Внеклассное занятие по чтению на тему: "Что за прелесть эти сказки…" (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: Содействовать привитию интереса к урокам чтения, любви к сказкам, умению различать авторские и народные сказки, развитие творческих способностей учеников, развитие речи.

ОБОРУДОВАНИЕ: Доска: иллюстрации сказок, выставка книг, рисунков детей к сказкам, записи, народные костюмы к сказкам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Дети садятся на стулья, расставленные буквой П)

2. Слово учителя:

Ребята, вы видите выставку книг, рисунков детей, иллюстрации. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на внеклассном занятии по чтению? Правильно, о сказках, и тема у нас … (дети читают) “Что за прелесть эти сказки…” это слова великого Пушкина, который с детства любил сказки и сам написал много сказок.

Сказки вам знакомы с раннего детства, вам в постели рассказывали их мамы и папы, когда вы укладывались спать. Сказки любят не только дети, но и взрослые. На кондитерских фабриках выпускают конфеты с названиями любимых сказок. Приведите примеры названия конфет по сказкам (Красная шапочка, Золотой петушок…)

Сегодня на занятии мы будем использовать знания по риторике. В конце урока скажете какие знания мы использовали.

  • Скажите, на какие две группы можно разделить сказки в зависимости от того, кто их написал? (авторские, народные)
  • А чем они различаются?
  • Приведите примеры народных сказок.
  • Какие авторские сказки знаете? (дети приводят примеры)
  • А какие приметы народных сказок вы запомнили?

Дети: Сказки имеют зачин, троекратный повтор, волшебство, концовку. Добро побеждает зло.

- А свойственны ли эти приметы авторским сказкам?

- Да

3. Разгадайте кроссворд, а я узнаю, как вы знаете авторов сказок:

  1. Автор сказки о рыбаке и Золотой рыбке (А.С.Пушкин)
  2. Мальчик сделанный из полена (Буратино)
  3. Автор сказки “Хоббит” (Толкин)
  4. Автор сказки “Малыш и Карлсон, который живет на крыше” (Линдгрен)
  5. Автор сказки “Винни-Пух” (Милн)

Хорошо, молодцы, знаете сказки и авторов.

4. Физминутка

5. В какую сказку нас пригласит Лера Д.?

Он из полена сделан был,
И папу Карло он любил.
Но папу слушал не всегда,
И приключилась с ним беда. (Буратино)

- Молодцы, узнали Буратино.

- Инсценировка. “Мальвина воспитывает Буратино”. Посмотрите сценку в исполнении Оли и Кирилла.

- Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь, - сказала девочка и взяла кусочек мела. – Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока…

Буратино хитро подмигнул:

- Врете, не одного…

- Я говорю, - терпеливо повторила девочка,- предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?

- Два.

- Подумайте хорошенько.

- Буратино сморщился – так здорово подумал.

– Два…

- Почему?

- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!

- У вас никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. – Займемся диктантом.

- Она подняла к потолку хорошенькие глаза.

- Пишите:”А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.

Нам уже известно, что Буратино никогда даже не видел пера и чернильницы.

Девочка сказала: “Пишите”, - и он сейчас же сунул в чернильницу свой нос и страшно испугался, когда с носа на бумагу упала чернильная клякса.

Девочка всплеснула руками, у нее даже брызнули слезы.

- Вы гадкий шалун, вы должны быть наказаны!

- Она высунулась в окошко:

Артемон, отведите Буратино в темный чулан!

6. Вы написали хорошие сочинения. Зачитаем сочинение по сказке Буратино о Мальвине (Снежана).

Мальвина.

Я хочу написать про Мальвину. Эта девочка с голубыми волосами, с длинными ресницами. Примерно моего возраста.

Она воспитанная, аккуратная, серьезная, прилежная, добрая, умная, настойчивая.

Я ее уважаю за то, что она хороший друг. Автор А.Толстой в повести-сказке “Приключения Буратино” показал, что дружба сильнее зла и денег Карабаса. Мальвина, хоты и плакса, но добрый человек.

(Рязанова Снежана)

- О ком сейчас услышим сочинение?

Марина:

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек – большой озорник. (Карлсон)

Зачитывает сочинение Лера и Вероника о Карлсоне:

Карлсон.

Карлсону прекрасно живется в маленьком домике на крыше. Карлсон маленький, толстенький самоуверенный человек и к тому же он умеет летать. Карлсон маленький сластена, у него пухленькие ручки, на спине пропеллер, кнопка на животе. Карлсон мужчина в самом рассвете сил. Карлсон лучший в мире специалист по паровым машинам. Мне нравится этот забавный сказочный герой.

(Демешко Лера)

- А кто распевает песенку?

Настя:

По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлето,
Чиполлочьо, Чиполлото
И, конечно, я!

Зачитывается сочинение Насти. о Чиполлино.

Чиполлино.

Чиполлино, он маленький, смешной, озорной, веселый шутник и добрый человек. Мне понравился его характер. Внешность у него такая: голова похожа на лук, рубашка фиолетовая, комбинезончик розовый, башмачки коричневые. Он такой смешной. Мне нравится его шутки!

7. (Михайлова А.)

7. Блиц-турнир (Дети задают вопросы классу):

– Был обманут в Стране Дураков (Буратино)

– Путешествовала в Стране Чудес и Зазеркалье (Алиса)

– Шарманщик, смастеривший Буратино (Папа Карло)

– Друг Винни Пуха (Пяточок)

– Музыкант из Цветочного города (Гусля)

– Мальчик, у которого самый необычный друг (Малыш)

– Кому принадлежало волшебное кольцо? (Бильбо)

– У кого голова набита опилками? (Винни Пух)

– Хорошо, знаете авторские сказки.

– А знаете ли вы народные сказки?

8. Викторина (проводит учитель):

– Сяду на пенек, съем пирожок (“Маша и медведь”)

– Села Машенька на маленький стульчик, поела из маленькой чашки. (“Три медведя”)

– Печка, матушка, спрячь меня. (“Гуси-лебеди”)

– Молодцы, знаете и народные сказки.

9. Посмотрите в исполнении детей русскую народную сказку “Колобок”.

Инсценирование сказки “”Колобок”. (Дети в народных костюмах исполняют сказку “Колобок”. Кто автор сказки “Колобок”? (Народ)

10. Итог:

- Вам было интересно? Какие знания по риторике мы использовали, проводя занятие?

Дети: Да. Умение слушать, красиво говорить, использовать жесты.

- Мы увидели, что вы любите сказки и знаете их. Желаю, чтобы из вас кто-то стал автором сказок.