Разработка урока — пресс-конференции "Физики – лауреаты Нобелевской премии"

Разделы: Физика


Тип урока: пресс-конференция

Задачи урока:

Обучающая:

  • Сформировать в ходе урока представление о самопроизвольной радиоактивности , об основных следствиях теории относительности, о свойствах рентгеновских лучей, принципе работы и типах лазеров.

Развивающая:

  • Развивать в ходе урока познавательный интерес к физике на примере жизни и деятельности ученых: Эйнштейна, Рентгена, супругов Кюри, Басова и Прохорова. Развивать ораторское искусство, умение выступать публично и грамотно отвечать на поставленные вопросы.

Воспитывающая:

  • Способствовать патриотическому воспитанию учащихся, на примере высказываний великого Абая. Воспитывать чувство коллективизма и ответственности, эстетические качества личности.

Методы обучения:

  • словесный (лекция, рассказ, беседа)
  • практический (выполнение редакционных заданий)
  • наглядный (видео, рисунки, кодоскоп)

Оборудование:

  • галерея Нобелевских лауреатов (портреты),
  • история физических открытий (годы открытий, ученые),
  • пресс-центр,
  • портрет Нобеля,
  • слова Абая,
  • рисунки физических явлений,
  • эпипроектор,
  • картинки,
  • грамоты,
  • медали,
  • чеки.

Ход урока

Учитель: Уважаемые дамы и господа! Мы приветствуем Вас на нашей пресс-конференции с физиками-лауреатами Нобелевской премии, которые внесли неоценимый вклад в науку, и поэтому мне хотелось бы открыть пресс-конференцию словами великого русского поэта А.С. Пушкина:

“ О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных
И гений парадоксов друг.
И случай, бог изобретатель”

Девизом нашего урока мы взяли слова великого физика Джеймса Максвелла:

“Наука захватывает нас тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей их открытий”

Таким образом перед вами сегодня выступает со своими научными докладами великие физики: Альберт Эйнштейн, Пьер и Мария Склодовская-Кюри, Вильгельм Рентген, Басов и Прохоров. Мы с вами повторим такие вопросы, как явление радиоактивности, теория относительности, рентгеновские лучи, устройство и принцип действия лазеров. На нашей конференции присутствуют корреспонденты журналов:

  • “Терра Инкогнито”
  • “Квант”
  • “Древо познания”
  • “Земля и Вселенная”
  • “Техника молодежи”
  • “Наука и жизнь”

Учитель: Да, сегодня в кругах ученых Нобелевская премия имеет всемирное значение. По сложившейся традиции – это высшая оценка заслуг ученого. Но что мы знаем о великом Альфреде Нобеле?

(Речь о Нобеле)

(Текст завещания на магнитофоне)

(Продолжение речи)

Учитель: Сегодня мы знаем об одном из интереснейших явлений Самопроизвольной радиоактивности. Изучением его занимались великие французские физики Пьер и Мария Склодовская-Кюри. Сегодня они нам дороги не только как великие гуманисты. Их вдохновенный патриотизм, высочайшее человеколюбие и безграничная преданность науке служат живым примером молодому поколению.

(Выступают Пьер и Мария Кюри)

Учитель: Вся семья Кюри внесла большой вклад в развитие физики. И конечно дело своих родителей было продолжено дочерью Пьера и Марии Кюри – Ирен и ее мужем Фредериком Кюри, которые открыли явление Искусственной радиоактивности, за которую также получили Нобелевскую премию.

(Показать через эпипроектор) картинки

Учитель: А сейчас мне бы хотелось предоставить слово одному из великих ученых мира - американскому физику Альберту Эйнштейну, который совершил буквально революцию в физике, в корне пересмотрел понятие о пространстве и времени, вывел закон фотоэффекта.

