Урок с линейкой. Комплексное повторение курса физики. Базовый курс. 11-й класс

Разделы: Физика

Класс: 11


Этот урок предназначен для выпускного класса, ибо он дает возможность в нетрадиционной форме вспомнить учебный материал из всех предыдущих классов и курсов: от механики до оптики. Он основан на творческих практических работах, точнее экспериментальных задачах, в которых используется один измерительный прибор – линейка. Расположение заданий соответствует порядку их изучения по школьной программе. Этот урок одновременно является и уроком – конкурсом, поскольку в его процессе выявляются лучшие проекты и наиболее эффективно работающие учащиеся.

Программа

  1. Вступительная беседа и викторина.
  2. Творческая лаборатория: решение экспериментальных задач (всего 12).
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

Оборудование

Д е м о н с т р а ц и о н н о е (выставляется только на учительском столе): метр – линейка (3 шт), лабораторные весы и разновесы к ним, секундомер или метроном, лампочка на подставке (на 3 – 6 В), источник напряжения для нее;

л а б о р а т о р н о е ( на каждый стол): ученическая линейка, справочник пол физике или таблицы физических величин, калькулятор, комплект на 10 наборов простейшего оборудования. В комплект входит:

набор № 2 (к заданию 2) – штатив, рычаг – линейка, монеты достоинством 1 и 5 копеек, тело неправильной формы, нить;

набор № 4 (к заданию 4) – стеклянная цилиндрическая мензурка, сосуд с водой, полоска цветной липкой ленты, которой фиксируют нужную глубину;

набор № 5 (к заданию 5) – прямоугольный брусок каменного угля;

набор № 6 (к заданию 6) – металлический шарик;

набор № 7 (к заданию 7) – часы с секундной стрелкой;

набор № 8 (к заданию 8) – пружина, калориметрический цилиндр;

набор № 9 (к заданию 9) – лабораторный трибометр или деревянная линейка, широкая и гладкая, брусок, шарик, коробочка с сухим песком;

набор № 10 (к заданию 10) – брусок из учебного набора для определения плотности веществ (медный или алюминиевый, железный);

набор № 11 (к заданию 11) – лабораторный реостат;

набор №12 (к заданию 12) – дифракционная решетка.

Содержание урока

* Вступительная беседа . Сегодня у нас необычный урок повторения. Вам придется вспомнить многое из того, что вы изучали в прежние годы, и вместе с тем проявить свою выдумку, сообразительность. Потребуется синтез знаний и смекалки. Вам будет предложено свыше десятка практических работ, необычных по двум причинам: во-первых, все они выполняются с помощью метра, да, да – линейки, а во-вторых, как их осуществить, вам нужно будет придумать самим (никаких инструкций и указаний не будет!). В каждой работе-задаче нужно четко сформулировать свой замысел – физическую основу, записать план выполнения работы (шаги), формулы, вычисления и выдать результат. За каждую высказанную идею начисляется 1 балл.

В конце мы подведем итоги этого урока – конкурса, назовем победителей и определим какой объем материала из школьного курса физики нами повторен.

А теперь – небольшая   в и к т о р и н а.

Слушайте вопросы:

- Что такое метр?

- Каким раньше был эталон метра?

- С чем он связан сейчас?

- Какова связь метра с системой СИ?

- Где хранится прежний эталон метра?

- Зачем нужна единая Международная система мер?

- Чем, кроме метра, можно измерять длину?

Подведем итоги...

Вторая часть нашего урока называется “Творческая мастерская”. В ней вас ждет несколько любопытных заданий.

*Творческая мастерская

Задания по курсу 7 класса

Задания 1. Нарисовать на доске отрезок длиною в один метр. (Это задание проверяет ваш глазомер.)

Выполнять задание приглашаю к доске по трое учащихся. Работу проверяют они сами с помощью метровой линейки. За 5 мин. Опрашиваю обычно весь класс. Качество работы оценивается от 1 до 3 баллов. Самый точный результат – 3 балла, промежуточный – 2 , наименее точный – 1 балл.

