Урок информатики в 8-м классе по теме: "Гипертекст"

Разделы: Информатика


В этом учебном году в нашей школе впервые используется учебник “Информатика” Н.Угриновича для учеников 8 класса. Тема “Гипертекст” изложена достаточно сложно для этого возраста. В статье описан ход урока с использованием теоретического материала из учебника и практической работой.

Цели урока:

обучающие:

  • освоение основных приемов по созданию гиперссылок в текстовом редакторе Word;

развивающие:

  • формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, формулировать определения

воспитывающие:

  • воспитание аккуратности, добросовестности, привитие интереса к изучаемому предмету

Ход урока

  1. Организационный момент 1 мин.
  2. Объяснение нового материала 19 мин.
  3. Практическая работа 23 мин.
  4. Подведение итогов 2 мин.

2. Объяснение нового материала. Учащиеся знакомятся с текстом учебника и готовятся отвечать на вопросы.

“Для отображения в “плоском” (линейном) тексте смысловых связей между основными разделами или понятиями можно использовать гипертекст. Гипертекст позволяет структурировать документ путем выделения в нем слов-ссылок -–гиперссылок. При активизации гиперссылки (например, с помощью щелчка мыши) происходит переход на фрагмент текста, заданный в ссылке.

Гиперссылка состоит из двух частей: указателя ссылки и адресной части ссылки. Указатель ссылкиэто объект (фрагмент текста или изображение), который визуально выделяется в документе (обычно синим цветом и подчеркиванием). Адресная часть гиперссылки представляет собой название закладки в документе, на который указывает ссылка.

Закладка – это элемент документа, которому присвоено уникальное имя. Закладки размещаются на тех страницах документа, куда должны осуществляться переходы по гиперссылкам.

Гиперссылки могут указывать на закладки, размещенные не только в том же документе, но и в других документах. Примерами систем документов, объединенных гипертекстовыми ссылками в единое целое, являются справочные системы операционных систем и приложений. Активизация гиперссылки вызывает в окно документ со справочной информацией.

Технология гипертекста, распространенная на Web-страницы в Интернете, формирует Всемирную паутину, связывающую миллиарды документов на сотнях миллионах компьютеров в единое информационное пространство”.

Вопросы классу:

  • Для чего предназначен гипертекст?
  • Где используется технология гипертекста?
  • Как визуально определяется гиперссылка в тексте?
  • Между какими объектами устанавливается связь при создании гиперссылок?
  • Как осуществляется переход с одного места в гипертексте на другое?
  • Сформулируйте определение гипертекста и гиперссылки.

В итоге обсуждения учащиеся самостоятельно формулируют (и записывают в тетрадь) определения:

Гиперссылка – выделенный фрагмент документа, связанный с неким объектом (файлом или определенным местом исходного документа), которому передается обращение при щелчке мыши.

Гипертекст – способ организации документа, при котором осуществляется переход с одного места на другое с помощью ссылок.

Использование гиперссылок:

  • В документах
  • В справочных системах
  • В глобальной сети Интернет”

3. Практическая работа направлена на знакомство с использованием гиперссылок в справочных системах и глобальной сети Интернет, а также на освоение технологии создания гипертекста в текстовом процессоре Word. Учащиеся получают текст задания, работают самостоятельно, учитель помогает по мере необходимости слабым ученикам.

Запустить приложение Microsoft Word. Получить с помощью справочной системы и записать в тетрадь ответ на вопросы: как выделить слово, как выделить абзац?

Подсказка: Вызов справочной системы – пункт ? в строке меню. В содержании последовательно выбрать разделы “Ввод, перемещение и выделение” a “Выделение” a “Выделение текста и рисунков” a “Выделение текста и рисунков с помощью мыши”

Открыть файл Создание гипертекста.doc из папки Текстовые документы. Сохранить файл в папке вашего класса под именем Фамилия 8. Создать оглавление и гиперссылки на разделы документа:

  • Ввод, редактирование и форматирование текстов
  • Методы представления документов
  • Сохранение данных на компьютере
  • Проверка правописания
  • Литературное редактирование

Подсказка:

  1. Вначале создайте закладки. Для создания закладки выделите элемент документа, который будет являться закладкой (заголовок раздела документа), и выполните действия Вставкаa Закладка, напишите имя закладки (первое слово раздела документа) и щелкните по кнопке Добавить.
  2. Создайте оглавление. Для создания оглавления установите курсор в строку после заголовка “Средства работы с текстовыми документами” и выполните действия Вставкаa Оглавление и указатели, перейдите на вкладку Оглавление и выберите понравившийся вам вид оформления оглавления. Оглавление формируется автоматически, выбираются заголовки, оформленные с помощью стиля. Обратите внимание на то, что заголовок всего документа (“Средства работы с текстовыми документами”) тоже включен в оглавление. Отмените вставку оглавления. Измените стиль первого заголовка на обычный и снова выполните действия по созданию оглавления. После этого снова измените стиль данного заголовка на Заголовок1.
  3. Для создания гиперссылок надо выделить указатель ссылки (один из пунктов оглавления) и выполнить действия Вставкаa Гиперссылка. В окне “Добавить гиперссылку” с помощью кнопки Обзор текстового поля Имя объекта в документе выберите нужную закладку.
  4. Проверьте работу гиперссылок.

3. Запустите Internet Explorer, в адресной строке напишите адрес провайдера нашей школы www.novotec.ru, перейдите на ссылку Город, потом на ссылку Администрация города. Обратите внимание на то, что в адресной строке изменился URL-адрес сайта. В разделе Образование познакомьтесь с информацией о нашей школе.

В Приложении 1 приведен файл Создание гипертекста.doc, в Приложении 2 – образец выполненной учениками работы.

При подведении итогов учащиеся формулируют, что нового узнали на уроке:

  • Понятие гипертекста
  • Понятие гиперссылки
  • Примеры использования гиперссылок
  • Технологию создания гипертекста в текстовом процессоре Word.