвистического образования в лицее, мы стараемся создать условия для формирования у школьников широкого гуманистического взгляда на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, воспитываем в них осознанное отношение к выбору профессии, потребность в практическом использовании иностранных языков в будущей профессиональной деятельности.