Задание 2. Определить с помощью линейки массу тела.

(или с помощью линейки “взвесить” тело неправильной формы). Как это сделать?

Оборудование. Набор № 2.

Поступает несколько предложений. Одно из них – использовать ученическую линейку как рычаг, подвесив ее на ниточке за середину, а монеты 1 и 5 коп. – как разновесы, имеющие массу соответственно 1 и 5 г. После взвешивания “своих” тел на “своих” самодельных весах учащиеся производят проверку полученных данных на лабораторных весах, выставленных на демонстрационном столе . Оценка результатов происходит, как и в предыдущей работе; при максимальном совпадении ответов начисляется 3 балла, “приблизительное взвешивание” оценивается в 1 балл.

Задание 3. Линейкой “взвесить” воздух в физкабинете.

Обычно первая реакция учащихся на это задание такова: “Сделать невозможно!”. Но через минуту поступает предложение: определить линейные размеры кабинета, найти в таблице плотность воздуха и вычислить его объем по формуле m=?V , а потом посчитать массу воздуха. Для проведения вычислений разрешаю использовать калькулятор. Способ оценки результатов – такой же, как и в предыдущем случае.

Задание 4. Линейкой “измерить” давление воды.

Оборудование. Набор № 4.

В случае затруднений с выполнением задания предлагаю наводящие вопросы: “Чем измеряют давление жидкости? С какими физическими величинами оно связано?” Вскоре поступает от ребят предложение: взять мензурку, налить в нее воду, измерить линейкой высоту столба жидкости и по формуле p=?gh рассчитать давление этого столба.

Задание по курсу 8 класса

Задание 5. Линейкой “измерить” внутреннюю энергию куска угля прямоугольной формы.

Оборудование. Набор № 5.

Через несколько минут после постановки вопроса поступает предложение: определить линейкой размеры бруска и вычислить объем угля (V=ldh ) ; по формуле m=?V определить его массу, взяв значение плотности из таблицы; по таблице найти теплоту сгорания топлива q и посчитать по формуле Q=qm , какое количество внутренней энергии выделит уголь во время сгорания.

Задания по курсу 9 класса

Задание 6. Линейкой “определить” время падения шарика с лабораторного стола.

Оборудование. Набор № 6.

Слышу предложение: измерить линейкой высоту стола; использовать формулу h=gt?/2 для расчета высоты свободного падения тела и из нее определить t - время: t=v2h/g . Полученный результат проверяется с помощью демонстрационного секундомера или метронома.

Задание 7. Имея только линейку, определить быстроту реакции человека.

В случае затруднения с решением даю такие наводящие вопросы: Что такое быстрота реакции? Как соединить в одном эксперименте падение какого либо тела и показатель скорости реакции человека? Нельзя ли заменить это тело линейкой? Какой будет схема опыта – испытания? Выслушав предложения, задаю “конкурсный” вопрос: где и для чего можно применить предлагаемый вами эксперимент?

Задание 8. Линейкой “измерить” жесткость пружины.

Всех учащихся прошу взять тело правильной формы (калориметрический цилиндр) и пружину – набор № 8.

Через некоторое время слышу предложение: определить диаметр цилиндра и его высоту, вычислить объем; зная из таблицы плотность вещества и объем цилиндра, по формуле m=?V найти массу цилиндра, потом его вес P=mg.

Если к пружине подвесить тело массой m , то на нее будет действовать P вес тела, а развиваемая ею сила упругости Fупр по величине будет равна весу

Fупр=P.

Далее нужно линейкой измерить удлинение пружины ?x и из закона Гука определить жесткость пружины: k=Fупр/?x. .

Задание 9. Определить с помощью линейки коэффициент трения.

Для работы прошу взять всех со столов комплект оборудования № 9.

