Развитие ценностных ориентаций учащихся второго класса в процессе литературного образования на уроках литературного чтения (программа "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Нравственность – это смешанный лес, корни которого уходят в почву, которую мы создаём, а вершины – в небо

В. Кротов

Учебно-методический комплект (УМК) по литературному чтению включает в себя:

  • программу О.В. Кубасовой;
  • Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003;
  • Кубасова О.В. Методические рекомендации “Учим читать” по литературному чтению к учебникам “Любимые страницы” для начальной школы 2 – 4 классы. Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

Тема “Развитие ценностных ориентаций учащихся 2 класса в процессе литературного образования на уроках чтения” является, на наш взгляд, наиболее актуальной и востребованной в условиях современного начального образования. В Федеральном компоненте государственного стандарта перед учителями начальной школы поставлены цели, одними из важнейших, на наш взгляд, являются:

  • воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
  • развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению.
  • Реализацию этих целей учитель может осуществить на уроках литературного чтения, где выделяются следующие ведущие цели:
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представления о добре и зле;
  • развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

По мнению автора программы Кубасовой О.В., “литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения” / Кубасова О.В. УМК “Гармония”, Издательство: Ассоциация ХХI век.- Смоленск, 2003/.

В УМК “Гармония”, по которому мы работаем, по предмету литературное чтение ставятся задачи, среди которых выделяются:

  • формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста;
  • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, а на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий.

Реализация этих задач приводит к приобретению следующих умений учащихся к концу второго класса:

  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильных ответов из ряда предложенных;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль произведения;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  • характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам.

Исходя из трёх составляющих линий образованности, заложенных в национально-региональном компоненте государственного стандарта, учащиеся при выходе из начальной школы должны знать о ценностях разных людей и народов в разные времена; уметь сравнивать точки зрения на ценности, обобщать, делать выводы; различать личные и общечеловеческие ценности; иметь представление о взаимосвязи человека с природой, осознавать ценность природы, условий жизни; понимать ценность знания, познания, информации.

С каждым годом всё заметнее меняется наша жизнь. Происходит переосмысление жизненных ценностей родителями, а значит, и детьми. Всё реже обращаются родители к художественным произведениям для детей (например, сказкам), в которых учат отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха. Отсутствие этих понятий является пробелом в воспитании ребёнка, в привитии ему духовно-нравственных качеств. Поэтому учитель, в первую очередь, данную проблему ставит во главу угла, и пытается провести некоторую коррекцию.

Данная работа имеет практический характер: она может быть использована в качестве методических рекомендаций для учителей начальных классов, является фундаментом для обучения детей в последующих классах. Опыт, накопленный на уроках литературного чтения, может быть использован учащимися на других уроках (русский язык, мир вокруг нас, ИЗО, музыка, математика, истоки и др.).

В современной школе явно видны следующие проблемы:

  • недостаточно высокий уровень культуры учащихся начальных классов;
  • низкий уровень сформированности духовно-нравственных качеств (любовь, согласие, доброта, взаимопомощь, дружба, терпение, милосердие и др.) детей, поступающих в начальную школу;
  • особенности микрорайона школы (удалённость от центра города, неготовность детей к восприятию нравственно-эстетических ценностей);
  • контингент учащихся (родители не формируют у детей духовно-нравственные ценности, культом семьи являются материальные ценности).

Опираясь на вышесказанное, проблему по развитию ценностных ориентаций учащихся 2 класса в процессе литературного образования на уроках литературного чтения мы считаем актуальной и поэтому на своих уроках уделяем этим аспектам большое внимание.

* * *

В программе “Гармония” большое значение придаётся развитию духовно-нравственных ценностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения.

Ценности – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самим по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах, нормах, идеалах и установках.

В учебнике “Любимые страницы” Кубасовой О.В. подобраны литературные произведения, которые формируют установки и идеалы у школьников (таблица 1).

Таблица 1

Формирование ценностных установок и идеалов на уроках литературного чтения

Установки и идеалы Авторы, произведения
В природе нет ничего лишнего, “вредного”; каждый элемент природы – будь то крапива, майский жук, соловей, - очень важен, поддерживает природное равновесие. В. Сухомлинский “Пусть будут Соловей и Жук”, Э.Шим “Жук на ниточке”, “Очень вредная крапива”
Ценности, оставленные нам в наследство и передаваемые из поколения в поколение: “Как аукнется, так и откликнется”, “За добро добром платят”. Русская народная сказка “Лиса и Журавль”, дагестанская сказка “Храбрый мальчик”
Если у тебя сердце отважного, мужественного, стойкого солдата, то, несмотря на клоунский наряд, ты таким и останешься и докажешь это в смертельном бою. С. Воронин “Храбрый клоун”
Надо уметь себя защищать. Ю. Юнгер “Белая роза”
Уметь видеть красоту природы вместе с автором, любившим свой край. С. Есенин “Черёмуха”, М. Исаковский “Ветер”, В. Рахманов “Одуванчики”
У каждого человека есть дело, приносящее пользу людям, в том числе и себе самому. С. Баруздин “Стихи о человеке и его делах”, В. Голявкин “В шкафу”
Надо быть мастером в своём деле, чтобы приносить миру добро и красоту. С. Пермяк “Волшебные краски”
Надо быть настоящим преданным другом, не менять своих друзей В. Осеева “Добрая хозяюшка”, “Три товарища”
Развитие сопереживания, сочувствия, сострадания; если ты делаешь доброе дело действительно для людей, то делай его безвозмездно. И. Дик “Красные яблоки”, В. Осеева “Просто старушка”
Воспитание любви к своей стране, любви, которая вырастает из неразрывной связи поколений. Это память о прошлом своей семьи, своего города, своей страны. К. Ушинский “Наше Отечество”, В. Орлов “Родное”, П. Воронько “Лучше нет родного края”, Г. Ладонщиков “Скворец на чужбине”

