Тема урока: "Система управления базами данных МS Access. Создание структуры таблицы"

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • Обучающие:
    • способствовать формированию знаний о базах данных, о типах данных;
    • формировать навыки создания таблиц.
  • Развивающие:
    • создать условия для развития познавательных способностей, способностей самоконтроля, взаимоконтроля и самоанализа;
      развивать интерес к предмету.
  • Воспитательные:
    • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

 

  • Общеучебные умения:
    • работа с конспектом.
    • умение применить полученные знания для создания БД.
  • Специальные умения:
    • создание структуры таблицы
      • задание имен полей;
      • правильное определение их типов данных.

Оборудование:

  • программное обеспечение: СУБД Microsoft Access;
  • мультимедийный проектор;
  • карточки с тестами (Приложение 1);
  • шаблоны для заполнения результатов работы для каждой группы (Приложение 2);
  • карточки для домашнего задания (Приложение 3);
  • карточка для внесения результатов работы каждого ученика в течение урока (Приложение 4).

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний:
    • тест;
    • взаимопроверка.
  3. Практическая часть (создание Базы Данных):
    • получение задания;
    • групповая работа (создание проекта);
    • представление проектов, обсуждение и выбор лучшего варианта проекта;
    • реализация полученного проекта в среде программного продукта.
  4. Итог урока:
    • подведение итогов урока;
    • домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

приветствие;
проверка готовности к уроку;
сообщение темы урока.

II. Проверка знаний

1. Тестирование

Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, а необычен он тем, что мы сейчас разделимся на две группы, которые будут соревноваться между собой. Каждая группа должна выбрать одного человека из своего состава, который будет представлять всю группу.
А теперь представьте себе, что вы все работаете программистами в некоторой фирме по созданию программного обеспечения. В этой фирме существует два отдела, которые постоянно оспаривают друг у друга право участия в самых интересных разработках. (выдать карточки с номерами отделов каждой группе, а также карточки для представителей).
Итак, сегодня к нам поступил заказ на создание Базы Данных от директора крупной фирмы по продаже аудио- и видеопродукции. Но прежде чем доверить его нам он хочет проверить ваши знания и умения. Итак, сейчас мы проведем небольшое тестирование. В заданиях 1,2,3,4 необходимо отметить галочкой тот ответ, который вы считаете правильным; в заданиях 5 и 6 необходимо установить соответствие между словом и его значением; в последних двух заданиях в качестве ответа нужно поставить число.

2. Взаимопроверка

Группы обмениваются готовыми к проверке тестами. Проверка проходит в виде опроса, где каждый из участников может заработать дополнительные баллы для себя и для группы. Задания в тесте оцениваются следующим образом: первые четыре задания – по 5 баллов, шестое, седьмое и восьмое – по 4 и пятое – 8 баллов.

Итого: за тест 40 баллов.
34–40 –“5”
29–35 – “4”
22–28 – “3”
< 22 – “2”.

Каждый проверяющий тест проверяет правильность ответа, расставляет баллы под руководством учителя и, по предложенной шкале ставит оценку.

III. Практическая часть (создание базы данных)

1. Получение задания

Директор (Ученик класса – помощник учителя) салона по продаже аудио- и видеопродукции делает заказ на создание Базы Данных для его фирмы.

2. Групповая работа (создание проекта)

Два отдела “программистов”, соревнуясь между собой, создают макеты таблиц с перечислением названий полей, которые будет содержать таблица. Также, для каждого поля они определяют тип данных в зависимости от предполагаемого содержания.

3. Представление проектов, обсуждение и выбор лучшего варианта проекта

Представитель каждой группы выходит к доске и делает презентацию о разработанном в его отделе проекте. В это время участники другой группы внимательно слушают его с целью высказывания в дальнейшем своего мнения об услышанном по следующим вопросам:

– Достаточное ли количество полей содержит таблица?
– Правильно ли определены типы данных для каждого поля?

В итоге обсуждения класс должен прийти к выводу о том, какой проект лучше. В том случае, когда это невозможно сделать весь класс под руководством учителя составляет из двух проектов один, который учитель воспроизводит на доске.
После того, как выбран оптимальный проект, дети заносят его в специально приготовленные карточки для домашнего задания.

4. Реализация полученного проекта в среде программного продукта

Принятый проект дети реализуют в программной среде Microsoft Access: создают структуру таблицы в режиме конструктора.

IV. Итог урока

1. Подведение итогов урока

По карточке, которая заполнялась в течение урока, подводятся результаты работы каждого ученика и, в соответствии с этим выставляются каждому оценка за урок.

2. Домашнее задание

Домашнее задание заключается в том, что созданную таблицу дети дома заполнят пятью записями.