Стендовый урок литературного чтения: "Произведения о родной природе" (по программе "Начальная школа XXI в."). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: усвоение нового материала. Урок начинает цикл занятий по теме “Произведения о родной природе”.

Что было до урока?

В самом начале была проведена предварительная работа:

  • конкурс чтецов (что позволило расширить читательский опыт учащихся через слушание и чтение наизусть);
  • выставка рисунков;
  • в рамках общешкольного мероприятия, ребята приняли участие в фестивале “Золотая осень”.

Для урока были выбраны следующие дидактические средства:

1. печатные пособия:

  • портреты А.С. Пушкина и Георгия Алексеевича Скребицкого;
  • репродукция картины Исаака Левитана “Золотая осень”;
  • таблицы иллюстраций для составления плана-схемы (такой план с эскизным рисунком позволяет учащимся увидеть место и время действия; глубже познакомиться с героями произведения);
  • модели обложек к стихотворению А.С. Пушкина и рассказу Георгия Скребицкого;
  • поэтические карточки с отрывками из стихотворений.

2. проекционный материал:

  • магнитофонная запись П.И. Чайковского “Осенняя песня” из цикла “Времена года”

Структура урока

Структура урока – это несколько этапов урока.

В своем уроке я выделила:

  1. подготовка к восприятию новой темы;
  2. первичное слушание произведения А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало”;
  3. беседа после первичного слушания;
  4. работа с текстом произведения;
  5. физическая минутка;
  6. работа с произведением Г. Скребицкого “Осень”;
  7. сравнение стихотворения Пушкина и Скребицкого и выход на итог по уроку.

А теперь я предлагаю посмотреть, как один этап урока вытекает из другого, усложняя работу учащихся, заставляя мыслить ребенка и работать на более высоком уровне.

I. С целью развития творческого воображения, учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение П.И. Чайковского “Осенняя песня”.

Далее идет работа по картине Левитана “Золотая осень”, в ходе которой используется прием введения в воображаемую ситуацию (уголок природы – послушаем, почувствуем: звуки, запахи и т.п.).

II. На следующем этапе, для создания целостного представления о произведении, учитель читает стихотворение А.С. Пушкина наизусть.

III. Затем начинается беседа после первичного слушания:

  • где задаются лишь эмоционально-оценочные вопросы.
  • проводится самостоятельная работа в тетради;
  • определение темы, жанра произведения;
  • самостоятельное выделение фамилии автора.

Эта работа позволяет мне выяснить, как учащиеся восприняли произведение, каково их отношение к произведению, потому что следующий этап работы:

IV. Работа с текстом произведения.

  • На этом этапе для совершенствования навыка чтения, учащимся предлагается прочитать стихотворение самостоятельно (по выбору) (вид чтения: “про себя” или “вслух”).
    Для хорошо читающих – дополнительное задание в тетради.
  • Попутно проводиться лексическая работа (объяснение смысла незнакомых слов учащимися, путем подбора синонимов).
  • Аналитическое чтение (понимание содержания).
  • Работа с иллюстрацией.

V. С целью поддержки двигательной активности учащихся проводиться физическая минутка.

Отдохнув, мы переходим к следующему этапу:

VI. Работа с произведением Георгия Алексеевича Скребицкого “Осень”.

Для меня на этом этапе важно показать ребенку его умение работать с текстом, поэтому я использую такие способы:

  • фронтально-комментированное чтение (с делением текста на смысловые части под руководством учителя);
  • составление плана-схемы;
  • попутно идет выборочное чтение и формируются понятия сравнения.

VII. На следующем этапе проводится работа в группах.

  • Весь класс предварительно делится на 4 группы:

а) по желанию учащихся;
б) с кем приятно работать.

  • Предлагается учащимся выбрать то произведение, которое

а) им ближе;
б) больше понравилось и сделать модель обложки.

  • С целью поддержки двигательной активности, учащиеся работают на этом этапе стоя (после проверки).
  • Обложка дает закрепить те навыки и умения, которые приобретены на предыдущих уроках.

Таким образом, моделирование обложек позволяет выйти на сопоставительный анализ этих произведений, где учащиеся сравнивают 2 произведения, закрепляя знания, полученные на уроке.

И, наконец, мы делаем выводы:

  1. произведения объединены одной темой; имеют заголовок; это авторские произведения;
  2. произведения Пушкина и Скребицкого написаны в разных жанрах и разными авторами.

Право сделать эти выводы предоставляется каждому ребенку самостоятельно.

VIII. После остается подвести итог, дать оценку достижений цели урока через самоанализ деятельности учащихся - это оценка их труда. Предлагается раскрасить листочек дерева:

а) зеленый – если я работал и чувствовал себя хорошо;
б) желтый – мне было неуютно на уроке;
в) красный – было плохое настроение.

Домашнее задание дается по выбору.

Итак, каждый этап урока, кроме того, что служит общей цели, имеет свою учебную задачу: отработка тех или иных учебных навыков.

Одновременно на каждом этапе можно увидеть, в чем возникают сложности, где требуется дополнительная работа.

Урок закончен, но за этим остается большая работа учителя. Это приемы и методы, которые подбираются к уроку:

  1. словесные
  2. наглядные:
    - иллюстрации
    - демонстрация
  3. практические методы
  4. частично-поисковый метод (учащиеся должны уметь самостоятельно видеть сходство и различие произведений, доказывать; учиться делать выводы).

Чтобы урок достиг поставленных целей, я отобрала такие виды и формы деятельности:

  • групповая
  • индивидуальная
  • фронтальная

Проведённый урок показал, что ребята успешно усвоили тему урока: сумели выделить фамилию автора и заглавие произведения, используя моделирование обложек; сравнивали произведения разных авторов; анализировали, выделяли главное, обобщали и систематизировали. Чувствовалось, что дети понимают красоту осенней природы не только в реальной жизни, но и через поэтическое восприятие.

Достаточно сложный, но важный урок прошёл в тёплой атмосфере. Зелёный листопад, из нарисованных листочков, доказал, что урок ребятам понравился.

Приложение