Конспект урока по литературе на тему: "Иван Грозный и опричник Кирибеевич в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цель: Продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям.

Задачи:

  • Обучающая: формирование умений характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала, а также дополнительных источников;
  • Развивающая: привитие навыков передачи личностного восприятия; развитие умения выделять главное; формирование умения выразительного и осмысленного чтения;
  • Воспитывающая: воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда.

Эпиграф к уроку: При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.

Содержание урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово

Ребята, мы продолжаем работу над поэмой М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Тема нашего урока: “Иван Грозный и опричник Кирибеевич”.

В ходе нашей беседы мы должны ответить на следующие вопросы:

1. Можно ли назвать Грозного мудрым и справедливым царем?

2. Иван Грозный. Каков он в изображении М.Ю.Лермонтова?

3. Как относится М.Ю.Лермонтов к Киребеевичу, “верному слуге царя”?

III. Беседа об Иване IV

1. События, отраженные в “Песне…” относятся к царствованию Ивана IV. Мы сейчас обратимся к истории, чтобы вспомнить, когда взошел на трон Иван IV, каким он был как историческая личность; небольшое сообщение об опричнине и опричниках.

Сообщения учащихся: “Эпоха Ивана Грозного”; “Опричнина, опричники”.

2. Основа лермонтовского произведения — историческая, но сама история, изображенная в “Песне…”, вымышленная. К историческому жанру обращались не только писатели и поэты. Яркими примерами этому служат картина В.Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный” и скульптура М. Антокольского “Иван Грозный”.

Сообщения учащихся: “О скульптуре”; “О картине”.

3. Ребята, мы узнали, каким был Иван Грозный как историческая личность, каким его увидели художник и скульптор, а теперь поговорим о том, каков Иван Грозный в изображении Лермонтова.

В “Песне…” Лермонтов собрал и поэтически переработал народные песни, былины, сказки о грозном царе Иване. От фольклора идет не только форма “Песни…”, но и образ царя: он блюститель установленных и освещенных веками законов жизни, характер его сложен и противоречив.

А теперь давайте обратимся к тексту.

Найдите описание внешности царя. Какие детали его портрета наиболее выразительны?

А какие художественные средства использует автор в описании царя?

Теперь поговорим об отношении Ивана IV к людям: Иван Грозный — Кирибеевич; Иван Грозный — Калашников.

Какие черты характера раскрываются в Иване IV?

Обобщение: он жесток и подозрителен, несправедлив и мстителен. Но в то же время он может быть и щедрым в отношении людей, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие. Гнев у него быстро сменяется милостью, а суровость — веселым расположением духа.

А теперь, на основе услышанного, давайте ответим на наши проблемные вопросы, касающиеся Ивана Грозного.

Можно ли назвать Грозного мудрым и справедливым царем?

При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.

Вывод: В основе своей — это глубокий и могучий характер, но искаженный безграничностью власти, сосредоточенной в руках царя.

Иван Грозный. Каков он в изображении М.Ю. Лермонтова? Ставил ли автор перед собой задачу создать реальный, исторический образ Ивана IV?

Вывод: Жестокая эпоха его царствования предстала в поэме в картинах быта, в характерных чертах семейного уклада, в развлечениях, а не в его государственной политике. Лермонтов увидел Грозного таким, каким он был запечатлен в народных исторических песнях.

IV. А теперь разговор у нас пойдет о Кирибеевиче, “верном слуге царя”.

Как гусляры поют об опричнике в первой главе? Во второй?

Что можно сказать о характере героя?

Как он говорит о своей любви к Алене Дмитриевне, и почему скрыл правду от царя?

Изменилось ли отношение гусляров к опричнику?

Настоящей ли была любовь Кирибеевича к Алене Дмитриевне?

Как ведет себя Кирибеевич перед боем?

Обобщение: страсть опричника явилась причиной его гибели. Преступная любовь Кирибеевича столкнулась с высокими нравственными законами его времени. Он испытывает душевное смятение, когда узнает, что перед ним муж оскорбленной им Алены Дмитриевны, и понимает, что это не обычный потешный бой, а смертельный поединок.

Вопросы, заключающие работу над образом Кирибеевича:

Каким чувством проникнуто описание смерти опричника?

Как говорят гусляры о нем в третьей главе?

А как Лермонтов относится к участи своего героя?

При всей справедливости постигшей Кирибеевича кары, и гусляры, и автор сожалеют о его ранней гибели, любуются его удалой силой, ценят, что он не просит пощады, а принимает открытый бой. Это сожаление ощущается в образе сосенки:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый корень подрубленная.

Итак, наш вопрос: “Как относится Лермонтов М.Ю. к Кирибеевичу, “верному слуге царя”?

Вывод: У Лермонтова Кирибеевич является выразителем бесшабашной удали и силы, страсти и своеволия. Но поэт, рассказывая о его участи, сожалеет о молодой жизни, рано погибшей из-за безрассудства.

V. Подведение итогов, оценивание ответов учащихся.

VI. Д/з. 1) Отрывок наизусть. 2) Вопр.3,4 (стр. 90).

Тезисы. Данный урок направлен на формирование умений учащихся характеризовать героев произведения на основе изучаемого материала и дополнительных источников; привитие навыков передачи личностного восприятия