Тема урока: "Основы молекулярно-кинетической теории. Температура. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы"

Разделы: Физика


Тип: обобщения знаний, повторения, систематизации знаний по теме “Основы МКТ. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы”.

Вид: урок-эстафета

Цели:

  • закрепить у учащихся навыки решения задач;
  • в игровой соревновательной форме проверить знания формул, знания графиков изопроцессов и законов их протекания;
  • формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся; развивать коммуникативные способности;
  • расширить кругозор учащихся в области истории физики и жизни ее творцов.

Задачи:

*Образовательные:

  • выявление уровня усвоения данного материала;
  • формирование познавательных умений через решение различных ситуаций;
  • формирование умения группировать материал по указанным признакам.

*Воспитательные:

  • подчеркнуть ограниченность применения знаний на эмпирическом уровне обобщения;
  • способствовать воспитанию трудовых навыков; физической сноровки;
  • продолжить воспитание личностных качеств: взаимопомощь, чувство коллективизма, ответственность, организованность.

*Развивающие:

  • сформировать элементы творческого поиска на основе приема обобщения.

Оборудование: задачи, формулы.

Эпиграф к уроку: “Хитрые люди презирают знание, простаки удивляются ему, мудрые пользуются им” (Т.Маколей)

Плакат:

Пусть кипит работа,
Сложны соревнования.
Успех решает не судьба,
А ваши знания!

Ход урока

Учащиеся класса разбиваются на 3 команды, равные по силам (каждому участнику присваивается порядковый номер), заполняют заявку на участие в эстафете, где указывают фамилию, имя участника и его порядковый номер. На бланке этой заявки учитель в течение урока проставляет баллы, заработанные каждым игроком на отдельных эстафетах.

I. Вступительное слово учителя

  • Орг. момент;
  • Оглашение эпиграфа;
  • Оглашение цели урока;
  • Оглашение плаката;
  • Объяснение правил проведения эстафеты.

II. Эстафета

  • Первая эстафета — “Восстанови формулу”

На доске написаны формулы; учащиеся из каждой команды выходят к доске и вместо вопросительного знака записывают физическую величину. Каждая правильно записанная формула — 2 балла. Эстафетная палочка — мел. Побеждает та команда, которая быстро и правильно восстановит все формулы.

  • Вторая эстафета — “Ты Бойлем можешь и не быть, но знать изопроцесс обязан!”

Каждой команде выдается листок, на котором нарисованы графики изопроцессов; передавая листок — эстафетную палочку, — ученики письменно называют все изопроцессы, изображенные на листке. Нечетные номера выполняют задания под нечетным номером, четные — под четным. Один процесс — один балл. По окончании работы учащимися все изображенные изопроцессы озвучиваются.

  • Третья эстафета — “Изменяем координаты”

Задача участников эстафеты: перечертить предложенные графики в другой системе координат: нечетные номера чертят в координатах VT, а четные — в координатах РТ. По окончании работы учащиеся сравнивают свое выполненное задание с графиками, изображенными на доске. За правильно выполненную работу — по три балла.

  • Четвертая эстафета — “Одна на всех!”

Каждой команде выдается задача, которую необходимо решить и объяснить для учащихся из других команд. За правильно выполненную работу — пять баллов.

  • *Пятая эстафета — “Историческая”

/Учащимся предлагаются вопросы о жизни и открытиях великих ученых, творцов газовых законов. Эта эстафета посвящается Бойлю, Мариотту, Гей-Люссаку, Шарлю. Номер вопроса соответствует номеру учеников, которые имеют право ответа./

III. Подведение итогов урока

Победителю урока-эстафеты вручается медаль “Да здравствует наука!”, он зарабатывает две пятерки. Остальным учащимся оценки выставляются в зависимости от набранных баллов.

IV. Домашнее задание

Задания к эстафетам в Приложении.