Проект нового хозяйственно-экономического механизма в организации деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад "Березка" п. Зеленоборск

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель проекта.

На основе реализации нового хозяйственно-экономического механизма обеспечить формирование высокоэффективной системы услуг, отвечающей образовательным потребностям населения поселка Зеленоборск.

Задачи проекта.

  1. Способствовать стабилизации и укреплению хозяйственно-экономического положения МДОУ детский сад “Березка”.
  2. Удовлетворять потребности населения поселка в разнообразных образовательных услугах.
  3. Создавать условия для профессионального роста педагогических кадров.

Актуальность проекта.

В преддверии грядущих реформ в образовании (введение предшкольного обучения детей 5-6 лет и долевое финансирование дошкольных образовательных учреждений) возникает серьезная угроза для сокращения числа детей и даже закрытия некоторых дошкольных учреждений. Необходимость смягчить последствия этих реформ для своего учреждения, предугадать возможные потери в штатах, в количестве воспитанников требует сегодня от руководителей образовательных учреждений разработки особой хозяйственно-экономической стратегии, умения предвидеть предстоящие изменения и гибко перестроить деятельность вверенных им учреждений.

Никто не может сохранить прежние взаимоотношения и гарантии государства и общества перед образовательными учреждениями, а особенно перед ДОУ, в связи с переходом в рыночную экономику.

Очень важной причиной для разработки нового хозяйственно-экономического механизма является снижение платежеспособности и уровня образовательной культуры населения. Особенно заметно это в небольших поселках и селах, где уровень жизни не высок, большой процент безработного населения.

Такая ситуация возникла в настоящее время и в поселке Зеленоборск. Анализ состава семей воспитанников детского сада за 2005-2006 учебный год по их семейному положению выявил следующие цифры:

  • на 130 воспитанников детского сада приходится 122 семьи, или 236 родителей;
  • из 122семей – 85 полных (70%), с зарегистрированным браком и наличием обоих родителей; 10 семей(8%) живут в гражданском браке, в 27 семьях (22%) детей воспитывает одна мать;
  • из 85 полных семей 8 семей (9%) находится в состоянии развода;
  • в настоящее время детский сад посещают дети из 17 многодетных семей (14%), в 2-х семьях родители являются инвалидами 1 и 2 групп.

По профессиональному составу родителей выявлено следующее:

  • из 236 родителей трудятся рабочими 110 человек;
  • 55 – безработные и домохозяйки;
  • в частных предприятиях (в основном – продавцами) работает 17 родителей;
  • служащими является 38 родителей, и только 16 родителей работает в сфере интеллектуального труда (педагоги детского сада, школы и др.).

По уровню образования родителей получены следующие цифры:

  • высшее образование имеет 21 человек;
  • среднее профессиональное образование имеет 53 человека;
  • начальное профессиональное образование и общее среднее образование имеет 181 человек.

В первом полугодии 2005 года из 132 детей МДОУ д/с “Березка” 63 ребенка воспитывалось в малоимущих семьях. В настоящее время число таких семей составляет 60.

Сегодня мы не предлагаем родителям иных форм содержания детей, кроме как 12-часовой режим пребывания, стараясь сохранить финансирование и штаты. Завтра такая ситуация может оказаться роковой – потеря воспитанников, уменьшение бюджетного финансирования.

Поэтому надо смотреть реальности в глаза и стремиться как можно быстрее менять хозяйственно-экономический механизм образовательного учреждения.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  1. Будет 100% востребованность дошкольного образования в поселке.
  2. Осуществится стабильное функционирование и развитие МДОУ д/с “Березка” в интересах детей, семьи, общества.
  3. Расширится сеть образовательных услуг (бесплатных и платных).
  4. Появятся новые источники финансирования МДОУ д/с”Березка”.

Описание проекта.

Проект нового хозяйственно-экономического механизма дошкольного образовательного учреждения детский сад “Березка” является долгосрочным проектом, рассчитанным на его реализацию в течение 4-х лет.

Особо значимыми для реализации проекта выделены следующие подсистемы и элементы хозяйственно-экономического механизма:

1. Экономическая подсистема. Она включает в себя:

  • планирование
  • финансирование
  • использование финансовых средств
  • экономический анализ и контроль
  • стимулирование

2. Правовая подсистема. Она включает в себя:

  • федеральное законодательство
  • региональное законодательство
  • нормативные акты органов местного самоуправления.

3. Организационно-управленческая подсистема. Ее составляющие элементы:

  • аппарат управления в МДОУ детский сад “Березка”
  • формы управления
  • методы управления
  • система государственной оценки качества образовательной работы.

В настоящем проекте основной упор сделан на развитие экономической подсистемы хозяйственного механизма. В нем предпринята попытка объединить все подсистемы хозяйственного механизма в образовании и связать их с общеэкономической системой городского поселения Зеленоборск.

Исходная база для реализации настоящего проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад “Березка” имеет с 1995 года, со времени передачи в муниципальную собственность, финансово-экономическую и хозяйственную самостоятельность с получением статуса юридического лица и открытием собственных расчетных счетов.

На основе программно-целевого принципа управления в МДОУ д/с “Березка” в настоящее время проводится серьезная организационно-управленческая работа по увеличению каналов финансирования, осуществляется сравнительный анализ уровня расходов и целенаправленного снижения затрат, не имеющих непосредственной связи с образовательным процессом.

Наряду с позитивными изменениями, происшедшими за последние годы в МДОУ д/с “Березка”, выявились противоречия между потребностью в новых экономических отношениях и наличием несовершенной организационно-управленческой подсистемой и нормативно-правовой базой. Иными словами, экономическая подсистема, хоть и важнейшая, но всего лишь часть хозяйственного механизма, а потому не может эффективно функционировать, если организационно-управленческая и правовая подсистемы не вполне соответствуют изменившимся экономическим отношениям.

Анализ деятельности МДОУ д/с “Березка” позволяет утверждать, что экономическая подсистема, являющаяся базисной частью хозяйственного механизма, наиболее эффективно будет функционировать при адекватной организационно-управленческой и правовой подсистемой.

Основные направления работы в рамках настоящего проекта.

В настоящем проекте разрабатывается новая организационно-управленческая подсистема хозяйственного механизма, а также продолжается разработка экономической подсистемы, уточняется локальная нормативно-правовая база.

Организационно-управленческая подсистема.

Для реализации данного проекта важнейшим направлением нашей работы станет разработка динамической модели организационной структуры управления дошкольным учреждением, отражающей цели и задачи управляющей и управляемой подсистем.

В основу управленческого регулирования закладывается современная система педагогического и экономического мониторинга, основанная на применении современных информационных технологий.

Система мониторинга общего развития подкрепляется и дополняется системой государственной оценки качества образовательной работы в процессе аттестации и аккредитации, которые наше дошкольное образовательное учреждение успешно прошло в феврале 2005 года.

Экономическая подсистема.

Основной задачей экономической подсистемы является достижение максимальной реалистичности и обоснованности всех финансовых планов. С целью решения поставленной задачи более рационального использования бюджетных средств в настоящее время активно используется труд лиц, стоящих на учете в районном центре занятости населения в летний период, ведется контроль за потребляемыми ресурсами, что в итоге позволяет нам выходить на обоснованное нормирование финансовых затрат по соответствующим статьям сметы расходов.

Переход на работу дошкольного образовательного учреждения в условия финансово-экономической самостоятельности заставляет административно-управленческий персонал детского сада активно изучать и внедрять различные методы экономического анализа, осваивать новые информационные технологии. Будет продолжена разработка эффективной системы материального поощрения работников детского сада.

Правовая подсистема.

В данной подсистеме планируется обеспечить локальными нормативно-правовыми актами все инновации, осуществляемые в рамках настоящего проекта.

Этапы реализации проекта нового хозяйственно-экономического механизма дошкольного образовательного учреждения детский сад “Березка”.

1. Первый этап. Подготовительный. 2005 -2006 г. г.

Правовая подсистема.

- Изучение федерального законодательства, регионального законодательства и нормативных актов органов местного самоуправления по бюджетному и внебюджетному финансированию ДОУ.

- Изучение налогового законодательства РФ.

- Изучение нормативно-правовой базы деятельности Попечительского совета.

- Изучение нормативно-правовой базы индивидуальной педагогической деятельности.

Экономическая подсистема.

- Экономический анализ действующей системы финансирования ДОУ.

- Маркетинг: изучение спроса родителей на образовательные услуги.

- Планирование: составление бизнес-плана на ближайшую перспективу.

- Использование финансовых средств: “аутсорсинг” (вне ресурсов) – оказание образовательных и иных услуг по договорам для организаций и учреждений п. Зеленоборск.

- Стимулирование: разработка Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников МДОУ д/с “Березка” на 2006 г.

Организационно-управленческая подсистема.

- Аппарат управления: привлечение единомышленников для подготовки и реализации проекта нового хозяйственно-экономического механизма деятельности МДОУ.

- Формы управления: разработка пиар-рекламы, выдвижение лозунга

“Детский сад – открытое образовательное пространство”

- Методы управления: разработка модульной системы подготовки педагогических кадров.

- Новые информационные технологии: открытие электронной почты в детском саду.

2. Второй этап. Частичная реализация проекта. 2006-2007 г. г.

Экономическая подсистема.

- Планирование: реализация краткосрочного бизнес-плана (2005-2006 г. г. ), подготовка долгосрочного бизнес-плана (2006-2008 г. г. )

Финансирование: использование внебюджетных средств через предоставление платных образовательных услуг; выход на районный и (или) региональный гранты с проектом “Детский сад как открытое образовательное пространство”; создание Попечительского совета на территории городского поселения Зеленоборск.

- Использование финансовых средств: продолжать использовать систему работы на договорных основах с организациями и предприятиями поселка по системе “аутсорсинга”; открытие различных групп развития детей.

- Экономический анализ и контроль: мониторинг предоставляемых платных образовательных услуг и эффективности реализации нового хозяйственного механизма.

- Стимулирование: разработка дополнительных дифференцированных мер стимулирования работников ДОУ.

Правовая подсистема.

- Подготовка нормативно-правовой базы для новых форм внебюджетной деятельности: открытия групп кратковременного пребывания; оказания платных дополнительных услуг; создания Попечительского совета.

- Заключение договоров с предприятиями и организациями на предоставление услуг ДОУ (образовательные, просветительские, хозяйственные, интеллектуальные, художественно-эстетические).

Организационно-управленческая подсистема.

- Аппарат управления: подготовка резерва административно-управленческого кадров.

- Формы управления: внедрение корпоративной культуры в коллективе; самоаудит образовательной и хозяйственно-экономической деятельности.

- Методы управления: подготовка педагогов по модульной системе с целью интеграции различных направлений педагогической деятельности.

3. Третий этап. Реализация проекта нового хозяйственно-экономического механизма в деятельности ДОУ. 2007-2008 г. г.

Экономическая подсистема.

- Планирование: реализация долгосрочных бизнес – планов.

- Финансирование: работа Попечительского совета; спонсорство; выход на гранты; широкое использование внебюджетных средств.

- Использование финансовых средств: система “аутсорсинг”; платные дополнительные услуги; различные группы развития детей.

- Экономический анализ и контроль: маркетинг и мониторинг, аудит использования внебюджетных средств.

- Стимулирование: гибкое материальное стимулирование работников в зависимости от личного вклада каждого в развитие ДОУ.

Правовая подсистема.

- Совершенствование нормативно-правовой базы для внебюджетного финансирования ДОУ.

Организационно-управленческая система.

- Аппарат управления МДОУ: подготовка к работе в условиях финансовой самостоятельности.

- Формы управления: совершенствование корпоративной культуры у работников МДОУ.

- Методы управления: создание модульной системы управления.

- Система государственной оценки качества образовательной работы: подготовка к аттестации и аккредитации МДОУ – самоанализ и самооценка деятельности.

Промежуточные результаты реализации проекта.

  • Изучены документы федерального законодательства, подготовлены локальные акты по МДОУ для создания Попечительского совета как некоммерческой общественной организации.
  • Изучается налоговое законодательство РФ для получения льготы при оказании платных дополнительных услуг.
  • Проведен анализ системы финансирования МДОУ за предыдущие 3 года, утверждены сметы расходов по бюджетному и внебюджетному финансированию на 2006 год, направленные на развитие МДОУ (строительство нового здания, создание условий для оказания дополнительных образовательных услуг).
  • Проведен мониторинг среди родителей по оказанию дополнительных платных услуг, который выявил активное желание родителей: из 64 человек хотят оплачивать занятия детей в танцевальном кружке 37 человек, занятия логоритмикой – 31 человек, в изостудии- 40 человек, занятия по компьютерной программе по коррекции развития речи – 31 человек.
  • Составлен бизнес-план на 2005-2006 годы, направленный на развитие МДОУ.
  • Успешным было в 2005 году взаимосотрудничество МДОУ с организациями и учреждениями поселка в рамках договоров и совместных планов работы: со средней школой, Домом культуры, библиотекой, спортивным комплексом “Олимп”,участковой больницей, домом комплексного социального обслуживания.
  • Действующее в 2005 году Положение о стимулировании труда работников труда работников МДОУ д/с “Березка” способствовало росту оплаты труда, явилось стимулом для повышения эффективности педагогической деятельности.
  • Привлечены единомышленники для реализации проекта, создана творческая группа в составе специалистов и воспитателей МДОУ.
  • Успешно реализуются в МДОУ инновационные технологии и направления: интеграция в образовательной деятельности, проектный метод и региональный компонент в организации учебно-воспитательного процесса.
  • Реализованы в жизнь проекты: “Интеграция учебно-воспитательного процесса в ДОУ”, “Мой родной поселок”, готовится к реализации проект психолого-педагогического просвещения родителей “Отличники детства”.
  • Обобщен опыт педагогического сотрудничества с родителями МДОУ, на ежегодной традиционной родительской конференции в апреле 2005 года выдвинут лозунг “Детский сад- открытое образовательное пространство”.
  • Разрабатывается модульная система подготовки кадров с активным освоением педагогами современных информационных технологий.
  • Открыта электронная почта в МДОУ по адресу:Sadic 53,E mail @. ru
  • Педагогический коллектив значительно повысил свой профессиональный уровень:95% педагогов прошли курсы повышения квалификации, 88 % педагогов имеют квалификационные категории, высшее и незаконченное образование имеет 50% педагогов.
  • Имеются все предпосылки для успешной реализации проекта нового хозяйственно-экономического механизма в организации деятельности МДОУ д/с “Березка”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Рисунки 1, 2, 3

Рисунок 4

Рисунок 5