Тема урока: "Я выбираю здоровье" (из опыта работы по формированию у учащихся здорового образа жизни)

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


По данным медицинских обследований наши дети с каждым годом делаются менее здоровыми. Учащиеся выпускных классов имеют в среднем по 6-8 хронических заболеваний. Уровень адаптации к изменениям окружающей среды снижается у старшеклассников до 25 %. Самое страшное, что многие из этих заболеваний стали настолько привычными, что на них не обращают внимания, те только родители, но и врачи.

Большинство этих заболеваний возникли в раннем детском возрасте из-за несоблюдения элементарных гигиенических и профилактических правил. Это – неправильное питание, малоподвижный образ жизни, несоблюдения режима занятий, сна, питания, недостаток свежего воздуха, злоупотребление просмотром телепрограмм и занятий с компьютером. Часто, о том, что эти факторы приводят к заболеваниям, не известно и родителям и самим детям.

Чтобы предохранить от болезней детей, вырастить их физически крепкими, жизнерадостными, способными преодолевать любые препятствия необходимо научить их быть здоровыми. Большую часть трудового дня ребёнок проводит в учебном заведении, поэтому задача учителя научить ребёнка элементарным правилам гигиены и профилактике болезней и создать условия для сохранения здоровья.

Формы работы в этом направлении могут быть разными: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, праздники, спортивные соревнования и т.д. Очень важно, чтобы навыки, которые ребёнок получает в школе, закреплялись дома. Для этого необходима пропагандистская работа с родителями.

При разработке программы работы с детьми по формированию здорового образа жизни были использованы практически все эти методы, вовлечены все категории детей, обучающихся в школе. Мы преследовали следующие цели:

Создать детям ощущение радости и праздника, что не в малой степени способствует укреплению физического и психического здоровья.

Научить детей основным приёмам оказания первой до врачебной помощи.

Создать твёрдое убеждение в необходимости сохранения здоровья, и личной ответственности за своё физическое и психологическое состояние.

Формой работы мы выбрали комплексную программу “Марафон Здоровья”. Приложение

План проведения круглогодичного марафона "Защита от экологической опасности. Здоровье человека"

Мероприятие Привлечённые Участники Дата проведения
Линейка: "Старт марафона Здоровье", выдача Маршрутных листов на прохождение этапов марафона. Директор школы,

зав.кафедрами, вожатые, медики.

1-4 классы

5-7 классы

8-11 классы

Сентябрь

 

Поведение спортивного праздника “Золотая осень” Родители, студенты ТГПУ. 1-4 классы

5 классы

Сентябрь
“Сентябрёвки” - спортивные праздники с выездом в загородные лагеря. Родители, студенты ТГПУ. 6-7 классы

8-11 классы

1 – 3 неделя сентября
“День отказа от курения”. Совет старшеклассников 1 – 11 классы Ежемесячно

В течение года

Выставка рисунков “Здоровое сердце”,“Нет наркотикам”

“Охрана природы”, “Осторожно, огонь!”

Совет старшеклассников, учителя ИЗО, ОБЖ 1 – 11 классы Ноябрь – декабрь

Организация встреч, экскурсий, классных часов.

Безопасность на дорогах

Экологическая безопасность населения города

Правильное питание.

Обзор литературы по эколог. безопасности города

Курение-опасность для здоровья

Экскурсия на ГО ЧС

Классные руководители

Родители

Вожатые, учитель ОБЖ.

Библиотекари

Библиотекари

1 - 3 классы

4 классы

5 - 7 классы

6-7 классы

8 классы

9 классы

9 - 8 классы

10-11 классы

Октябрь – март
Источники экологической опасности в квартире.

Нет наркотикам

Экологические проблемы человечества

Лекторы "Центра Здоровье"

Лекторы "Центра Здоровье"

7-11 классы В течение года
- Что мы знаем о СПИДЕ?

- Основы репродуктивного здоровья.