Ученик чувствует себя не случайным человеком, который почему-то родился в этой стране и ничем с ней не связан. Он – одно из звеньев в бесконечной цепи поколений. Ему надо будет передать память следующим поколениям, поэтому надо беречь всё, что сделали наши предки: храмы и старинные постройки, могилы великих людей, героев, могилы дедов.

Практически на каждом уроке в 2005 году мы говорили о той знаменательной дате, которую отметила наша страна в мае месяце. Это 60-тилетие со Дня Победы. 22 июня 1941 года война постучалась в каждую семью, коснулась всех, поэтому ребята не остаются безучастными к рассказам о пионерах – героях, подвигам солдат, труженикам тыла, приближавшим победу у станков. С большим интересом ученики посещают музеи (ВДВ), выставки, экскурсии по памятным местам нашего города, слушают рассказы ветеранов ВОВ, принимают участие в концертах, организованных для ветеранов. Ребята участвовали в конкурсе “Наша Победа”, который проводился Главой администрации города Екатеринбурга. Мы создали книгу “Они приближали Победу”. В неё вошли сочинения учеников второго класса о своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне, и тружениках тыла, ковавших победу у станков.

На эту поисково–исследовательскую деятельность ребята были смотивированы на уроках литературного чтения в процессе изучения очерка К. Ушинского “Наше Отечество”, стихов поэтов о родном крае (П. Воронько “Лучше нет родного края”, В. Орлов “Родное” и другие).

Методические рекомендации к проведению уроков литературного чтения во втором классе

Очерк К.Ушинского “Наше Отечество”

Ребята определяют лексическое значение слов: Отечество, родина, государство. Знакомятся с символами нашей страны (флагом, гербом). К этому были привлечены учащиеся 6-ых классов, которые делали доклады о гимне, гербе и флаге России. Затем учитель знакомит учащихся с текстом.

После первичного восприятия ученикам предлагаются разноуровневые вопросы:

1 уровень: найди из текста и прочитай, почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью.

2 уровень: как вы объясните смысл следующих пословиц:

ЖИТЬ – РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.

РОДИНА – МАТЬ, УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ.

ДЛЯ РОДИНЫ СВОЕЙ НИ СИЛ, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.

ВСЯКОМУ МИЛА СВОЯ СТОРОНА.

Какая из данных пословиц соответствует содержанию текста?

3 уровень: какая пословица из выше перечисленных лишняя и почему? Определи, о чём этот текст?

Данные задания помогают детям осознать свою причастность к великому государству, они учатся любить, уважать, ценить свою страну, заботиться о ней. Дети говорят о том, что любовь к Родине рождается из любви к своему краю, улице, школе, семье. Они видят в своей Родине мать, которая верит в их будущее, надеется на них, что в трудный момент они защитят её, как это сделали в прошлом их деды, прадеды…

После этого урока была экскурсия по городу, его историческим местам. Своё отношение к увиденному дети выразили в сочинениях.

С. Есенин “Черёмуха”

Анализируя стихотворение С. Есенина “Черёмуха”, мы обращаем внимание на то, как поэт ценил свой край, весеннюю природу, видел и замечал то, на что не обращали внимания другие.

Цель урока: продолжить формирование таких ценностей, как любовь к своему краю, бережное отношение к природе.

Перед прочтением стихотворения ребятам задаётся вопрос, который нацеливает их на внимательное слушание, например:

Почему автор так назвал стихотворение?

Что вы почувствовали во время слушания стихотворения?

Что автор хотел сказать в этом стихотворении?

После прочтения стихотворения учителем ребята отвечают на поставленные вопросы, выражают своё отношение, свои чувства и эмоции, делятся впечатлениями.

Следующим этапом работы является словесное рисование. Этот вид работы наиболее труден детям. Мы рисуем не общую картину, а опираемся на четверостишие, находим центральный образ, данный в этом произведении. На уроках риторики мы учимся создавать тематические цепочки, и это умение начинаем применять на уроках литературного чтения при словесном рисовании картин. За этим этапом следует работа над выразительным чтением стихотворения. Ребята получают карточки “Правила выразительного чтения”:

Читайте медленно.

После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу.

Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

(вслух читают 1 – 2 ученика)

Далее следует работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.

1 уровень: отметьте в тексте непонятные вам слова.

2 уровень: определите значение данных слов по словарю.

Знакомство ребят с выразительными средствами – эпитетами и сравнениями, выделение их в тексте, показ значимости для лирического художественного произведения (они делают речь выразительной, яркой, точной, красочной).

Знакомство ребят с центральным и второстепенным образом стихотворения (черёмуха – центральный образ, воплощает в себе образ красивой кудрявой девушки; ручей – второстепенный образ, представляется юношей).

Стихи С. Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства, и одно из них - любовь. Ею наполнена окружающая нас природа, она проявляется в отношениях между людьми.

Рефлексия: ребята отвечают на вопросы:

Что произвело наибольшее впечатление?

Что нового узнали?

Какие задания показались интересными?

Для чего нужна такая работа со стихотворениями?

Домашнее задание носило разноуровневый характер:

  • 1 уровень: подготовить выразительное чтение стихотворения “Черёмуха”.
  • 2 уровень: красками нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.
  • 3 уровень: выучить стихотворение наизусть.
  • 4 уровень: сделать письменный анализ стихотворения по плану.

Любовь к своему краю, к своему языку, к людям, живущим рядом, мы продолжаем развивать на уроках русского языка (Приложение 1).

А. Гайдар “Совесть”

Ребята слушают текст в записи. Разговор с детьми начинается с вопросов:

  1. Могла ли подобная ситуация быть на самом деле?
  2. Был ли раньше такой случай в жизни Нины?
  3. Докажите, что это произошло в первый раз (слёзы девочки).
  4. Почему плакала Нина?

Ребята задумываются над смыслом слова “совесть”, над тем, какого человека называют “бессовестным”, смогут ли они дружить с таким. А если бы Нина была их другом, как бы они помогли ей? Второклассники говорят о том, что друзья помогают человеку стать лучше, исправить ошибку.

Дети рассуждают над смыслом пословицы “Совесть без зубов грызёт”. Им предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

  1. Был ли в вашей жизни случай, за который вам стало стыдно?
  2. Что хотел нам сказать А. Гайдар своим рассказом?

Давая оценку поступкам действующих лиц, дети непроизвольно оценивают самих себя: “А как бы я поступил на месте героя?”, что является могучим средством самовоспитания.

На уроке происходит формирование мировоззрения:

  • формирование личных качеств человека (самостоятельности, честности, смелости);
  • формирование ценностных ориентиров школьников.

Особую важность в ходе учебного процесса приобретают коллективные беседы и устные высказывания учащихся на темы, имеющие воспитательное значение. Эти беседы должны быть сориентированы на воспитание в детях определённых качеств на преодоление недостатков. Все ребята принимают участие в обсуждении, никто не остаётся безучастным, так как данная проблема. поднятая в произведении, близка и понятна.

Е. Пермяк “Волшебные краски”

Первый раз ученики слушают рассказ в исполнении своих сверстников, которые заранее подготовились к выразительному чтению.

Далее учитель ставит перед ребятами проблемные вопросы, призванные будить интеллект ребёнка, ведь им предстоит разобраться в нравственном затруднении:

  1. Правы ли люди, обвинив мальчика в злонамеренных поступках?
  2. Правильно ли сделал Дед Мороз, подарив мальчику волшебные краски?

Ученики анализируют образ главного героя: мысли и чувства мальчика, черты характера.

Дети учатся судить об основных качествах мальчика, оценивать героя не только по поступкам, но и по мотивам:

  • выделяют свойства характера героя;
  • называют авторские слова, косвенно характеризующие героя (выражение лица, поза, жесты, интонация).

Работа над идеей произведения: побуждение детей к формулированию идеи произведения и к высказыванию собственного отношения следует после всех раздумий о прочитанном:

  1. Жаль ли вам мальчика?
  2. Можно ли помочь главному герою?
  3. Почему последние картины главного героя стали прекрасными? Как он этого добился?
  4. Как простые краски превратились в волшебные?
  5. Найдите и прочитайте в тексте ту часть, в которой выражена главная мысль. Согласны ли вы с ней?

На дом ребятам предложены задания с разным уровнем сложности:

  1. Представьте, что вы получили в подарок волшебные краски. Что бы вы нарисовали ими? Нарисуйте красками.
  2. Напишите сочинение: что бы ты хотел нарисовать волшебными красками?

По словам К.Д. Ушинского, “чтение – это упражнение в нравственном чувстве”, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.

* * *

По мнению Е.Б. Бабошиной, “образование, являясь частью культуры, развивает и трансформирует в себе культурные особенности в форме ценностей, традиций, норм, придаёт им в своей специфической деятельности по формированию образа нового человека определённую тональность…” (Бабошина Е.Б. Культура в “зеркале” образования” // ж-л “Образование и наука”.- 2001 г.- № 5).

Резюмируя вышесказанное, на каждом уроке, работая с произведениями разных жанров (очерк, стихотворение, рассказ), мы формируем у детей духовно–нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана.