Использование информационных технологий в образовательном процессе для повышения познавательного интереса обучающихся

Разделы: Информатика, Начальная школа


Для повышения интереса к учебной деятельности можно использовать компьютерные технологии. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося.

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия всех анализаторов; развитию внимания и тактильной памяти. Стимулирует познавательную активность.

Одной из основных проблем обучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребёнка с игровой на учебную, что влияет на формирование познавательного интереса. Формирование учебной деятельности часто не совпадает с игровыми потребностями ребёнка и очень болезненно воспринимается им. Для более плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можно использовать возможности компьютерных технологий. Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является эффективным средством обучения. Применение графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создает благоприятный фон на уроках. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъём, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны этот метод о6учения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения для повышения познавательного интереса.

Возможные направления педагогического использования информационных технологий в начальной школе многообразны. Вот некоторые из них:

  1. Использование средств новых информационных технологий для усиления мотивации учения и стимулирования интереса учащихся благодаря новизне работы с компьютером и мультимедийным технологиям. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения.
  2. Развитие индивидуальных особенностей. Индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся Индивидуальная работа ребёнка за компьютером создаёт условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ученик работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
  3. Расширение возможностей получаемой учебной информации. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребёнка.

Урок математики с компьютерной поддержкой в 3 классе по теме: “Единицы времени. Сутки”.

Цель урока - выяснить признаки новой единицы времени, научить детей выполнять вычисления, решать задачи с единицей времени сутки с использованием мультимедийной презентации. Обеспечить проявление познавательного интереса благодаря использованию мультимедийной презентации.

Организационный этап. Урок проходит в компьютерном классе, ученики занимают места за партами. Проверяется готовность к уроку.

Целеполагание. Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы: “Единицы времени”.

Давайте вспомним, какие единицы времени нам известны.

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда. (Название единиц времени прикрепляется на доску в порядке убывания.)

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Назвали все, но одну не сказали. С ней познакомимся сегодня на уроке - сутки.

(Или: Вы назвали все единицы времени, даже ту, с которой сегодня познакомимся подробно).

Повторение ранее изученного материала.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о единицах времени. А на каком ещё уроке нам необходимы знания единиц времени?

На истории мы определяем с помощью ед.врем. даты и события.

23 декабря 1952 г. дата рождения школы.

У вас на столе лежат конверты, откройте их (каждому свой конверт)

В конверте:

- 1932г. год образования города Сокол,

-……. год и месяц рождения обучающегося,

23 декабря 2005 г. дата проведения урока.

- Назовите, какие даты вы знаете?

Две даты совпадают. Как вы думаете, что это может быть?

Да, наверное, это тоже чей-то день рождения. Но чей?

Сосчитайте, сколько лет в этом году исполняется нашей школе?

Ровно 53 года назад школа распахнула свои двери для первых учеников.

А какой подарок мы можем с вами подарить?

(Беседа о бережном отношении к школьному имуществу.)

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами на уроке поговорим о школе, познакомимся с новыми учителями. Т.к. у нас урок математики, что ещё будем делать?

- считать,

- решать задачи с использованием единиц времени.

- Мы будем говорить о новой единице времени.

Это сутки.

Тема нашего урока: “Единицы времени. Сутки”.

Проверка домашнего задания.

Давайте проверим домашнее задание.

Вспомните, какое домашнее задание вам было задано.

Детям задано составить летопись (жизнь по годам).

При составлении летописи, какие единицы времени вы использовали?

1 ученик объясняет:

- год рождения.

- год, когда пошёл в садик.

- год, когда пошёл в школу.

- год, когда исполнилось или исполнится 10 лет.

- год окончания начальной школы.

Молодцы, вы хорошо справились с домашним заданием.

Отработка навыка табличного умножения и деления.

Чтобы продолжить работу дальше на уроке, нужна помощь…..

Для этого решите примеры, а из ответов мы с вами соберём слово.

(Выдаются карточки с примерами, два уровня сложности.)

Решение примеров. Ответ каждого примера соответствует определённой букве.

У детей получается слово Куранты.

Объяснение нового материала.

Куранты - это самые главные часы у нас в стране. Они находятся в Москве на Красной площади, на Кремлёвской башне. Когда они бьют 12 раз, день закончен, и секундная стрелка с первым шагом вперёд по циферблату начинает отсчёт нового дня.

Через 12 часов куранты снова бьют 12 раз - это полдень.

Прошла половина суток, и через 12 часов - полночь. Прошли сутки. Часовая стрелка сделала 2 оборота по циферблату.

На сколько частей разделён циферблат? На 12 равных частей, значит, за сутки часовая стрелка сделает полных 2 оборота.

Как вы думаете, сколько в сутках часов?

В 1-х сутках 24 часа. Сутки –это день и ночь. Но мы с вами привыкли считать время днями, а не сутками.

А в школе есть самые главные часы? Почему? Подают звонок на урок, на перемену.

Решение задач с единицей времени сутки.

Сколько суток пройдёт с 4 часов вечера, когда вы уходите из школы до 4 часов вечера следующего дня? (1 сутки).

Сколько суток пройдёт с 12 часов дня, когда вы приходите в школу, до 12 часов следующего дня. (1 сутки)

Звенит звонок, и все ребята отправляются в кабинеты на уроки. Вы сейчас учитесь в начальной школе, и занимаемся мы с вами в одном кабинете. А с 5-го класса вы будете учиться на 2-м этаже, и у вас будут разные учителя. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

Учитель географии Галина Александровна подготовила для вас задачу (показ видеоролика).

Ребята! 2-я четверть самая короткая: в ней 2 месяца (ноябрь и декабрь). Попробуйте сосчитать, сколько ясных дней было в ноябре, если пасмурных и с переменной облачностью было 24 дня.

Ответ (показ видеоролика).

Молодцы, вы правильно сосчитали количество ясных дней в ноябре.

Их было 6.

Устали? Нужна физ.минутка, которую проведёт для вас учитель физической культуры Н.А.Стафеева.

Физ. минутка(показ видеоролика).

Семь ночей и дней в неделе.
Семь же суток в самом деле.
И прошу сейчас я вас,
Семь наклонов сделать враз.
2 и вправо,
2 и влево,
2 вперёд, один назад.
Молодцы! Все дружно сели.
За работу в тот же час.

Решение составной задачи.

Устали?

Предлагаю вам восстановить силы, а значит, подкрепиться. Идём в столовую! Но у наших уважаемых работников столовой одна проблема. Поможем им сосчитать, на сколько дней хватит муки, а для этого решим задачу(показ видеоролика).

В столовую привезли 2 мешка муки по 25 кг. На сколько дней хватит этой муки, если каждый день будем расходовать по 5 кг.

Анализ решения задачи.

По желанию ребята решают 2способом задачу.

Задание поискового характера.

На сколько дней хватит муки?

На 10 дней. А на сколько недель ?

Столовая сколько дней работает? А для школьной столовой, на сколько недель и дней хватит муки.

Вывод.

- С какой единицей времени вы познакомились?

Сутки.

- Что мы научились делать, используя единицу времени сутки?

- Какие задания оказались для вас легкими?

- Какие задания вызвали затруднения?