“Центр медицинской профилактики”

“Центр Медицинской профилактики”

“Центр планирования семьи для детей и подростков”

10 –11 классы

 

Юноши 10-11

Девушки 9 – 11 классы

Ноябрь .

 

Ноябрь

Февраль.

Проведение кругосветок:

“Правила безопасного поведения в школе”

“Здоровый образ жизни”

“Оказание первой медицинской помощи”.

“Профилактика ВИЧ и ЗППП”

Студенты ТГПУ, родители.

Курсанты Томского военно-медицинского института

Волонтёры центра

“Сибирь СПИД-помощь”

1-4 классы

 

 

8е классы

 

10е классы

Октябрь – ноябрь

 

Январь

 

Февраль

Конференции учащихся.

“Влияние спиртов и никотина на организм ребёнка”.

“Забота о здоровье личное дело или государственное?”

Учащиеся 10-11 классов  

6-8 классы

9е классы

Февраль
Завершающий этап научно-практической конференции школьников. Учащиеся классов естественнонаучного цикла. 5-11 классы Март
Олимпиады по биологии и ОБЖ 1,2,3 туры.   1 - 10 классы Февраль.
Открытие выставки рисунков, плакатов, стенгазет по теме

"Экологическая безопасность"

  1 - 10 классы Апрель
Неделя ГО и ЧС По отдельному плану 1-11 классы Апрель
Участие в городских экологических конкурсах, конкурсах по ЗОЖ. Студенты ТГУ. ТГПУ. 1-11 классы В течение года
Проведение родительских собраний по темам ЗОЖ. Родители. 1-11 классы По графику
Просмотр выступлений агитбригад классов Студенты, организац. группа Все классы 26 - 30 апреля
Подведение итогов “Марафона Здоровье”, награждение, праздник. Родители, музыкальные работники, школа искусств №4. 1-11 классы Апрель
Организация летнего отдыха детей в оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе школы. Студенты ТГПУ, ТГУ. 7-8 классы Июнь

На организационной линейке пред учащимися выступили директор школы, медицинские работники, которые рассказали о необходимости каждого человека заботиться о своём здоровье, о программе правительства по оздоровлению населения.

Всем классам были выданы маршрутные листы для прохождения “Марафона Здоровья”.

Маршрутный лист по прохождению этапов декады “Я выбираю здоровье”

Этап Линейка Классные часы

(тема, организаторы)

Выставка рисунков и плакатов

(количество)

Смотр агитбригад День спорта и здоровья Кругосветка Конференция Викторина

(количество, место)

Заключительная линейка
Дата                  
Время                  
Выполнение                  

Традиционно “Марафон” начинается с театрализованного спортивного праздника, который проводится в загородном оздоровительном лагере.

Учащиеся старших классов представляют младшим школьникам практические работы по исследованию действия наркотических веществ на живые организмы, которые готовят при помощи учителей химии и преподавателей Томского Политехнического университета. Кроме того, в рамках “Марафона” проводится ежегодная научно-практическая конференция учащихся классов естественнонаучных дисциплин, с исследованиями экологической обстановки города, микрорайона, санитарного состояния классов. По окончании конференций проводятся викторины, в которых участвуют сборные команды из представителей каждой параллели.

Традиционными стали кругосветки “Оказание первой до врачебной помощи” для 8х классов, которую проводят курсанты и врачи Томского военно-медицинского института.

Перед началом кругосветки перед ребятами выступают учителя, представители института, которые рассказывают о важности умения оказывать первую медицинскую помощь.

Маршрутный лист на прохождение кругосветки

“Оказание первой медицинской помощи”.

Количество учащихся Маршрут Кабинет Инструктор Время Отметка
  Оказание первой помощи при кровотечениях     950  
Оказание первой помощи при отравлениях и т.д. до 15 станций     1005  

Для учащихся младших классов проводится кругосветка “Правила безопасности в школьных помещениях”. Для учащихся 6-7 классов - “Гигиена одежды. Гигиена тела. Гигиена питания”.

