Тема урока: Сопротивление. Закон Ома". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • Образовательная: Знакомство с новым материалом, работа по формированию навыков (сравнение физических величин, построение графиков), усвоить зависимость между физическими величинами, закрепление знаний и умений.
  • Развивающая: развитие навыков и умений( сравнивать, составлять таблицы, анализировать результаты опыта, формулировать выводы) самостоятельности мышления и интеллекта, грамотной устной речи
  • Воспитательная: воспитание мировоззренческих понятий (познаваемость мира, причинно-следственные связи в окружающем мире). На примере биографии Г.Ома показать роль ученого в развитии науки.

Оборудование урока: портрет Г.Ома, видеодвойка, раздаточный материал, видеофильмы “Школьный физический эксперимент”, авометр.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Мотивация

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу,
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.

(Краткое вступление с рассказом о себе, представление классу).

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной характеристикой электрического тока – напряжением и его измерением.

Девиз нашего урока:

Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь; предела для знания нет.

ФИРДОУСИ (Персидский и таджикский поэт, 940-103

Прием “мордашки”. На столах у ребят лежат карточки с изображением мордочек человечков.

Вопрос: С каким настроением вы пришли на урок?

3. Повторение.

Запишите в тетради тему урока. На столах находятся таблички. Задание в течение 3 минут заполнить сведения о силе тока и напряжении.

Вопрос Сила тока Напряжение Сопротивление
Обозначение      
Формула      
Единица измерения      
Обозначение единицы измерения физической величины      
Прибор для измерения      
Обозначение прибора на схеме      
Включение прибора в электрическую цепь      

После заполнения: проверка на доске (вызвать учащихся, тех, кто справился). Задание: рассказать о силе тока, напряжении. Два ученика у доски заполняют таблицу и отвечают на вопрос, остальные проверяют правильность заполнения таблиц.

4. Изучение нового материала

Электрическое сопротивление – физическая величина, которая является причиной препятствующей прохождению тока (сравнение с рекой). Причиной сопротивления является взаимодействие электронов с ионами.

(учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют сведения в таблице о электрическом сопротивлении).

R – сопротивление.

Единица измерения – 1 Ом. Названа в честь немецкого физика Г.Ома. (Учитель рассказывает об ученом)

1 Ом – это сопротивление такого проводника, в котором при напряжении 1 В сила тока равна 1 А.
1 мОм = 0,001 Ом
1 кОм =1000 Ом
1 МОм = 1000000 Ом

Разные проводники имеют разное сопротивление, т.к. различны их длина, толщина и строение.

Прибор для измерения – омметр.

Включается параллельно к участку цепи, на котором измеряют сопротивление.

Через кожу ток проходит через сальные и потовые железы. Электрическое сопротивление определяется в основном сопротивлением поверхностного слоя кожи – эпидермиса. Тонкая , нежная и особенно покрытая потом или увлажненная кожа, а также поврежденная кожа хорошо проводит электрический ток. Сухая, огрубевшая кожа является плохим проводником. Сопротивление тела человека составляет от 0,5 до 100 кОм.

Задача: Определить сопротивление своего тела с помощью омметра.

Проблемная ситуация: как связаны между собой сила тока в проводнике, напряжение на его концах и сопротивление проводника?

Для ответа обратимся к опыту (просмотр видеофильма из “Школьного физического эксперимента”. Постоянный ток).

А) R = const.

I 0,4 А 0,6 А 0,8 А
U 2 В 3 В 4 В

По данным таблицы строится график. Делают вывод, что сила тока прямо пропорциональна напряжению

Б).

І 1 А 2 А 4 А
U 4 Ом 2Ом 1 Ом

Учащиеся анализируют результаты опыта. Строят график зависимости. Вывод: Сила тока обратно пропорциональна напряжению.

Сила тока прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка.

U= IR, R=U/R

Сопротивление не зависит ни от силы тока, ни от напряжения.

5. Закрепление.

Работа с учебником упр.19(1,2,3) с. 102-103.

Учащиеся решают задачи у доски и самостоятельно в тетрадях.

6. Задание на дом.

§ 42, 43, 44.

7. Итог урока.

Оцените свою работу за урок.

  • Если вы поняли материал, можете его рассказать и объяснить, то поставьте себе “5”.
  • Если материал поняли, но есть некоторые сомнения в том, что вы сможете его воспроизвести, то “4”.
  • Если материал усвоен слабо, то “3”.

Кто поставил себе “5”?

Почему вы уверены, что оценили себя верно?

Поднимите “мордашки”. С каким настроением у нас закончился урок.

Урока время истекло
Я вам ребята благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.