Интегрированный урок: физика + цветология по теме: "Дисперсия света с точки зрения цветотерапии"

Разделы: Физика


Цели урока: – дать понятие дисперсии света, спектра,

- объяснить происхождение цветов предметов,

- показать широкое использование физических понятий в науке цветологии ( метод цветотерапии),

- рассмотреть методику применения цветотерапии на уроках физики, которая способствует формированию познавательного интереса учащихся к предмету,

- повысить роль учебного предмета в формировании у учащихся научного мировоззрения.

Эпиграф на доске:

Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,…
Море в блеске голубом,.
Всю природу и создания
Мы лишь в свете познаем.

I. Повторение

Учитель: Тему нашего урока мы узнаем, разгадав небольшой кроссворд, ключевым словом, которого и будет тема нашего урока. (Разгадываем слева на право, слова записываем по очереди вертикально)

Задания кроссворда

  1. Единица измерения оптической силы линзы. (ДИОПТРИЯ)
  2. Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. (ЛИНЗА)
  3. Вид отражения, когда параллельные падающие лучи отражаются по всевозможным направлениям (РАССЕЯННОЕ)
  4. Теория Ньютона, говорящая, что свет – это поток частиц, идущих от источника во все стороны. (КОРПКСКУЛЯРНАЯ)
  5. Какой датский ученый впервые измерил скорость света в 1676 году. (РЕМЕР)
  6. Вид линзы (СОБИРАЮЩАЯ)
  7. У каждой линзы их два (ФОКУС)
  8. Есть закон преломления и …(ОТРАЖЕНИЯ)
  9. Какая это линза (ДВОЯКОВЫПУКЛАЯ)

Учитель говорит и записывает тему урока на доску.

II. Объяснение н/м

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим очень интересное и необычное явление, благодаря которому можно видеть наш окружающий мир цветным. Как сказал И. Гете, “все живое стремится к свету”. А почему мы можем с вами видеть красивые цветы, удивительные картины. Почему мир дарит нам целую гамму различных по красоте и неповторимости пейзажей? Чтобы ответить на эти вопросы,. Вспомним историю, историю раскрытия тайн природы цвета. И начнем мы с вами с изучения такого неповторимого и прекрасного явления, как радуга. (Демонстрация фотографий или картин с изображением радуги) Вот и перед нами встает вопрос: Что такое радуга и как она образуется?

Учитель (дает историческую справку): первая попытка объяснить радугу как естественное явление природы была сделана в 1611 году, архиепископом Антонио Доминисом. Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни, но его тело и рукописи были сожжены.

Научное объяснение радуги впервые дал Рене Декарт в 1637 г. Декарт объяснил радугу на основании законов преломления и отражения солнечного света в каплях падающего дождя. Вот как он описывал свои наблюдения: “ Радуга – столь замечательное чудо природы, и над ее причинами, до сих пор столь мало известными, во все времена столь настойчиво задумывались пытливые умы, что мне трудно найти вопрос, на котором я лучше мог бы показать, как при помощи применяемого мною метода можно прийти к знаниям, которыми не обладали те, чьими сочинениями мы располагаем. Во-первых, когда я принял во внимание, что радуга может появляться не только на небе, но также и в воздухе вблизи нас каждый раз, когда в нем находятся капли воды, освещенные солнцем, как это иногда можно видеть на опыте в фонтанах, мне было легко заключить, что он зависит от того, каким образом лучи света действуют на эти капли, а от них достигают нашего глаза. Зная, что эти капли шарообразные, и видя, что при больших, и при малых каплях радуга появляется всегда одинаковым образом, я поставил себе целью создать очень большую каплю, чтобы иметь возможность, лучше ее рассмотреть” и Декарт создал большую каплю и объяснил радугу. Но … радуга Декарта была белой.

Спустя 30 лет И. Ньютон дополнил теорию Декарта, объяснив, как преломляются цветные лучи в капле дождя.

Американский ученый А. Фразер, изучавший радугу в наше время, сказал об исследованиях Декарта и Ньютона так: “Декарт повесил радугу в нужном месте на небосводе, а Ньютон расцветил ее всеми красками спектра”

Итак, что же сделал Ньютон? В 1666 г Ньютон провел ряд опытов и сделал великие предположения. В своем труде “ОПТИКА” он описал свои исследования так: “ Я поместил в очень темной комнате у круглого отверстия около трети дюйма шириной в ставне окна стеклянную призму, благодаря чему пучок солнечного света, входившего в это отверстие, мог преломляться вверх к противоположной стене комнаты и образовывал там цветное изображение солнца… зрелище живых и ярких красок, получившееся при этом, доставляло мне очень приятное удовольствие”

Сейчас мы с вами попробуем воспроизвести этот опыт.

(Для опыта надо: Призма, экран с щелью, горящая лампочка)

Учитель: этот опыт говорит нам о том, что белый свет имеет сложный состав, он состоит из световых волн разного цвета. А сейчас мы сделаем рисунок, на котором покажем ход лучей света.

Учитель: Ньютон разноцветную полоску, которая образуется после прохождения света через призму назвал спектром (от лат. spectrum ,что означает видение) , а явление разложения света призмой – дисперсией ( от лат. dispersio , что означает рассеяние)

(ребята под диктовку записывают определения в тетради ) Спектр видимого света – это разложение белого цвета на 7 лучей различной цветности (к,о,ж,з,г,с,ф)

Чтобы запомнить эти цвета существуют присказки: (записать их на доске)

Учитель: Ребята посмотрите внимательно на рисунок и скажите, какие по цвету лучи преломляются больше, а какие меньше?

Ученики: Из опыта видно, что красный цвет преломляется слабо, а фиолетовый преломляется – сильнее, чем остальные.

Учитель: Значит, что цветовые лучи отличаются между собой по степени преломляемости. А это значит, что каждой цветности соответствует своя длина и частота волны. (Таблицу ребята переписывают в тетрадь)

Красный цвет – 657 нм

Оранжевый цвет – 590 нм

Зеленый цвет – 546 нм

Голубой цвет – 500 нм

Синий цвет – 480 нм

Фиолетовый – 400 нм

Сам собой напрашивается вывод, говорящий о том, что показатель преломления зависит от длины волны, точнее от частоты волны. Зависимость показателя преломления от частоты волны называется дисперсией. (Ребята записывают определение дисперсии света в тетрадь)

Дисперсия света – называется зависимость показателя преломления света от частоты колебаний ( или длины волны)

На основании вышеизложенного можно объяснить происхождение радуги. Кто хочет попробовать?

Ученики: ……

III. Связь с другой наукой

Учитель: Интересно, а могут ли другие цвета иметь столь удивительное свойство разлагаться на различные цвета. Повторим опыт, но теперь перед призмой поместим осколки стекла – сначала – синего, а затем – красного. (Делаем опыт) В этом случаи пучки света проходящие через призму не меняют цвета. Оказывается, что только один белый цвет имеет такую сложную структуру. Давайте сделаем вывод: оказывается, что тела, который нас окружают, отражают только те цвета, которыми сами обладают. Так, зеленое яблоко отражает только зеленый цвет, а все другие поглощает.

Учитель: Оказывается, что изучение психологического восприятия цвета положено в основу науки цветологии. Сегодня доказано, что каждый цвет испускает свойственную только ему определенную вибрацию. Вибрации чистых цветов оказывают восстанавливающее действие на те или иные функции организма, нормализуя их деятельность. Сегодня цветотерапия переживает второе рождение – специальная аппаратура позволяет во много раз усилить терапевтический эффект метода. Кстати, цветотерания успешно используется в офтальмологии. Например, если 2-3 раза в год проводить лечение воздействием цвета на глаз, то возрастная дальнозоркость отодвинет время своего наступления. Успешно лечится косоглазие,. Снимается астенопатия – зрительная утомляемость, которая возникает у тех, кто много работает с компьютером.

Однако, чтобы правильно применять лекарство, то есть цвет, необходимо знать его характеристики. Известно, что цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся – красный, оранжевый и желтый, к холодным – голубой, синий , фиолетовый. Зеленый занимает промежуточное положение.

Инструкция – знать, какой выбирать.. (можно раздать каждому ученику)

Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему. При этом в организме ускоряются обменные процессы. Активность красного приводит к тому, что улучшается кровообращение, сердечная деятельность, устраняются застойные явления во внутренних органах. Его место в спальне, но там он должен быть темно-красным, ближе к коричневому. Намного красного хорошо на кухне – в виде отдельных деталей интерьера. Избыток этого цвета может спровоцировать перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз.

Оранжевый цвет восстанавливает нервные и мышечные ткани. Помогает при болезнях, связанных с мочеполовой системой, при заболеваниях селезенки, улучшает пищеварение. Но оранжевый очень сильно утомляет. Поэтому его использование в квартире не желательно, если он не поглощается другими цветами в каком-то орнаменте.

Желтый не утомляет, но при этом стимулирует зрение и нервную систему. Он оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания. Желтый помогает при нервном истощении,. Возбуждает аппетит и лечит бессонницу. Кроме того, этот способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах, на кухне. Например, в детскую подойдут желтые занавески или мебель желтого оттенка, но не обои – они будут сильно утомлять глаза.

Цвет зеленый – наиболее успокаивающий. Считается, что он нормализует деятельность сердечно сосудистой системы, снижает сильное сердцебиение, лечит аритмию, стабилизирует артериальное давление, эффективно действует при головных болях и утомлении глаз. Естественный зеленый умиротворяет нашу душу и вместе с тем дает чувство уверенности. Он прекрасно подходит для рабочего кабинета.

Голубой охлаждает и успокаивает сознание. В лечебных целях его используют при охриплости горла и воспалении связок, а также при лечении ожогов, флюсов и абсцессов. Голубой регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. В быту голубой и синий цвета должны составлять основную гамму в тех местах, где вы отдыхаете и расслабляетесь.

Темно)синий – сильный антисептик, способствующий борьбе с инфекциями и лихорадками. Он помогает при таких тяжелых психологических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерия. Темно-синий прекрасно подходит для гостиной.

Фиолетовый успокаивает нервную систему. Особенно полезен он для тех, кто занимается творческим трудом. У этих людей он повышает работоспособность и оказывает влияние на духовное развитие человека. Фиолетовый благотворно влияет на сосудистую систему, облегчает течение простудных заболеваний и способствует легкому и спокойному сну. Если он вам нравится, то можете использовать его а спальне. Небольшая картина в фиолетовых тонах на стене в комнате ребенка будет стимулировать

Его учебу. Однако длительное влияние фиолетового может вызвать доску и депрессию. Поэтому не стоит постоянно носить одежду фиолетового цвета – это может угнетающе подействовать на окружающих, да и на самого владельца.

Серый – абсолютно лишен каких-либо стимулирующих психологических тенденций, а так же лечебного воздействия. Различные его оттенки сейчас принято использовать в оформлении офисов. К сожалению, он не способствует активной работе и вызывает беспокойство, тревогу и не уверенность.

Белый – дает силу и энергию, очищает организм от шлаков и снимает напряжение.

Черный создает различные негативные состояния, беспокойство, нервозность.

Недавно читая газету-целительницу “Ай,. Болит”, наткнулась на статью Надежды Николаевны Ивановой из города Армавир, Краснодарского края.

Название статьи “Цвет – хорош он или нет – ищи ответ”

В ней говорится, что с помощью “цветной” воды можно облегчить боль, поддержать себя и близкого человека в трудную минуту. Чтобы приготовить такую цветную воду нужно взять подставку (это может быть салфетка, бумага или картон) и поставит на нее стакан с чистой прозрачной водой на 5 – 10 минут. Вода воспримет и передаст вам энергию цвета. А пить ее следует не спеша, маленькими глотками.

Сейчас мы с вами, того приготовить такую воду. (Заранее приготовить подставки из картона различного цвета и стаканы с чистой водой) поставить стаканы на подставки проговаривая следующий текст:

  • Если вы с кем-то крупно поссорились, возбуждены. Раздражены. Выпейте несколько глотков воды из стакана, пять минут стоявшего на зеленой подставке.
  • После того как немного успокоитесь, можете прибегнуть к помощи розового цвета. Таким образом вы избавитесь от остатков напряженности.
  • Так же работает и голубой цвет. Но он не только снимает остроту конфликта, а может вообще его предотвратить. Помните об этом, готовясь к приходу родственников, визит которых может закончиться хлопаньем дверей.
  • Бывает, после неприятного события или досадной неудачи никак не получается успокоиться: мучаете себя, вновь и вновь проигрывая в памяти, как все было. В таких случаях поможет лимонный цвет. Он же поможет вам при потере близких, когда горе так велико, что человек не знает, как жить дальше. Так же этот цвет поможет вам и вашему ребенку укрепить память.
  • При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь рядом с собой стакан воды на бирюзовой подставке и почаще делать небольшие глотки.. бирюзовый цвет защищает от радиоактивности, от так называемого “электрического тумана” и от теплового излучения компьютера. Эта вода способна сотворить чудо, она поможет вам подобрать без труда нужное слово на экзамене.
  • Если вы отправились в школу на контрольную, выпейте немного воды, приправленной энергией желтого цвета. Этот цвет способствует генерации блестящих идей, стимулирует духовную деятельность.
  • Ну а если вы страдаете чрезмерным аппетитом, то позвольте позаботиться о вас цвету индиго. Каждодневно выпиваемые два стакана воды, стоящие на подставке цвета индиго постепенно обуздают ваш зверский аппетит
  • Если вы переутомились – то выпейте глоток воды из красного стакана. Вы сразу ощутите прилив энергии. Если вы в годах и кажетесь себе безнадежно старыми и слабыми, красный цвет поможет вам “омолодиться” и вновь ощутить полноту жизни.
  • Несколько глотков воды, заряженной фиолетовым цветом. Помогут вам выйти из заколдованного круга гнетущих мыслей, очистят селезенку и сделают гармоничной работу мозга.
  • Воздействие оранжевого цвета зачастую становится первым толчком к позитивным переменам. А так же повышает аппетит.

Давайте с вами зарядим воду, а в конце урока, каждый сделает несколько глотков из стакана, с той водой которая ему в данный момент необходима.

И еще мне хочется познакомить вас с еще одним интересным фактом.

Оказывается, имя, данное нам при рождении, обладает своим цветом: каждый звук вибрирует и связан с определенной длиной волны. Эта как картина, для написания которой были использованы разные краски, правда, какого-то цвета может и не хватить.

Зная,. Какого именно,. Можно эффективнее использовать собственную энергию и обезопасить себя от многих неприятностей, в том числе и со здоровьем. Есть так называемая таблица цвета своего имени. Составил эту таблицу Э.И. Гоникман. В ней он приводит девять цветов, классификация который, по его мнению, охватывает широкий диапазон значений цвета. Ну что, давайте попробуем “раскрасить” свое имя?

Для начала надо найти в таблице буквы имени и соответствующие им цифры. Числа свыше девяти следует складывать, так кА в нашем распоряжении количество цветов ограничено.

Красный 1 А, И, С, Ъ
Оранжевый 2 Б, й, Т, Ы
Желтый 3 В, К, У, Ь
Зеленый 4 Г, Л, Ф, Э
Голубой 5 Д, М, Х, Ю
Синий (индиго) 6 Е, .Н, .Ц, Я
Фиолетовый 7 Ё, О, Ч
Розовый 8 Ж, П, Ш
Золотой 9 З, Р, Щ

Пример:

Олег

7+4+6+4= 21=2+1=3 – желтый.

Значит, что цвет этого имени желтый. Теперь посмотрим какого цвета в имени не хватает.

Есть-зеленый (2), синий, фиолетовый. Не хватает – красный, оранжевый, голубой, розовый, золотой. Для полноценной жизни человеку необходимо дополнять “дефицит” того или иного цвета с помощью покупки одежды, того или иного цвета, интерьера и пищи.

И лишь в случае восполнения недостающих цветов можно понять, почему не всегда удается получить от жизни желаемое. Весь цветовой спектр распространяется на каждый на каждый уровень организма: сознательный, эмоциональный и физический. Так, что стремитесь к гармонии в себе и вокруг себя, не мешкайте, восполняйте цветовые пробелы.

Ну вот, сегодня на уроке я привела вас немного интересных фактов, все они на прямую связаны с цветом.

IV. Закрепление

Учитель: Сегодня мы познакомились с удивительным явлением – дисперсия света. С помощью него мы объяснили радугу, цвет предмета, которые нас окружают. А теперь ответьте мне на вопросы:

  1. Кто впервые объяснил радугу?
  2. Что такое дисперсия света?
  3. Сто такое спектр?
  4. В какой науке очень часто применяются различные цвета?

Далее учитель подводит итог урока и дает домашнее задание

В конце урока проводится рефлексия.

Рефлексия

Каждый ученик вытягивает себе бумажку с фразой, которую надо продолжить.

  1. Вы, знаете, что сегодня на уроке я…
  2. Больше всего мне сегодня запомнилось…
  3. Самый интересным было…

Потом каждый ученик, по желаю говорит классу как он продолжил фразу.