В течение всего периода проведения “Марафона” действует конкурсная выставка рисунков и стенных газет “Выбираем здоровье”, учащиеся готовят выступления агитбригад.

Круглогодично ведётся работа с родителями, в виде родительских собраний, консультаций, встреч с психологами, врачами и совместных собраний с детьми.

Обязательные темы для родительских собраний:

  1. Фитодизайн, как метод создания здоровьесберегающей среды.
  2. Как разговаривать с ребёнком “Про это”?
  3. Нервные и психические заболевания школьников.
  4. Роль родителей в формировании полноценной личности своего ребёнка и т.д.

Заканчивается “Марафон” подведением итогов, награждением победителей, активных участников декады. Выступают лучшие агитбригады.

В течение всего года в классах проводятся классные часы, для проведения которых мы приглашаем различные общественные организации города, привлекаем родителей, студентов педагогического и государственного университетов.

Примерный план проведения классного часа для учащихся 8 класса по теме “Общение – как важный фактор формирования личности подростка”.

(Проводится на собрании, в присутствии родителей).

Человек становится личностью в результате общения и трудовой деятельности. Личность может быть, в зависимости от условий конкретной социальной среды:

  1. Гармоничной, либо – дисгармоничной.
  2. Широкой или односторонней.
  3. Пластичной и конфликтной и т.д

Осознание себя личностью у подростка происходит только в процессе общения.

Подросток осознаёт себя, свои качества, достоинства и недостатки в сравнении с другими людьми. Оценивая свои способности, успехи, внешность, свою роль в коллективе, подросток всё это переживая, пытается найти своё место в коллективе. Карл Маркс писал по этому поводу: “Люди, с которыми мы вступаем в отношения, являются для нас зеркалом, это обратная связь, позволяющая узнать и совершенствовать, или скорректировать своё “я””.

В результате трудовой деятельности человека формируются его нравственные качества, которые затем оттачиваются в общении. Именно в общении удовлетворяется много человеческих потребностей, которые для подростка особо важны, это –

  1. Потребность человеческих связей, их отсутствие приводит к появлению чувства одиночества.
  2. Самоутверждение – значимость для других (иначе возникает чувство неполноценности.)
  3. Потребность в привязанности позволяет ощутить взаимное тепло.
  4. Потребность в самосознании удовлетворяется в чувстве своей неповторимости, индивидуальности.
  5. Потребность в системе личностных взаимоотношений, объекте поклонения и т.д..

Для подростка характерны две сферы общения – взрослые и ровесники. При общении с взрослыми подросток выступает в роли ведомого. Но, тем, не менее, потребность во взрослом друге очень важна для ребёнка. И, он подсознательно ищет его, выдвигая при этом, очень высокие требования к своему взрослому другу. В данном случае большую роль играет совместная деятельность, что позволит подростку приобщиться к взрослой жизни. Но совместная деятельность должна быть “на равных”. Идеально, если таким другом выступает член семьи. Но, часто этому мешает недоверие родителей, отношения с позиции “верха”. В таком случае, подросток прекращает личностное общение с взрослыми, теряя возможность получения ценного жизненного опыта.

Взаимоотношения со сверстниками менее напряжены, легко регулируемы. Эти отношения дают больше возможностей для самовыражения, перебора и проигрывания различных социальных ролей, получения информации, наиболее для него значимой, в данный жизненный отрезок времени.

Но для развития гармоничной личности, подростку требуются друзья из разных сфер жизни. Одна сторона общения не может заменить другую, они лишь дополняют друг друга.

Основным видом трудовой деятельности ребёнка является учёба, во время которой и формируется основной круг общения. Важно, какое место занимает человек среди окружающего его мира, важно насколько он успешен. От этих факторов зависит самооценка человека, состояние его психики и, как следствие – состояние физического здоровья.

Определение самооценки.

  • Ребёнок должен нарисовать на листе бумаге круг или овал.
  • Если круг находится в центре, самооценка достаточно высокая.
  • Чем больше круг, тем выше самооценка. Если маленький круг находится вверху, самооценка снижена из-за внешних факторов, и наоборот.
В норме у подростка всегда высокая самооценка и уровень притязания. Но, если у него нарушена учебная, трудовая, спортивная деятельность – возникает внутренний конфликт и, как результат аффектность поведения. При хронических неудачах развивается комплекс неполноценности.

Общая схема развития личности.

  1. Врождённое наследственное физическое здоровье (база создаётся на первом году жизни).
  2. Уровень развития интеллекта, мышления (напрямую зависит от первого фактора).
  3. Среда жизни, общение с друзьями (дом, школа, улица).

В норме все три стороны жизни должны быть взаимосвязаны. Любые изменения вносят нарушения в процесс развития гармоничной личности.

Патологии в развитии личности.

Физическое здоровье слабое, часто его обижают, социум страдает, но много занимается, вырастает интеллект. И, тем не менее, такую личность нельзя считать гармонично развитой, так как для подростка общение является важной стороной жизни.
Может быть при слабом здоровье, ребёнок очень активен в общении, в таком случае его социум раздут, но страдает процесс обучения, что в итоге отрицательно действует на развитие личности. Это часто отрицательный лидер в классе.
С детства развит физически хорошо, привык полагаться на силу. Лидер. Хорошо, если занимается спортом, тогда может вырасти значение социума, а это приведёт к росту интеллекта. В таком случае, подросток станет гармонично развитой личностью. Иначе, это будет отрицательный лидер, с агрессивными наклонностями.

Можно достаточно много привести таких примеров, когда недостаточное развитие одной из сторон личности, приводит к деформации личностных качеств и характера.

Родители, должны понимать, что, наказывая подростка лишением общения, они только усугубляют проблемы поведения, отношения с родителями, обучения.

Грамотный родитель должен стремиться стать другом, или хотя бы, собеседником, для своего ребёнка, которому тот будет доверять. В таком случае, можно будет регулировать, и направлять личностные отношения подростка со сверстниками.

Оценивая свои способности, успехи, внешность, свою роль в коллективе, семье и, сравнивая себя с другими, подросток старается завоевать доверие и уважение окружающих. На основе соотношения между уровнем притязательности и реальными успехами у него формируется высокое или низкое самомнение. Чаще всего у подростка бывает высокая самооценка и уровень притязаний. Это необходимо воспринимать, как норму, однако, координируя отношения к окружающим ребёнка, людям.

При хронических неудачах возникает неуверенность в своих возможностях, которая отрицательно сказывается на формировании ребёнка как личности.

Наши партнёры:

  1. Психологический центр “Альтернатива”
  2. Томский центр “Планирование семьи для детей и подростков”
  3. Центр “Сибирь – СПИД – помощь”
  4. Центр “Здоровье”
  5. Томский военно-медицинский институт
  6. Томский политехнический институт
  7. Томский государственный педагогический университет
  8. Томский центр психического здоровья
  9. МЛПУ ЗОТ “Центр Медицинской профилактики”

Аналитический материал подготовила зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин

Литература:

  1. “В мире подростка”. Под ред. А.А. Бодалёва, М., “Медицина”, 1980.
  2. Д.Ж. Маркович “Социальная экология”, М., 1998.
  3. Н.В. Цыбуля “Фитонцидные растения в интерьере”, Новосибирск, 2001
  4. Энциклопедический словарь юного биолога, М., 1997.
  5. Энциклопедия для школьников. Т3. Биология., М., “Дрофа” 1998
  6. Б.Т. Величковский и др. “Здоровье человека и окружающая среда”, М.,1997
  7. О.С. Богданова “Нравственное воспитание старшеклассников”,М.,1998.
  8. Журналы “Биология в школе”.
  9. Приложение к газете “Первое сентября” - “Биология в школе”.