Одно из поступивших предложений ребят было таким: под линейку подложить брусок и сделать из нее наклонную плоскость; у нижней части наклонной плоскости ровным слоем рассыпать песок. Удерживая шарик на вершине наклонной плоскости, измерить его высоту h над столом и вычислить потенциальную энергию W= mgh. Отпустить шарик; он скатится и затормозится в песке. Его энергия перейдет в работу A по преодолению силы трения на тормозном пути S : A=?mgs . По закону сохранения энергии mgh=?mgs ; откуда ?=h/s. Если измерить линейкой s, легко рассчитать ?.

Задания по курсу 10 класса.

Задание 10. Определить с помощью линейки число молекул в теле.

Для работы можно использовать алюминиевый, медный или железный брусочек из набора для определения плотности вещества – комплект № 10.

После небольшой паузы от одного из учащихся поступило предложение: определить линейкой размеры бруска и рассчитать его объем и массу. По таблице Менделеева найти молярную массу M вещества и вычислить массу одной молекулы m по формуле m=M/N . Количество молекул N можно узнать, разделив массу данного вещества m на массу одной молекулы .

Задание 11. Узнать, используя линейку, удельное сопротивление материала, из которого выполнена обмотка реостата.

Для работы нужно использовать комплект оборудования № 11.

Один из замыслов решения задачи таков: измерить линейкой часть обмотки реостата, состоящую, например, из 10 витков. Разделив полученное число на 10, будем знать толщину проволоки, т. е. ее диаметр d . Сечение проволоки рассчитаем по формуле S=?d?/4 . Измерим линейкой диаметр витка проволоки обмотки D ; зная эту величину, найдем длину витка: l?=?D. Сосчитав их число n , определим длину проволоки l=l?n , отсюда ?=RS/l .

Задание по курсу 11 класса.

Задание 12. Линейкой “определить” длину световой волны.

Это задание вызывает обычно недоумение. Чтобы “подтолкнуть” решение, прошу сказать, что необходимо для выполнения такой работы? Называют: дифракционная решетка, линейка, источник света. На демонстрационный стол выставляю небольшую лампочку на подставке, метровую линейку, которую спустя несколько минут располагаю в сторону класса. Учащимся предлагаю взять со своих столов набор № 12 , состоящий из дифракционной решетки. Тогда ученики говорят, что нужно определить линейкой расстояние от наблюдателя до дифракционной решетки, через которую он смотрит на источник света, с помощью другой линейки найти смещение какой – то части спектра, например зеленой; вычислить угол, под которым наблюдается первый максимум; зная период решетки d, по формуле dsin?=k? рассчитать длину волны (зеленого света): ?=dsin?/k.

Задание 13. – домашнее. Можно ли с помощью линейки узнать температуру тела? Как?

Задание 14. – домашнее. Придумать, что еще можно определить, используя универсальный измерительный прибор – линейку?

*При подведении итогов я называю ученика, получившего наибольшее число баллов, и объявляю его победителем конкурса физических идей и экспериментов.

Далее отмечаю, что в ходе занятия мы незаметно для себя повторили многое: расчет масcы тела по объему и плотности, правило рычага, формулу гидростатики – о давлении внутри жидкости (из курса 7 класса); расчет энергии, выделяющейся при сгорании топлива (из курса 8 класса)% свободное падение тел, соотношения между массой и весом, между весом и силой упругости, закон Гука, закон сохранения энергии, формулу работы, коэффициент трения (из курса 9 класса); понятия о молярной массе и числе Авогадро, формулу для расчета сопротивления проводника (из курса 10 класса); условие наблюдения максимума освещенности от дифракционной решетки (из курса 11 класса).

Урок, который был предлагается вашему вниманию был показан “публике” на Городском семинаре г.Североуральска на базе МОУ СОШ № 1 Тема семинара: “Требования к современному уроку и пути их реализации”.

Изобретательность автора, простота эксперимента, теснейшая увязка заданий с пройденным материалом, широкий простор для творчества ребят, эффект расширяющейся перспективы ( после третьего задания кажется, что все работы с линейкой окончены, ан нет – появляется новое задание, тоже неожиданное, интересное , а за ним еще и еще… и выясняется: если знать теорию, обычная линейка многое “может”) – все вместе взятое вызвало аплодисменты учащихся и слова одобрения учительской “братии”.