(Выступает Альберт Эйнштейн)

Демонстрация видео

(Продолжение речи)

Учитель: В январе 1896 года над Европой и Америкой прокатился тайфун газетных сообщений о сенсационном открытии профессора Вюрсбургского университета Вильгельма Конрада Рентгена. Казалось, не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти руки, принадлежавшей, как выяснилось позже, Берте Рентген - жене профессора. А профессор Рентген, запёршись у себя в лаборатории, продолжал усиленно изучать свойства открытых им лучей. Как же произошло это открытие?

(Выступление Рентгена)

Учитель: Природа возникновения светового излучения, состав света Солнца, ламп и даже светлячков в лесу всегда интересовали физиков. На пути раскрытия оптических тайн Земли и Вселенной учёным удалось сделать много открытий и создать затем удивительные приборы и источники света, которые даже изобретательная природа не могла придумать, а русские учёные Басов и Прохоров разработав теорию квантовой электроники, способствовали созданию самых мощных источников света - лазеров.

(Речь Басова и Прохорова)

Рисунок лазера.

Учитель: Уважаемые дамы и господа, мы сегодня выслушали доклады великих физиков.

И сегодня на нашу пресс-конференцию прибывают король Швеции Карл XVI и королева Сильвия по окончании пресс-конференции состоится торжественная церемония вручения нобелевской премии.

Учитель: (фанфары, идут король с королевой, приветствуют гостей.)

А теперь наступило время задать интересующие вопросы корреспондентам различных научно-популярных изданий.

Учитель: (представители прессы задают вопросы)

  1. Эйнштейн – по картинкам
  2. Басов и Прохоров – видео

Вопросы учёным.

1. Скажите, как ваша теория относительности повлияла на общее представление о гравитации?

Эйнштейн

2. Какое практическое применение может иметь ваша формула Е=mc2.

Эйнштейн

3. Скажите, обладают ли рентгеновские лучи волновыми свойствами?

Рентген

4. Расскажите об использование рентгеновских лучей человеком?

Рентген

5. Какое влияние оказывает радиоактивное излучение на организм человека?

М. Кюри

6. Мы слышали, что по количеству радиоактивного урана можно определить возраст Солнечной системы. Объясните, пожалуйста

П. Кюри

7. Каково практическое применение лазерных лучей?

Басову

8. Существует и в природе нечто, похожее на квантовый генератор?

Прохоров

(“Ученые” отвечают на вопросы).

Учитель: Спасибо представителям прессы за вопросы. Сейчас наступает редакционная 10 минутка, вы пишите статью в свой журнал, а уважаемые гости, мы вам предлагаем продолжить просмотр док.фильма об Эйнштейне.

(Пишут статьи)

Учитель: Уважаемые представители прессы, ваше время вышло, нам бы очень хотелось узнать, чем запомнилась вам эта конференция?

(Отчёт о конференции)

(Итог)

Учитель: А сейчас уважаемые дамы и господа, наступает самая торжественная минута, когда король и королева вручат вам нобелевскую премию.

(Речь короля, вручение дипломов, медалей и чеков 1млн. долларов)

Учитель: (вносят нобелевское мороженое)

Итак, уважаемые гости, Дорогие ребята! Мы заканчиваем наш урок, закрываем пресс-конференцию, Вы сегодня многое узнали о великих физиках мира и об истории их открытий. Это и американский физик Альберт Эйнштейн и французские физики Пьер и Мария Кюри и немецкий физик Вильгельм Рентген и русские физики Басов и Прохоров - это не только великие ученые, но и прекрасные люди и независимо от того, в какой стране они родились, они сделали свои великие открытия, которыми пользуется сейчас все человечество, они всегда боролись за сохранение мира на земле и дружбу между народами.

А если обратиться к словам великого просветителя казахского народа Абая Кунанбаева, чье имя носит наша школа, то хочется отметить, что он завещал вам, молодым такие слова: “Наука- один из ликов Всевышнего, потому что и любовь к науке-признак человечности и искренности”. “Если признак науки, милосердия, справедливости присутствуют в тебе, это означает что ты имеешь стремление к знаниям”. “Нужно учиться, чтобы узнать то, что знают другие народы, чтобы стать защитой и опорой для своего народа”.