Урок внеклассного чтения по теме: "В. Бианки "Теремок". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: В. Бианки “Теремок”.

Цели:

  • познакомить с новым произведением В. Бианки “Теремок”;
  • формировать у детей умение и привычку думать над книгой;
  • расширять читательский кругозор;
  • формировать отношение к книге как к общественной ценности;
  • развивать у учащихся внимание, память, мышление, речь;
  • формировать у учащихся интерес к чтению;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • магнитная доска;
  • буквы Т, Е, Р, М, О, К;
  • рисунки с различными домиками (нора, скворечник, гнездо, собачья будка);
  • рисунок терема;
  • рисунок дупла, карточки с заданиями, картинки с героями сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель достает заранее приготовленную фигурку лесовичка. Лесовичок “приглашает” детей попутешествовать по сказочному лесу. Учитель говорит: “А куда мы попадем в сказочном лесу, узнаем, разгадав кроссворд”.

II. Работа с кроссвордом.

    1 Б Е Л К А  
  2 М И Ш К А    
  3 З А Я Ц      
4 К У Н И Ц А    
  5 С К В О Р Е Ц
      И          

(Буква И (вторая) в слове БИАНКИ вписана в кроссворд заранее.)

Разгадывание кроссворда начинается с отгадывания загадок.

1. В сосне дупло, в дупле тепло. А кто в дупле живет? (БЕЛКА)

2.

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (МЕДВЕДЬ)

3. Зимой – белый, а летом – серый. Кто это? (ЗАЯЦ)

4.

Она всех малых зверей убийца,
Страшнее хоря, с ней спорить нельзя.
Кто это? (КУНИЦА)

5.

На шесте – дворец, во дворе – певец.
А зовут его … (СКВОРЕЦ)

За каждую правильную отгадку учитель дает ребятам букву из слова “теремок” (не по порядку), которую прикрепляет к магнитной доске. Шестую букву он дает в награду за быстрое разгадывание всех загадок.

После заполнения кроссворда учитель спрашивает:

- Какое слово получилось в выделенных клеточках? (БИАНКИ)

- Кто он такой?

Учитель кратко рассказывает биографию писателя.

III. Работа со сказкой Бианки “Теремок”.

1. Учитель задает вопросы:

  • Посмотрите, какие буквы у нас находятся на магнитной доске? Кто догадался, какое слово можно составить из этих букв? (ТЕРЕМОК)
  • Кто написал сказку под таким названием? (БИАНКИ)
  • А что такое теремок? (Дети объясняют. В процессе объяснения учитель открывает рисунок терема, заготовленный заранее.)
  • А это теремки? (Учитель прикрепляет на доску изображения норы, скворечника, гнезда, собачьей будки.) Для кого они? Кто в них может жить?
  • А еще какие “теремки” встречались вам в других сказках? (Варежка, избушка, горшок и т. д.)
  • А какой теремок у Бианки? (На доску добавляется рисунок дупла.)
  • Кто начал его строить? (Скворец)

2. Работа в командах.

Класс делится под руководством учителя на команды (3-4 команды).

Учитель объясняет, что за каждое правильно выполненное задание команда будет получать фишку. Выиграет та команда, которая получить больше фишек.

Первое задание. Вспомните, в какой последовательности жили в теремке герои сказки? Каждая команда дает ответ.

Второе задание. Кто из героев говорил эти слова:

  • первая команда: “Попадешь ко мне в когти – не хнычь. Ночью прилечу – цоп! – и проглочу”. (СЫЧ)
  • вторая команда: “Я по веткам скакала, по дуплам сидела. У меня зубы долги, востры, как иголки”. (БЕЛКА)
  • третья команда: “Мы – друг за дружку горой. Кружили, жужжали, жалили, грозили большим и малым”. (ПЧЕЛЫ)
  • четвертая команда: “Вашему теремку крышка!” (МЕДВЕДЬ)

Третье задание. Разгадывание ребуса.

Первая команда: весна**** *волк** снег*** кот** (воск)
Вторая команда: смех*** **зверь** нож** *полка*** (сено)
Третья команда: *ум *море** *ухо* (мох)
Четвертая команда: **успех** еж* *крыша* ***мышки (перышки)

Назовите слова, которые отгадали.

Какое отношение имеют эти слова к теремку? (СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ)

Найдите в тексте и зачитайте: кто использовал этот материал при строительстве дупла?

Четвертое задание. Учитель задает вопрос: “Что происходило с дуплом во время обитания в нем разных жильцов?” (УВЕЛИЧИВАЛОСЬ)

Далее командам раздаются карточки. В них вразброс напечатано, как увеличивалось гнездо (собачья голова, лошадиная голова, человеческая голова, кошачья голова, целое окнище). Детям дается задание: расставить цифры по мере увеличения дупла.

Пятое задание. Пантомима. От каждой команды выходит ученик и выбирает картинку с героем сказки. Нужно изобразить этого героя. Другие команды должны узнать это животное. При выполнении этого задания можно заработать дополнительные фишки, изобразив других животных.

Шестое задание. Индивидуальное. Каждому ученику раздаются карточки. На них овалы различной величины. Используя этот овал, нужно нарисовать героя. Все рисунки помещаются на доску.

IV. Подведение итогов урока.

Подсчитываются фишки и выбирается команда - победитель.

Учитель задает вопросы учащимся:

  • Чем же все кончилось в сказке?
  • А могло быть иначе?
  • Чему же учит нас эта сказка?